0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2784)
ПАМЯТИ СРТ-220 и его экипажей - СЕМИЛЕТКА ВЫПОЛНЕНА – 01 08 1964
В ДЕКАБРЕ 1963 года СРТ-220 под руководством опытного капитана В. Серикова покинул родной порт.
Путь лежал в Норвежское море. Экипажу предстояла большая задача: добыть около 8 тысяч центнеров рыбы. Таков был годовой план на судно.
Промысловая обстановка в районе Норвежского моря благоприятствовала рыбакам. Ежесуточно экипаж траулера брал до двадцати тоня.
В апреле рыба рассеялась. И только отдельные экипажи добывали до 8 тонн в сутки. Весь флот переместился в это время в район Большой Ньюфаундлендской банки.
Здесь предстояло работать тралом, ловить треску и окуня.
Среди судов, прибывших первыми в новый район промысла, был СРТ-220. Еще на переходе команда, откликнувшись на призыв дальневосточников дать больше рыбы стране, взяла обязательство на пять месяцев раньше срока выполнить годовой план добычи.
Это обязательство было смелым. Не всегда желание рыбаков согласуется с возможностью моря. Нужны были упорный труд и умение. А обстановка складывалась не в пользу моряков. Рыба шла плохо. За одно траление добытчики поднимали на палубу не более тонны. Вот тогда и задумались члены экипажа СРТ-220. Собрались на свое короткое производственное совещание. Мастер обработки Михаил Mapков, третий помощник капитана Антс Гендерман, старший механик Борис Омельчук, матрос Лембит Раузберг и капитан обменивались мнениями о том, как лучше организовать лов, добиваться высоких результатов.
Резерв был найден: решили увеличить суточное число тралений до восьми, т. е. вдвое. По скромным подсчетам, это давало возможность на половину увеличить суточный вылов. Но ведь и работать надо с двойным усилием!
Экипаж траулера начал оттачивать приемы ускоренной постановки и выборки трала. Только упорный труд и желание во что бы то ни стало выйти победителем в борьбе за рыбу, помогли команде достичь высоких результатов: восемь тралений.
Так моряки СРТ-220 стали постепенно выходить в передовые. Почти семь месяцев экипаж трудился в море. А в первой декаде июля капитан С. Козин радировал:
— Годовой план и план рейсового задания выполнены. Возвращаемся в порт.
Недавно победители океана прибыли в Таллин. Передовой экипаж справился с семилетним заданием по вылову рыбы.

А. СЕМЕНОВ
«СПАСАЙТЕ, ЛОМЯТСЯ В РУБКУ!" – 29 августа 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ФЕЛЬЕТОН

РАНО УТРОМ радисты промысловых и транспортных судов, находящихся в море, неожиданно приняли сигнал "SOS". Моментально прекратились все передачи. Радисты, встревоженные сигналом, начали настраиваться на волну зовущего о помощи.
Кто-то терпит бедствие... Суда, первыми принявшие «SOS», изменили курс и стремительно, на полном ходу двинулись к попавшим в беду. У всех одна мысль: скорее, надо успеть, там люди.
Таков закон моря.
Неожиданно сигналы прекратились. Это привело в недоумение спасателей. Неужели все кончено, неужели море поглотило так быстро свою жертву?
О трагедии, разыгравшейся на СРТР-9161, мы узнали позднее. Нет, с судном ничего не случилось. Оно в целости и сохранности, нет ни пробоин, ни других повреждений.
А трагедия все же произошла. И началась она так. Старший помощник капитана СРТР-9161 Владимир Генодман получил посылку. В ней оказалась пара бутылок спиртного. Разве резон в такой праздничный день заниматься промыслом? Работу, как говорят, по боку, и, по случаю столь выдающегося события, собрались у капитана Григория Москалева.
Сидят в уютной каюте радист Владимир Тарабаев, Владимир Генодман и другие. Хрустит на зубах закусочка, теплит душу спиртное. Ну и голова, естественно, после каждой очередной выпитой чарочки дурнеет и дурнеет.
Долго ли, мало ли сидели дружки-приятели. Видят, тает жидкость в бутылочках. Жалость такая, что хоть плач. Будь на берегу - в магазинчик можно бы. А тут вспомнили друзья, что боцман Эмиль Граудинг тоже посылку получил. В ней спирт. Настоящий ректификат в девяносто градусов. Вот и выход из положения.
Оргия развернулась во всю силу. И вот на этой почве между капитаном и радистом произошел скандал. Они в радиорубке крупно разговаривали между собой, а когда пьяные языки оказались непослушными хозяевам, то помогали кулаки...
В результате стычки радист оказался в душевой. Темно. Очнувшись, пьяный радист толкнулся в дверь. Закрыта. Ему показалось, что судно взяли на абордаж пираты. Выломав запор, он кинулся в радиорубку. Так и полетел в эфир «SOS». А когда старший помощник капитана решил унять обезумевшего от пьянства радиста, тот добавил: «Спасайте, ломятся в рубку!».
Вот и вся трагедия, которая не так давно разыгралась в море. На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно обстоятельство.
Дело в том, что члены экипажа СРТР-9161 получили около двадцати посылок. В каждой из них было спиртное. Почта, обслуживающая рыбаков, не принимает подобных посылок. Но они перевозятся через друзей на других судах. Видимо, сердобольным женам надо прекратить отправку подобных посылок в море.
Они приводят не только к таким случаям, о которых рассказано выше. Пьянки мешают работе. Кстати сказать, одной из причин невыполнения экипажемСРТР-9161 рейсового задания, является систематическая пьянка командного состава судна.
Многие могут сказать, а где же была партийная организация судна и судовой комитет. Они есть и работают. Но Москалев фактически игнорировал все замечания секретаря партийной организации т. Евдокимова. Он высокомерно и презрительно заявил: " Какой-то кок будет учить меня».
Низкая политическая сознательность капитана Москалева и старшего помощника Генодмана, их недисциплинированность привели к столь тяжелому чрезвычайному происшествию.

А. СЕМЕНОВ.
ПАМЯТИ СРТР-9109 и его экипажей- ТРУДНОСТИ НЕ ИСПУГАЛИ - 18 07 1964
Мы отправились на Кубу в декабре 1963 года, на смену экипажа СРТР-9109. Команда подобралась дружная и шла на остров Свободы с большим желание. Прибыв в Гавану, мы приняли траулер. В прошлом экипаж СРТР-9109 поработал хорошо, выловил одиннадцать тысяч центнеров рыбы. Наша команда решила не отставать от него.
Осмотрев судно, машинная команда пришла к выводу, что оно требует ремонта. Время не ждало, а поэтому администрация траулера выделили для ускоренных ремонтных работ на помощь механикам матросов Аугуста Кульберта и Николая Пименова. Все было приведено в рабочее состояние в короткий срок. Ремонт машинная команда выполнила с высоким качеством.
Мексиканский залив. Наш район промысла. Даже видавших виды рыбаков он поразил. Здесь в январе пышет тридцати градусная жара. Много хлопот доставляют мелкие глубины и камни. Все это требовало особого стиля работы. Необходимо было после подъема трала в высоком темпе обрабатывать рыбу, чтобы не допустить ее порчи; по-особому вести траление, уберегая от порывов снасть.
В Мексиканском заливе очень много рыбы. Среди нее ведущее место занимает ронка, которая на Кубе считается сорной. Чтобы освободиться от нее, нам пришлось постоянно вести поиск.
Трудности и необычайные условия нас не пугали. Мы разбили весь экипаж на две бригады. Одну из них возглавлял старший мастер добычи Леонид Завьялов, вторую - мастер добычи Менхард Лыпп. Между бригадами было организовано социалистическое соревнование. Трудности были и производственного характера: необходимо было обучить людей ведению промысла. Леонид Завьялов показал, как ставить трал, на каких скоростях вести траление, как производить выборку.
Наш экипаж премудрости рыбацкого дела освоил быстро. После нескольких первых тралений работа пошла нормально. Команда СРТР-9109 вызвала на соревнование экипаж СРТР-9108, 9123. По итогам наши моряки постоянно занимали первое место.
Люди СРТР-9109 трудились все хорошо. Но мне особо хочется отметить матроса-бондаря Николая Довыдик. Он постоянно работал с душой. Ему приходилось целыми днями быть то на палубе, то в трюме. На палубе - жара, в трюме - холод. Но, несмотря на это, Николай отлично укладывал рыбу, заботясь о сохранности ее качества.
С огоньком выполнял свои обязанности матрос Виктор Мельников. Он работал в составе промысловой бригады. Его энергия, высокий моральный дух, иногда веселая шутка поднимали настроение всего коллектива. И он работал с удвоенной энергией.
Следует отметить в машинной команде второго механика Арно Лиллемаа. К исполнению обязанностей он относился более чем добросовестно. Все механизмы и машины, которыми Арно заведовал, постоянно находились в исправном состоянии.
Очень часто при больших уловах выходили на подвахту рефмеханик Анатолий Лещинский, электрик Арво Лайквее, камбузник Франц Маньковский и другие.
Наш экипаж хорошо трудился и умело организовывал досуг. Команда совершила десятки экскурсий по историческим местам Гаваны, Кубы, посещала театры, музеи, постоянно
занималась спортом. Наши волейболисты, например, заняли призовое место в соревновании на первенство команд советских рыболовных судов.
... Прошло почти семь месяцев. За это время было сделано более полутысячи тралений. Выловлено 4700 центнеров рыбы. Рейсовое задание выполнено на сто пятьдесят процентов. Экипаж с честью сдержал слово: социалистические обязательства — перевыполнены.

X. ВИИРМАА,
первый помощник капитана.
ПАМЯТИ СРТМ ВЯНДРА и ее экипажей - «Вяндра» вернулась - 18 07 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новый рыбный порт. На причале необычное оживление. Здесь собрались многие родственники, сослуживцы, знакомые моряков, которых пришли они встретить после долгой разлуки. В руках встречающих большие букеты цветов.
— Вижу, вижу! — вдруг крикнул какой-то карапуз и бросился бежать вдоль стенки. За ним волной хлынули все собравшиеся — каждому хотелось первым обнять, расцеловать возвратившихся.
Томительно идут последние минуты. Наконец траулер приближается к причалу и швартуется. Почти полгода не видели таллинцы «Вяндры». Происходит теплая, трогательная встреча. Последнюю запись в вахтенном журнале судна делает матрос I класса Велло Абен. Затем коротко — в мину ты теплей встречи большего не скажешь — говорит:
— Побывали мы в нескольких африканских странах. Нас везде встречали, как друзей, с добрым сердцем, очень интересовались люди молодых африканских стран жизнью Советского Союза, с величайшим интересом смотрели наши кинофильмы.
Впечатлений у всех нас — хоть отбавляй. Но главное — мы успешно выполнили задание — план лова перевыполнили. ..
В этом заслуга дружного коллектива рыбаков «Вяндра», в том числе и матроса I класса Велло Абена, который лишь в прошлом году окончил Таллинское мореходное училище.
В следующий рейс Велло пойдет уже штурманом.

А. ЯНЕС.

На снимке: слева — «Вяндра» в Таллинском рыбном порту. Справа — Велло Абен делает последнюю за рейс запись в вахтенном журнале.
ПАМЯТИ СРТР-9130 КАБЛИ - КОМСОМОЛЬЦЫ – 11 04 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

член экипажа СРТР - 9130 Кабли


Много хороших дел на счету комсомольской организации экипажа коммунистического труда СРТР-9130 «Кабли». Комсомольцы нашей организации ищут новые формы работы, всегда в числе передовиков экипажа, показывают образцы труда. Одна из основных задач организации — сплочение коллектива, который по составу меняется с каждым рейсом. Наши комсомольцы являются инициаторами продленных рейсов и ремонта судовых механизмов в море своими силами. Это начинание поддержало большинство экипажей базы.
На судне регулярно выпускается красочно оформленная стенгазета «Рыбак Атлантики» и фотогазета «Наши будни и труд». Все члены нашей организации принимают участие в работе редколлегий. Комсомольские активисты постоянно ведут индивидуальную работу с каждым членом экипажа. Трудным человеком у нас в ТБОРФ считался комсомолец Г. Кожанов. Год назад он пришел на наше судно. Много было у него недостатков. Но мы старались помочь человеку найти свое место в жизни, встать на правильный путь. Кожанов дал слово взять себя в руки и стать достойным членом нашего общества. Слова с делами пока у него не расходятся, и наши ребята говорят: «Молодец, Гена! Так держать!».
Беспокойное сердце у комсомольца Кирилла Амелькина. Хотя он только два раза ходил в море, но все наши моряки отзываются о нем тепло. Работая матросом без класса, Кирилл успевал сделать быстро и с душой свою основную работу, затем помочь товарищам на палубе.
Образцы труда постоянно показывает III механик — комсомолец Анатолий Полозенков. Вверенные ему механизмы всегда содержатся в исправном состоянии. И не удивительно: Анатолий, не считаясь со временем, следит за эксплуатацией машин и механизмов, ремонтирует их.
Много хороших и теплых слов можно сказать о комсомольцах К. Амелькине, А. Полозенкове, В. Коллом, В. Куликове. Все они поощрены похвальными грамотами комитета комсомола рыбфлота.

Е. ШАРАЕВ
ПАМЯТИ БУКСИРА ЛЕМБИТ и его экипажей - ПАРНИ С «ЛЕМБИТА» - 11 07 1964
Есть в Таллинском морском рыбном порту буксир «Лембит». О его существовании знают многие. Но попасть на него не так просто. «Лембит», что трудолюбивая пчела: бесконечно он кого-то вводит, кого-то выводит, перешвартовывает... На его долю выпадают и другие важные дела.
В марте на острове Прангли заболела женщина. Требовалась срочная операция. Врача на острове нет. Не оказалось и вертолета, чтобы доставить больную в Таллин. «Лембит» получил приказ - срочно доставить на остров врача.
Проход по Финскому заливу в марте — дело нелегкое. Льды, встречный ветер... Экипаж морского буксира с честью справился с заданием.
«Лембит» вошел в строй в конце января этого года. Его техническое оснащение во многом отличается от других судов такого же типа. Новое судно было укомплектовано в основном молодежью. Команда решила быстро освоить новую технику, хотя времени на это не отводилось. Работали и учились. Трудности не испугали людей. Так и должно быть. Не случайно почти добрая половина экипажа буксира — комсомольцы. Руководит экипажем К. Роман, его фотография уже второй год на Доске почета порта.
Старший помощник — комсомолец И. Урва.
На флоте говорят, что сердце корабля — машина. А оно на «Лембите» находится в умелых, трудолюбивых руках. Возглавляет механическую часть А. Беляев. Второй механик, комсомолец П. Виирмаа. Механики берегут машины, делают все, чтобы продлить срок их работы. Они предложили не гонять вспомогательную машину у причала для выработки постоянного тока, а поставить выпрямитель и питаться непосредственно от городской сети. Предложение реализовано. Оно дало экономию. Среди тех, кто завоевал добрую славу судну, комсомольцы П. Виирмаа, И. Кана, А. Лахесалу, Я. Танн.

В. ШЕВЧУК.
ПАМЯТИ ПБ УРАЛ и ее экипажей - ЛЕНИНСКИЙ РЕЙС – 11 07 1964
Весна. Апрель. У Шотландских островов он мало чем отличается от марта. Только солнце светит немного ярче, да на мостике - теплынь. Ртутный столбик термометра иногда подползает к цифре семнадцать. Воздух пахнет не морем, а густым парным молоком.
По радио слушаем передачи с Родины. Страна готовится к ленинским дням. В каюту первого помощника капитана заходит третий штурман Юрий Вендла, секретарь комсомольской организации плавбазы «Урал». С виду Юрий кажется немного флегматичным. Но он очень точный, пунктуальный человек.
— Не назвать ли нам наш первый рейс ленинским? — неожиданно предлагает секретарь комсомольской организации.
Предложение Юрия вызвало недоумение, поскольку дела на промысле шли прескверно. Рейсовое задание закончилось давно. «Урал" стоял в море около полумесяца сверх нормы. Экипаж, правда, в этом не виновен: нет рыбы, и базы загружаются поочередно.
— Не понимаю, — первый помощник удивленно пожимает плечами.
- А что тут понимать, - отвечает Вендла, - апрель - ленинский месяц. Скоро день рождения Владимира Ильича. Общий показатель судну будут выводить после того , как оно доставит в порт груз. Дел у нас много. Машинная команда, палубная и рыбообработчики могут взять обязательство работать по-ленински. Ко дню рождения Владимира Ильича подведем итог, отметим лучших.
Вечером Юрий собрал бюро. Все согласились с предложением секретаря. Были организованы ленинские вахты и смены. Огонек комсомольской инициативы был подхвачен всем экипажем. Люди трудились с вдохновением, чтобы достойно отметить день рождения Владимира Ильича. Токарь Виллем Лобьякас предложил ставить ежедневно оценку добрым делам.
Сам он работал очень старательно. Виллем овладел специальностью электросварщика и с большим старанием обслуживал рыболовные траулеры. Бригада Глеба Штурма вовсю трудилась на разгрузочно-погрузочных операциях. Подходящие к борту судна обрабатывались без задержек. А машинная команда действовала, пожалуй, лучше всех. В машинном отделении все отливает чистотой, везде порядок. Старший механик Саша Александров умело организует работу механиков, мотористов, кочегаров. Ему помогает Евгений Тараненко, секретарь партийной организации.
В дни соревнований как-то изменились и сами люди. Они относились друг к другу теплее, душевнее. У рыбмастера Глеба Штурма появилась странность: он приходил на камбуз и тщательно очищал картофель от земли. Землю собирал в бумажку и уносил. А через неделю в аккуратных ящичках у него зеленел лук.
- К праздничному ужину в честь рождения Владимира Ильича зеленый лучок, — с улыбкой заметил рыбмастер, показывая рукой на свой импровизированный огород.
22 апреля весь личный состав собрался в кают-компании. Подвели итоги. Вымпел «Лучшая вахта» был присужден машинной команде, которая в соревновании по всем показателям заняла первое место.
Летели дни. Один за другим подходили к «Уралу» рыболовецкие суда. Трюмы плавбазы наполнялись рыбой. И чем меньше оставалось до полного груза, тем энергичнее работали люди. Комсомольцы во главе с Юрием Венд-ла продолжали наращивать темп соревнований. Они работали с огоньком. А после вахты собирались в красном уголке, обсуждали свои дела. Вскоре члены редколлегии судовой газеты выпустили очередной номер, в котором рассказывалось о делах комсомольцев «Урала».
За кормой осталось более четырех тысяч миль. Плавбаза «Урал» в канун первомайских праздников вернулась в родной порт. Экипаж судна перевыполнил план рейсового задания, доставил многие тысячи центнеров первосортной рыбы.
И прав был Юрий Вендла, сказавший:
— Работать по-ленински — значит творить, дерзать, искать.

К. АРКАДЬЕВ.
Людям полной горстью - 11 07 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кому доводится встречаться с техником-технологом Лембитом Пеедоксааром, тот невольно проникается чувством уважения к этому скромному, трудолюбивому парню. Небогата трудовая биография Лембита. Окончил в 1960 году Таллинский рыбопромышленный техникум. Год работал на промысловых, судах, затем пришел на плавбазу "Урал" помощником рыбмастера, потом стал мастером.
Сейчас Лембит Пеедоксаар — технолог экспедиции, плавает на «Альбатросе". Вот и весь пока его трудовой путь. Но за ним кроется многое. Сколько энергии, мыслей вложил Лембит в дело улучшения качества рыбопродукции, сколько обучил молодых специалистов мастерству рыбообработчиков!
Однажды на СРТ-4590 заболел рыбмастер. Его заменил матрос-бондарь, не было у него опыта. Когда Лембит узнал о случившемся, он перешел на траулер и сам занялся обработкой рыбы, a заодно обучил и матроса правилам засолки рыбы. Все промысловики стремятся как можно больше дать рыбной продукции высокого качества. Но особенно ревниво следит за тем, чтобы рыба была первосортной. Это и служебный долг и чувство высокой ответственности. Ведь Лембит - ударник коммунистического труда и делать свое дело кое-как он не может.
Комсомольцы неоднократно избирали его своим вожаком. Да и сейчас, когда Пеедоксаар стал молодым коммунистом, он не порывает с комсомолом, является членом комитета ЛКСМЭ рыбопромыслового флота. И какие бы поручения ему ни давали, он с душой.
За свой бескорыстный труд, стремление сделать для людей как можно больше хорошего Лембит Пеедоксаар был награжден медалью «За трудовое отличие».
В ознаменование сорокалетия присвоения комсомолу имени В. И. Ленина ЦК ВЛКСМ наградил Лембита Пеедоксаара Почетной грамотой.

А. ПЕТРОВ.
ПАМЯТИ БМРТ-350 и его экипажей - ШКОЛА РЫБАЦКОГО ОПЫТА – 04 07 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



«Надо воспитать у каждого труженика ясное понимание того, что обеспеченье наивысшей производительности труда - всенародная задача, главное условие построения коммунизма; широко развивать социалистическое соревнование, внедрять передовой опыт...»
(Из постановления июньского Пленума ЦК)

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорохонов В. С. капитан-директор БМРТ-350 - 04 07 1964

16 экипажей судов нашего флота носят почетное звание коллективов коммунистического труда, которых народ назвал разведчиками будущего.
Среди них экипаж опорно-показательного БМРТ-350, которым командует опытный промысловик коммунист Сергей Владимирович Хорохонов.
Опыт лучших из лучших, их крепнущее изо дня в день чувство товарищества, взаимопомощь, высокий культурный и моральный облик ярко раскрывают благородные черты новых людей, активных участников строительства коммунистического общества.
В. И. Ленин учил, что в победе нового общественного строя над старым решающее значение имеет повышение производительности труда. «Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику рабочих». «Производительность труда - это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя». Вот почему экипаж БМРТ-350 постоянно ищет и приводит в действие все новые резервы увеличения добычи рыбы и производства рыбной продукции.
Об этом убедительно говорят факты. Обратимся к ним.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Николаев Н. стармех БМРт-350 - 04 07 1964

САМОЕ ВАЖНОЕ, САМОЕ ГЛАВНОЕ
БМРТ-350 находился в рейсе в районе Северо-Западной Африки с 2 XI—1963 г. по 19 IV 1964 г. При плане 29 770 центнеров рыбы добыто 36 033 центнера. Среднесуточная добыча выше плановой на 55,4 центнера.
Вместо 20 878 центнеров заморожено 23 764. Среднесуточная заморозка выше плановой на 25,6 центнера. Экипажу предстояло изготовить 1 808 центнеров муки — изготовлено 2 674 центнера и 50 центнеров технического жира. Вся продукция сдана первым сортом.
Судно доставило в порт 6 511 центнеров мороженой продукции, или на 1511 центнеров больше плана. За рейс сэкономлено 39 629 рублей. В том числе тралового промвооружения—на 35 197 рублей, тары — на 514 рублей, ГСМ —на 3 827 рублей и воды — на 91 рубль.
План добычи за 1963 год выполнен на 136,3 процента, т. е. при плане 51470 центнеров фактически выловлено 70 147 центнеров.
Итоги говорят о большом напряженном труде всего экипажа, и в первую очередь его капитана Сергея Владимировича Хорохонова, который этот четвертый рейс начал подготавливать еще на переходе в порт после окончания третьего рейса.
На судне состоялось совещание комсостава, на котором были подведены итоги промысла, вскрыты неиспользованные резервы и намечены пути по улучшению работы в предстоящем четвертом рейсе. Каждый начальник службы получил конкретное задание по подготовке судна к промыслу. В результате экипаж в короткий срок сделал профилактику механизмов, получил все необходимое снабжение.
В новом рейсе на судне было много молодых рыбаков, не знакомых со спецификой работы на БМРТ. Поэтому на совещании комсостава был разработан подробный план обучения новичков непосредственно на местах их будущей работы. На начальников служб, старшего помощника капитана Л. Куприкова, помощника капитана по производству П. Рощина, старшего механика Л. Николаева, старшего мастера добычи Г Федоренко были возложены обязанности на переходе провести с подчиненными занятия, обучить их практическому обращению с орудиями лова и судовыми механизмами. Каждая служба приняла социалистические обязательства, обеспечивающие досрочное выполнение рейсового плана судном в целом. Началось социалистическое соревнование между вахтами, бригадами.
Чтобы избежать порывов и потерь тралов на промысле, С. Хорохонов организовал тщательное изучение всем штурманским составом промысловых планшетов, составленных в предыдущем рейсе. Они составлены третьим помощником капитана Розенбергом на основании тщательного анализа промысловой обстановки, личных наблюдений и информации полученной с других судов. С. Хорохонов разработал правила для всех штурманов при работе с тралами.
При тралении судно держало постоянные обороты главного двигателя с постоянным разворотом - это давало возможность правильно настроить траление.
Средняя скорость судна при тралении составляла 4,8 узла. Для добычи и обработки рыбы были использованы две комплексные бригады. Они состояли из добытчиков и обработчиков. Вахта продолжалась 8 часов. Разгрузка судна у плавбаз велась в 3 смены. Причем работа была организована с подвахтами по 4 часа. За это время, т. е. за 4 часа, разгружалось на одну точку до 70 тонн рыбы.
Своим опытом С. Хорохонов охотно делился с другими судами. Под руководством С. Хорохонова выросли многие опытные промысловики, как старший помощник капитана Л. Куприков, второй помощник капитана А. Кошурин, третий помощник капитана А. Розенберг.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Лаптейко А. начальник РТС БМРТ-350 - 04 07 1964


НИ МИНУТЫ ПРОСТОЯ
На переходе к месту промысла перед машинной командой была поставлена задача - обеспечить перебойную работу механизмов. Эту задачу с честью выполнил коллектив машинной команды, возглавляемый старшим механиком Л. Николаевым. В самом начале рейса он распределил обязанности среди своих подчиненных, личным примером показывал членам машинной команды, как надо правильно эксплуатировать и ухаживать за механизмами.
Большое значение Л. Николаев придавал своевременному профилактическому ремонту, особенно главного двигателя и морозильных установок. Для этого использовались стоянки у плавбаз и ночные часы при больших дневных уловах.
В результате все судовые установки работали ритмично, без простоев. Приятно отметить, что в течении всего рейса со стороны членов машинной команды не было ни одного нарушения трудовой дисциплины. Члены машинной команды активно участвовали в рационализаторской работе. Ими был внедрён в производство ряд ценных предложений, способствующих увеличению добычи и переработки рыбы. После разбора рейса 7 членов машинной команды были награждены Почетными грамотами ТБОРФ, 20 членам машинной команды приказом начальника ТБОРФ была объявлена благодарность.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вайно Л. матрос БМРТ-350 - 04 07 1964


ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ
Бережливость и умение ценить время — отличительные черты старшего мастера добычи Г. Федоренко, который прививает их всем своим подчиненным. Он проявляет всегда инициативу и находчивость в работе, передает свой опыт молодежи. За время перехода на промысел Г. Федоренко обучил матросов-добытчиков оснастке и ремонту тралов, подготовил два рабочих 31-метровых трала, изготовленных в донном варианте, грунтроп применял жесткий, состоящий из бобинцов диаметром 500 мм. Для большего вертикального раскрытия трала старший мастер удлинил нижнюю подбору на 2 метра. При нахождении рыбы выше грунта оснащал трал щитками.
Ход грунтропа регулировал цепями, включенными в концы. В начале работы к доскам добавлялся груз из цепей, по мере набухания досок вес их становился больше, и цепи снимались. Через каждые 5 дней работы Г. Федоренко производил промерку ваеров, мерки ваеров отмечались белой краской. При промерке ваеров старая краска очищалась, и марки наносились снова. Благодаря этому ваера не портились и точность их не нарушалась.
Наиболее результативными были уловы в дневное время, которые по существу и решали успех работы. Неслучайно перед добытчиками была поставлена задача наиболее эффективно использовать день, не терять время на ремонт и перевооружение тралов.
Г. Федоренко имел повседневно в рабочем состоянии 2 трала, ремонт которых и перевооружение производил в ночное время. Руководство ТБОРФ наградило Г. Федоренко Почетной грамотой и объявило ему благодарность.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рощин П. помощник по производству БМРТ-350 - 04 07 1964



ГРАФИК - ЗАКОН
Не менее важной задачей для экипажа БМРТ являлась переработка рыбы и изготовление из нее высококачественной продукции. Эту задачу успешно решила бригада рыбообработчиков, возглавляемая помощником капитана по производству Павлом Ивановичем Рощиным. Он хорошо подготовил судно к работе на промысле. Лично контролировал ход ремонта, тщательно обдумал заявки на снабжение.
В самом начале рейса П. Рощин лично познакомил с каждым членом коллектива обработчиков, в зависимости от их знаний и индивидуальных качеств, сделал расстановку их по рабочим местам. При выходе в рейс П. Рощин организовал обучение рыбообработчиков, что дало возможность сразу по приходу на промысел приступить с полной нагрузкой к выполнению производственного плана по обработке рыбы. После сдачи каждого груза производился разбор
результатов работы.
На протяжении ряда рейсов П. Рощин тщательно изучил различный режим загрузки камер и выбрал наиболее результативный из них. Для каждой камеры ежедневно составлялся график закатки, время морозки и выкатки тележек с рыбой. Этот график определял весь процесс работы морозильных камер в течении суток. Ответственность за его соблюдение возлагалась на мастеров по обработке рыбы.
Мастеру по обработке строго запрещались нарушать график. Он мог только сократить время выкатки и закатки тележек с рыбой. Работа по графику, быстрая расфасовка и упаковка рыбы обеспечили значительное перевыполнение плана по заморозке.
На промысле нередко бывают случаи, когда БМРТ простаивают, теряют дорогое промысловое время из-за отсутствия транспортных рефрижераторов. Поэтому большое значение для ликвидации непроизводительных простоев судна имеет правильное использование емкости трюмов. П. Рощин решил и эту задачу. Он применил для упаковки рыбы крафтмешки. Для плотного закрытия мешка применялись прокладки от финских ящиков.
По предложению П. Рощина был переоборудован рыбцех, он также внес ряд других ценных предложений, которые значительно повысили производительность труда.
Всего за рейс было подано 21 предложение, из которых 18 были внедрены на судне.
За хорошую рационализаторскую работу приказом главка экипажу судна была присуждена, первая премия.
За хорошую работу П. Рощину приказом начальника ТБОРФ объявлена благодарность, и он награжден Почетной грамотой.
Если сердцем корабля моряки называют двигатели судна, то глазами и ушами корабля справедливо называют радионавигационную аппаратуру судна. Работать без исправной аппаратуры на промысле почти невозможно.
«Держать аппаратуру в хорошем рабочем состоянии и прийти в порт, не требуя ее ремонта» — такая задача была поставлена капитаном перед начальником радиостанции товарищем А. Лаптейко и гидроакустиком Е. Поплавухиным. За время перехода они отремонтировали трансузел, настроили поисковые приборы. Работали в контакте, помогали друг другу.
Учитывая большую влажность воздуха в районе Северо-Западной Африки, А. Лаптейко в начале рейса смазал подверженные коррозии части техническим вазелином и тем самым предохранил их от коррозии.
За хорошую работу экипаж БМРТ-350 удостоен первой премии ТБОРФ за 1963 год, 76 членам экипажа приказом начальника базы объявлена благодарность, в том числе 21 человек награжден Почетными грамотами администрации и базового комитета ТБОРФ. Капитан С. Хорохонов за успехи, достигнутые в выполнении государственных планов и социалистических обязательств по добыче рыбы, награжден орденом Трудового Красного Знамени и нагрудным знаком «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности». Помощник капитана по производству П. Рощин и начальник радиостанции А Лаптейко занесены на Доску почета ТБОРФ.
С рассказа об опорно-показательном БМРТ-350 редакция открывает на своих страницах заочную «школу рыбацкого опыта». На этих страницах-плакатах мы будем рассказывать о делах новаторов и передовиков производства, которых Никита Сергеевич образно назвал маяками. Равняйтесь на наши маяки, учитесь у них умению творчески использовать все резервы и возможности повышения производительности труда, снижения себестоимости рыбной продукции.

НАДО УЧИТЬСЯ У ПЕРЕДОВЫХ ЛЮДЕЙ, НАДО К ТАКИМ ЛЮДЯМ ЕЗДИТЬ ПЕРЕНИМАТЬ И РАСПРОСТРАНЯТЬ ИХ ОПЫТ... НАДО УЧИТЬСЯ ДРУГ У ДРУГА. (Н. С. ХРУЩЕВ)
ПАМЯТИ СРТР-9032 и его экипажей - ДВОЙНАЯ ПОБЕДА - 27 06 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пелих В. тралмастер СРТР 9032 - 27 06 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рыженков И. боцман СРТР-9032 - 27 06 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нелюбович В. старпом СРТР 9032 - 27 06 1964



Отличных результатов добился наш экипаж, борющийся за звание коллектива коммунистического труда. В этом необычном и по продолжительности и по трудности рейсе добыто более 250 тонн рыбы сверх плана. Сэкономлено много промвооружения и топлива и тем самым снижена плановая себестоимость рыбы. Объем предстоящего ремонта невелик, что даст возможность судну через месяц снова выйти в море. Много и хорошо поработала команда на обратном переходе: судно приведено в порядок, покрашено, оформлена вся необходимая документация.
В общем большом успехе есть доля каждого. Но хочется еще раз отметить лучших из лучших. Штурманы В. Нелюбович, Н. Щеников, Ю. Губарев, за все семь месяцев работы не сделали ни одной намотки, ни одного сцепления, ни разу не опоздали уклониться от льдин, по две и более вахт не сходили с мостика на выборке. Тем самым они давали возможность капитану слушать советы других флотилий, уточнять обстановку, думать над планшетами, искать рыбу и метать сети наверняка. Тралмастера В. Пелих и Ю. Хальяк, боцман И. Рыженков, матросы Д. Романов, Н. Смирнов, А. Кустов самоотверженно работали на выметке и выборке сетей в любую погоду. Они отработали постановку
и выборку трала до совершенства, быстро, своевременно и умело ремонтировали орудия лова. Пришедший на второй рейс матрос Козадаев старательностью, инициативой и знанием дела сразу завоевал уважение всего коллектива и сейчас является одним из лучших матросов экипажа. Рыбмастера X. Арм и К. Кондаков своим тяжелым трудом обеспечивали сдачу рыбы высокой сортностью. Наконец, наша замечательная машинная команда, которую возглавляет старший механик Ф. Колесник, механики и мотористы обеспечили безотказную работу механизмов, когда было нужно, приходили на помощь палубе.
Хочется верить, что ничто не помешает нам снова всем вместе выйти в море и завершить год так же успешно, как мы его начали.

Ю. КАРУЛИН, капитан.

""

Капитан Ю. Карулин.



200 ДНЕЙ и НОЧЕЙ

Позади более двухсот дней и ночей. Сейчас кажется, что их и не было. Но все же они были. Вспомним первые выборки сетей. Люди еще не знали друг друга, не знали, на что способен каждый из них. И работа шла медленно. Но буквально через три-четыре дрейфа дела резко пошли на улучшение. Дрифмастер В. Пелих успел присмотреться к людям, сумел расставить их на рабочих местах с учетом индивидуальных способностей. Отработали также согласованность в своих действиях вахтенные штурманы и дрифмастера. В результате выметка и выборка сетей стала проходить без суеты, быстро и четко.
Капитан судна Ю. Карулин умел находить хорошие показания рыбы. Поэтому у нас не было срывов выметки, а подчас мы брали такие большие уловы, что матросам приходилось работать по 18-20 часов в сутки. Особенно большую выдержку проявили боцман И. Рыженков и матросы, помощник дрифмастера Ю. Хальяк, операции которых были более трудоемкими, требующими большой затраты энергии, а также рыбмастер А. Арм, за которым два бондаря не успевали забондаривать засоленную рыбу. При этом сортность рыбы его посола всегда была высокой.
В свободное от вахты время наши механики и штурманы активно участвовали в обработке рыбы. Особенно активными на подвахте были рефмоторист И. Самсонов и юнга В. Вирунен.
Траловый рейс начался более активно, чем рейс сельдяного лова. Команда была уже сплочена. Те товарищи, которые были впервые на траловом лове, заранее изучили новое для них дело. Несмотря на малую концентрацию рыбы в районах промысла, пустых тралений у нас почти не было. И в этом большая заслуга наших тралмастеров и штурманов.
За этот длительный рейс хорошо показала себя и машинная команда. Не было ни одного случая простоя механизмов по вине механиков и мотористов. Неисправности механизмов быстро и своевременно устранялись как мелкие, так и крупные. Так, в судовых условиях была сделана шестерня редуктора сететрясильной машины мотористом В. Турчаниновым и третьим механиком В. Румянцевым.
Успехи наши не случайны. Это — результат большой организаторской работы, которую проделали наши партийная и профсоюзная организации.

И. ШИШПАРЕНОК,
электрик.