0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2784)
Памяти судового механика Уно Борка. ВАХТА 28 ЧАСОВ – 03 04 1965

Впервые с Уно Борком я познакомился месяцев пять назад. Разговорились, и я узнал его биографию. Уно закончил артиллерийское училище в Ленинграде. Служил в Эстонском национальном корпусе. В 1956 году демобилизовался. Затем поступил в Политехнический институт. Окончил три курса и перешел в Мурманское высшее мореходное училище. После окончания плавал на атомоходе "Ленин". Позднее вернулся в Таллин.
В отделе кадров Таллинской базы океанического флота ему, как инженеру, предложили должность на берегу. Но он отказался:
— Хочу плавать.
Его определили третьим механиком на СРТР-9139. Здесь то я вторично встретился с Уно.
Перед отходом судна мы долго с ним беседовали. Коммунисты избрали Уно Борка секретарем партийной организации, и у нас шел разговор о предстоящем партийном собрании. Уно был недоволен произведенным ремонтом судна.
— Нужно провести собрание с повесткой дня: "Подготовить все машины и механизмы к переходу через океан» — убежденно говорил он.
Секретарь сам сделал коротенький доклад. Приняли решение: не считаясь со временем, подготовить все машины и механизмы к переходу.
Уно Борк во всем показывал пример. Он в первую очередь занялся электрооборудованием.
Механик настолько понимал ответственность перед командой, что работал в самую штормовую погоду.
Есть люди, которые отработают свои часы и на отдых. Уно не такой. В районе Азорских островов в машине вышел из строя топливный насос главного двигателя. Уно уже отстоял свою вахту и лежал в постели. Стоило только двигателю замолчать, третий механик сразу же вскочил с постели. А мог бы он и не вставать. Но Уно встал и вместе со всей машинной командой двадцать часов не выходил из машинного отделения. Когда все было готово, вновь подошла его вахта. Ничего не поделаешь. И Уно безропотно отстоял ее.
Двадцать восемь часов подряд длилась его вахта. Сдав ее, третий механик вышел на палубу. Сел на крышку трюма и закурил. Через упрямый лоб легла глубокая складка, веки слегка припухли и покраснели. Но сами глаза были живыми. В них светились задорные искорки. Трудно было угадать, что в это время думал Уно. Всего скорее, он радовался тому, что оказался сильнее тех трудностей, которые так неожиданно свалились на него.
Уно смотрел на голубое, море, пускал кольца дыма и щурил от солнца серые глаза.
Затем неожиданно повернулся ко мне:
- Какая теплынь. Двадцать пять градусов. А у нас в Таллине сейчас, наверное, прохладно. Он немного помолчал, затем добавил:
- Идут дожди.
- Да... Здесь лето.
На голубом полотне моря, словно бриллианты, вспыхивали, горели, переливались солнечные блики.
Я подумал, 28 часов подряд длилась у этого человека вахта, сколько в нем энергии.

А. КВАШНИН.
Памяти штурмана Германа Мальцева. ВСЕГДА С ЛЮДЬМИ – 24 04 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кому из моряков рыбопромыслового флота приходилось работать со штурманом Германом Мальцевым, тот с сердечной теплотой и уважением отзывается об этом трудолюбивом и скромном моряке.
Одиннадцать лет он работает в рыбной промышленности. И все эти годы неутомимо несет страстное слово пропагандиста в массы.
Герман Мальцев старший помощник капитана среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9124. Ему и без общественной работы хватает забот по службе, особенно на промысле.
Но Мальцев не мыслит себе жизни в отрыве от общественного дела. Поэтому он в свободное время всегда среди людей, да и члены экипажа, зная его, как добродушного отзывчивого старшего товарища, идут к нему за советом и помощью.
Герман Викторович разъясняет различные вопросы международной и внутренней жизни страны, по темам политических занятий.
Члены экипажа судна привыкли к тому, что Герман Викторович всегда внимательно выслушает каждого, кто к нему обращается, и безотлагательно даст ответ на интересующие вопросы. И это не удивительно. Коммунист Мальцев грамотный и опытный пропагандист. С 1952 года он член общества Знание». Из года в год руководит группами сети партийно-политического просвещения моряков.
Нелегко было в последнем рейсе проводить политико-воспитательную работу с экипажем, готовиться к занятиям и лекциям.
Однако Г. Мальцев нашел время для политической учебы личного состава, подготовил и прочитал лекцию «Человек и освоение космического пространства» — в связи с полетом космического корабля " Восход ", делал обзоры международного положения. Нередко, сменившись с вахты, пропагандист вместо отдыха садился у столика и писал. Это он готовил лекцию о передовых методах работы промысловых судов в Северной Атлантике. К приходу в порт он собрал богатый материал и теперь готовится передать рыбакам опыт передовых судов.

А. КАБАНЦЕВ.
На снимке: пропагандист, старший помощник капитана СPTP-9124 Г. Мальцев.
ПАМЯТИ СРТР-9139 и его экипажей. Двенадцать баллов – 17 04 1965
От Ньюфаундленда прошли тысячу миль. Погода, если не благоприятствовала нам, то. во всяком случае, особенно и не беспокоила. Постоянные пять-шесть баллов. Мы все давно привыкли к ним.
Как-то вечером в каюту капитан зашел радист Александр Степанов. Штормовое предупреждение — сказал он. Ожидалось одиннадцать баллов.
Александр Чеботарев прочитал текст радиограммы и отдал распоряжение " крепить все по-штормовому».
Я вышел на мостик.
- Скверная погода, — заметил рулевой Иван Галета.
К ночи качка усилилась. А когда утром подошла моя вахта, я не узнал океан. Он был в пене. Ветер свистел в снастях. Волны перекатывались через полубак. В рубку зашел капитан. Глаза у него усталые. Чувствуется, что отдыхал плохо.
— Дает, — указал на море.
Я молча кивнул головой. Через пару минут волны обрушились на мостик. От их мощного удара вылетело стекло в ходовой рубке. Траулер перестал слушаться руля. Нас развернуло лагом к волне. Бросаю взгляд на кренометр. Шестьдесят один градус! Значит, мы на пределе.
Даю сигнал тревоги. На мостик прибегает с набором инструментов второй механик Уно Борк. Бегу вниз.
Меня прижимает то к одной , то к другой переборке. Открываю каюту матросов.
- На аварийный руль!
... Новый удар. Шлюпка, словно срезанная, летит в океан. Два раза показывается на гребне волны и исчезает. Леня Иванов, Владимир Дюна и другие наваливаются на рулевое колесо. Приказываю привязаться, чтобы не смыло волной. Командуем прямо с кормы
Через пятнадцать минут Уно Борк исправляет повреждение на руле. Два дня мужественно и стойко боролся экипаж за живучесть корабля. А когда шторм стих, я нашел на корме маленький кусочек дюраля. Это все что осталось от нашей шлюпки. Да, двенадцать баллов - это, конечно, что-то значит . Однако, люди сильнее стихии.

М. КОТЛЯР,
старший помощник капитана СРТР-9139
ПАМЯТИ БМРТ-З96 и его экипажей. В ПЕРВОМ РЕЙСЕ - 31 03 1965
БОРТ БМРТ-З96. (По радио). Первый груз 5.040 центнеров рыбы и 370 центнеров рыбной муки был набран за 14 суток и сдан на п/б «Владивосток. После этого экипаж заступил на трудовую вахту, посвященную выборам в местные Советы депутатов трудящихся Эстонской ССР, и добился высоких показателей. За 6 суток было заморожено 2725,9 центнеров рыбы, изготовлено 305 центнеров рыбной муки.
В начале промысла встречались трудности, так как около 6о процентов личного состава производственных бригад впервые вышли в море. За короткий срок они с помощью опытных специалистов освоили производственные операции.
Большинство членов команды с первых дней показывает большую организованность, стремление достичь высоких производственных показателей. К этому зовет обязательство: каждому бороться за звание ударника коммунистического труда.
Как всегда впереди коммунисты, комсомольцы, ударники коммунистического труда.
Бригада обработчиков рыбмастера Н. Петраковского за 8 часов замораживает не менее 17 тонн рыбы, бригада рыбмастера Кучинского — 15—16 тонн. Это высокие показатели.
Большая заслуга в умелой расстановке сил, обучении личного состава принадлежит старшему мастеру добычи Я. Володину, технологу В. Гарбузу, мастеру добычи Пpoцюку.
Теперь, когда экипаж поверил в свои силы, закрепил хорошие темпы в труде, мы твердо уверены, что взятые на себя обязательства выполним.

С. ЕВЛАННИКОВ,
первый помощник капитана.
ПАМЯТИ СРТР-9124 и его экипажей. РЕЙС ОКОНЧЕН - 27 03 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С промысла возвратился СРТР-9124 под командованием капитана В. Анциферова. Рейс закончен досрочно. Задание выполнено на 160 процентов. Вместо 352 выловлено 560 тонн рыбы. Сортность выше плановой.
Машинная команда под руководством старшего механика т. Дмитриева своевременно делала профилактический осмотр и ремонт механизмов. Это исключило простои судна и потерю промыслового времени.
Отличались трудолюбием дрифмастер т. Карташев, его помощник т. Лойдан, рыбмастер т. Корнев, бондарь т. Давыдик, матросы первого класса тт. Морзобитов, Торговцев, Злобин; третий помощник капитана т. Тхаржевский, моторист т. Кристель, третий механик т. Клочков и другие.
Общественные организации судна руководили социалистическим соревнованием, ежедневно сообщали его результаты.
За результатами следили все, и конечно, никому не хотелось отставать от других.
Соревнование, как видите, дало свои результаты.

Д. КУЛИКОВ,
секретарь партийной организации.

На снимке: СРТР-9124 в Таллинском рыбном порту.
Фото А. Дудченко.
130 подарков - 10 03 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много хлопот было в эти дни у членов женского совета. С моря к ним поступило свыше 130 радиограмм. Рыбаки просили приобрести в магазинах и вручить в день 8-го Марта женам, дочерям, подругам, невестам подарки.
Все просили обязательно преподнести букеты лучших цветов, фрукты, наборы шоколадных конфет, торты и конечно, по бутылке шампанского - какой же праздник без этого веселого, игристого вина.
Подарки были вручены.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимках: (вверху)

члены женсовета Э. Душинская, Л. Лапшина, Л. Слюсарева, О. Попова, Н. Кукушкина, приготовляют подарки к отправке. (Внизу) — член женсовета Т. Алексеева вручает дочери и жене электрика CРTP-9108 Ивана Галковского подарки. В канун праздника у Екатерины Семеновны Галковской и у ее дочери Жени был день рождения.

Фото А. Дудченко
На женском празднике - 10 03 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Шестого марта в Таллинском рыбопромышленном техникуме состоялся торжественный вечер ТБОРФ, посвященный Международному женскому дню.
Вечер открыла председатель женского совета ТБОРФ Лидия Карловна Лапшина. С докладом выступила член женсовета Екатерина Митрофановна Гиро. Она отметила, что многие наши женщины самоотверженно трудятся в море. Это — фельдшеры, повара, буфетчицы и уборщицы. Они с честью выполняют свои обязанности, проявляют постоянную заботу о моряках, стараются, чтобы в любых условиях плавания всегда была приготовлена вкусная, питательная пища, был на судах домашний уют.
Екатерина Митрофановна Гиро поздравляет неутомимых тружениц моря с наступающим праздником, желает им новых успехов в труде, личного счастья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Заместитель начальника ТБОРФ В. Жуков зачитывает приказ начальника ТБОРФ о поощрении женщин, плавающих на судах и работающих на берегу.
За хорошие показатели в труде и активное участие в общественной работе удостоены благодарностей и денежных премий более 125 человек.
Председатель базового комитета профсоюза
ТБОРФ Ф. Акопян вручил от имени профсоюзной организации подарки женщинам, принимающим активное участие в общественной работе.
После торжественной части состоялся большой концерт художественной самодеятельности. Его показали воспитанники подшефного ТБОРФ Таллинского детского дома № 3.

Т. АЛЕКСЕЕВА.

На снимках: (вверху) в зале торжественного заседания посвященного Международному женскому дню — 8 марта. Воспитанники подшефного ТБОРФ Таллинского детского дома № 3 поздравляют женщин с праздником. (Внизу) член женсовета ТБОРФ Е. Гиро вручает участникам художественной самодеятельности подшефного детского дома подарки.

Фото А. Дудченко.
ПАМЯТИ СРТР 9080 и его экипажей. НАГРАДА ПОБЕДИТЕЛЯМ – 10 03 1965
ПЕРЕХОДЯЩЕЕ КРАСНОЕ ЗНАМЯ ВРУЧЕНО ЭКИПАЖУ СРТР-9080
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В салоне СРТР-9080 собрался экипаж. Здесь состоялось вручение переходящего Красного знамени победителям социалистического соревнования за 1964 год.
Вручая знамя, секретарь парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота В. Маслаков отметил:
- Команда вашего судна успешно потрудилась в минувшем году. Вы добыли больше всех рыбы среди однотипных судов. Но это не предел. Находите резервы, совершенствуйте свое мастерство.
Николай Леонтьев, под руководством которого экипаж добился высоких результатов, принимая знамя, сказал:
— Победа нам досталась нелегко. Были на промысле и неудачи. Однако экипаж сумел победить трудности. В этом большая заслуга наших людей.
Н. Леонтьев назначен на большой морозильный траулер. Он передал высокую награду новому капитану судна Георгию Нечкину.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Постараемся удержать ее у себя и в этом году, — под бурные аплодисменты собравшихся, заявил Георгий Нечкин.
Председатель базового комитета профсоюза ТБОРФ Ф. Акопян вручил отличившимся морякам Почетные грамоты администрации и базового комитета. Награждены: матрос I класса X. Николай, старший помощник капитана А. Кулаков, моторист Э. Янсон, рефмоторист Б. Булавин, старший мастер добычи В. Шеляг и другие.
Представители Парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота, администрации и общественных организаций ТБОРФ пожелали экипажу СРТР-9080 новых трудовых успехов.

На снимках: (вверху) секретарь парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота В. Маслаков поздравляет капитана СРТР 9080 Н. Леонтьева с получением переходящего Красного Знамени. (Внизу) Члены экипажа у развернутого переходящего Красного Знамени.

Фото А. Дудченко и Л. Квашнина.
ПАМЯТИ СРТ-4479 и его экипажей. ЗАБОТА У НАС ОДНА - 03 03 1965
СРТ-4479 вернулся из рейса. Экипаж коммунистического труда выполнил рейсовое задание на 22 дня раньше срока... В чем секрет нашего успеха?
Перед выходом в море провели открытое партийное собрание. На судне шесть коммунистов. Речь шла о том, как успешно выполнить план. Такую задачу поставил коммунист капитан судна т. Сериков. Мы хорошо знали друг друга и были уверены, что каждый станет работать в полную меру сил, но, тем не менее, приняли решение, что коммунисты должны во всем показывать личный пример, быть организаторами социалистического соревнования.
Норвежское море встретило нас неприветливо. Часто штормило. Приходилось работать в трудных условиях. Но люди радовались: рыба шла. Иногда брали на сетку по 400— 500 кг, а сеток в дрифтерном порядке 100. Капитан В. Сериков вел поиск. Он анализировал данные советов, которые поступали на судно. Тщательно исследовал участки промысла, настойчиво искал рыбу. В море возникало много производственных вопросов, которые капитану одному не решить. Поэтому он опирался на партийную организацию, и коммунисты вместе искали правильное решение вопросов. Партийная организация судна держала моряков в курсе всех промысловых событий. Они знали, что предстоит им делать сегодня, завтра и послезавтра.
Еще в начале рейса кандидат в члены партии С. Строганов предложил вывесить в салоне график. В нем ежедневно отмечали вылов рыбы. Рядом — повесили другой. Записывали показатели лова судов ТБОРФ. Так было легче сравнивать свои достижения с другими. В этом необъявленном соревновании мы были на третьем месте. Никому не хотелось плестись в хвосте, ведь экипаж у нас коммунистического труда. Бывало так: в каком-то промысловом квадрате работаем несколько суток, улов падает. Люди начинают волноваться: не пойти ли нам в другой? Но опытный капитан-промысловик не ошибался. Мы находили рыбу, не делали лишних переходов, экономили время. Терпеливая работа на промысле руководителя судна — это пример для тех, кто упорно добивается победы. Коммунисты несли вахты везде: на палубе, в машинном отделении, в штурманской рубке...
Коммунисты постоянно повышали свои знания, учили других. В каюте у старшего механика С. Строганова много учебников. Это книги, из которых можно почерпнуть знания по механической и корпусной части. Когда выдавалась свободная минута, старший механик собирал ребят в салоне. Он занимался с ними по специальной программе. И результат сказался: к концу рейса 6 человек повысили свою производственную квалификацию.
Часто рабочих рук не хватало, особенно при обильных уловах. На судне не говорят:
— Помоги!
Если ты свободен и видишь, что товарищ не успевает — иди на помощь.
Поэтому на подвахту выходили и второй штурман коммунист Георгий Рехлов, и второй механик кандидат в члены КПСС М. Арутюнов и многие другие. Одним словом все, кто был свободен.
Товарищеская взаимовыручка, ответственность за производственное задание сказались в самом критическом случае промысла: во время выхода из строя главного двигателя.
Собрали экстренное совещание. Капитан сказал:
- Надо быстрее отремонтировать. План срывается.
Организацией труда занялся старший механик С. Строганов. Он расставил людей так, чтобы трудились сменно, по два часа. Строганов привлек к ремонту и палубную команду. Она выполняла подсобную работу. Радист И. Кубрак запрашивал суда, на которых могли быть нужные запасные части.
— Как у вас дела? — спрашивали стармеха.
И хоть было не до шуток, он отвечал:
— Скоро закрутим!
Экипаж за один день сделал ремонт, на который по расчету требовалось несколько суток. Это потому, что все работаем добросовестно.
Опять начался поиск. Иногда за дрейф брали по 50 тонн рыбы...
Если ты прожил день и ничего не узнал — плохо. Моряки не только работали и учились, но и умело отдыхали. Были прочитаны три лекции на политические темы. На лекции рыбаки приходили с удовольствием. Задавали много вопросов. А иногда собирались поспорить о прочитанных книгах. Обсудить прожитый день.
В рейсе партийная организация накопила опыт работы с людьми, коммунисты стали активнее вникать в экономику. Вырос их авторитет, они почувствовали себя сильнее.

С. ШКОЛЕНОК,
секретарь партийной организации.
КАПИТАН ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ – 10 02 1965
О ПОДГОТОВКЕ СУДНА К ВЫХОДУ В МОРЕ

В 1965 году рыбопромысловым судам ТБОРФ предстоит добыть 1198,1 тысячи центнеров рыбы. Одним из резервов успешного решения этой задачи является качественная и своевременная подготовка судов к выходу на промысел. Но до настоящего времени она находятся на низком уровне, многие суда непроизводительно простаивают в порту. Только в январе этого года из-за плохой подготовки к выходу в море CPT-4510 (капитан т. Молодцов) простоял в порту двое лишних суток, СРТ-4480 (капитан т. Геде) - одни сутки. На сутки раньше мог 6ы выйти на промысел СРТ-4250 (капитан т. Барбакадзе), но третий помощник капитана т. Каазик своевременно не откорректировал навигационные карты и пособия.
Отдельные капитаны судов начинают подготовку к выходу в море с момента окончания ремонта. В спешке приводятся в порядок спасательные средства, палубные механизмы, аварийное и другое судовое имущество. В результате многое упускается из виду.
Так, СРТ-4481 (капитан т Веллемаа) прибыл в порт 5 января. Согласно графику судно должно было выходить из ремонта 30 января, а оформление документов на получение новой шлюпки и заказа на ее установку начали только 28 января.
Часто случается так, что капитаны подготовку судна к очередному рейсу отдают на откуп старшему и третьему помощникам.
Межрейсовая стоянка судна в порту , как правило, кратковременная, она занимает 15—25 суток. Поэтому мы считаем, что подготовку судна к выходу на промысел следует начинать задолго до его выхода в море, с первого дня стоянки в порту.
Руководство подготовкой судна возлагается на капитана. По результатам инспекторского осмотра необходимо составлять акт, который для капитана является как бы планом подготовки судна. Следовательно, морской инспектор не должен допускать формализма в инспектировании. Наоборот, он обязан внимательно и деятельно осмотреть судно.
От того, насколько качественно и полно составлен акт инспекторского осмотра, как морской инспектор будет контролировать его выполнение, зависит своевременность и качество подготовки судна.
При подготовке судна к выходу в море необходимо как можно быстрее передать на проверку и в ремонт в ЭРНК порта штурманские приборы, получать недостающие и вышедшие из действия навигационные карты и пособия, своевременно и полно корректировать их. Капитан судна должен лично убедиться в нанесении на картах рыболовных зон и наличии на судне откорректированной таблицы ширины территориальных зон государств. Своевременно позаботиться о том, чтобы в исправном состоянии, с необходимым снабжением были шлюпки, плоты, индивидуальные спасательные средства, нанести на них положенные надписи. Снабжение шлюпок должно быть проверено по списку, а спуск опробован в действии.
Очень часто бывает так, что в аварийном снабжении отсутствуют или пришли в негодность цемент, густотертый сурик, жидкое стекло, гвозди. Поэтому все недостающее имущество надо получать заранее.
Одним из важных мероприятий по подготовке судна является приведение в исправное состояние противопожарных средств. Необходимо своевременно проверить наличие судовых документов, паспортов и технических формуляров на штурманские и другие приборы.
Можно привести немало примеров, когда из-за отсутствия подобных документов суда простаивали в порту (РР-1270, СРТ-4451 и др.). При проверке СРТ-4543 не оказалось аттестата на хронометр, на СРТ-4574 — формуляра на шлюпку, на СРТ-4250 и СРТ-4452 — формуляров на спасательные плоты.
Для приведения технической учебы с экипажем и руководства по безопасности плавания и рыболовства на каждом судне должна быть библиотечка судоводителя и необходимые руководящие документы, согласно перечню.
Там, где этого недостает, необходимо получить. После получения рейсового задания капитан обязан поручить третьему помощнику, подобрать карты и пособия по маршруту перехода и району промысла, лично убедиться в их наличии. Нельзя допускать, чтобы плавание судна проводилось по генеральным картам, так как небольшая ошибка в счислении может привести к печальным результатам. Так было с СРТ-1045, который в августе 1964 года сел на банку Хиумадал и потерпел аварию.
В процессе подготовки судна капитан обязан обеспечить своевременное предъявление судна инспекциям Регистра СССР, санитарной и пожарной, инспектору портового надзора, для чего необходимо своевременно подать заявки. Особое внимание следует обратить на то, чтобы при вызове представителей инспекций к указанному времени на судне был и необходимый состав экипажа, а не так, как сделал старший помощник капитана СРТР-9082 т. Войнов — вызвал инспектора, Регистра, а сам ушел и закрыл все документы.
Есть много и других вопросов, касающихся подготовки судна к выходу в море. Но всем должно быть ясно, что подготовку судна к выходу на промысел надо начинать с первых дней прихода в порт. Тогда не будет задержек, и суда вовремя выйдут в море.

Н. БЕЛОВ, главный капитан ТБОРФ.