0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти радиооператоров и радионавигаторов от УСЛ до Эстрыбпром (48)
ОПИРАЯСЬ НА ОПЫТ – Радиоцентр Эстрыбпром 19 02 1983
Лидером в соревновании работников радиоцентра по праву считают бригаду, которой руководит ветеран объединения, радиооператор первого класса М. В. Булынко. В прошлом году возглавляемый Мариной Васильевной коллектив три квартала подряд выходил победителем. В этой же бригаде трудится и такой опытный мастер, как телеграфист первого класса Лууле Тульп. По итогам прошлого года она признана лучшей по профессий.
Высокий профессионализм и исполнительность — таков рабочим почерк радионавигатора первого класса Анатолия Ананьева и электромонтера Энделя Кяо. Они также лучшие по своим профессиям.
Труд работников радиоцентра измеряется многими параметрами: оперативностью, точностью передачи информации, выработкой. Например, перед новогодними праздниками радиооператоры-диспетчеры Любовь Петровна Ревякина и Валериан Иванович Нефедов приняли от наших рыбаков более 12 тысяч телеграмм.
- Самое непосредственное влияние на соревнование оказывает дисциплина, — говорит начальник радиоцентра объединения Евгений Петрович Линев. — В коллективе обсуждены материалы ноябрьского (1982 года) Пленума ЦК КПСС. Сделаны соответствующие выводы. Мы стали строже спрашивать за опоздания на работу, задержку обрабатываемых телеграмм, брак при передаче информации и другие нарушения. И неудивительно, что с каждым днем подобных минусов в нашей работе становится все меньше.

А. САЯНКИН.
УВЕРЕННЫЙ ПОЧЕРК СВЯЗИСТОВ - 10 02 1983
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

Ежедневно, ежечасно и ежеминутно обеспечивают надежную и непрерывную радиосвязь, работу средств радионавигации и поисковой гидроакустической аппаратуры специалисты радиотехнических служб судов нашего рыбопромыслового флота. Активно включившись в социалистическое соревнование, они добиваются из года в год стабильных результатов. В основе достигнутых успехов лежат хорошие знания техники, грамотная ее эксплуатация, образцовое содержание заведования, строгое соблюдение трудовой дисциплины, многие другие факторы,
Как правило, специалисты службы активно участвуют в общественной жизни, благодаря их старанию экипажи судов своевременно получают информацию о событиях в нашей стране и за рубежом, оперативно обеспечивают трансляцию бесед, лекций для тружеников моря, А сколько радости доставляют вдали от дома короткие радиовстречи с родными и близкими, обмен домашними и морскими новостями. Все это делается при непосредственном участии наших радиосвязистов.
На долю специалистов радиотехнической службы приходится меньше всего нарушении, что дает полное основание, считать этот коллектив одним из лучших в «Эстрыбпроме». Каковы же причины успешной работы?
Отвечая на поставленный вопрос, следует подчеркнуть роль общественных организаций службы в воспитании людей, всего партийного и профсоюзного актива. Тон в воспитательной работе задают начальник отдела связи и электрорадионавигации Е. Злобин, его заместитель Г. Чернятин, инженер А. Голубчиков, техник В. Суровцев, инженер-механик Б. Шевченко. Активно проводят в жизнь решения отдела механики-наставники А. Кукушкин, Т. Синицкий, Э. Пельд, групповой инженер-механик Б. Спихин.
Часто экипажи судов оказывают представителям радиотехнической службы свое доверие, избирая их в состав партийных и комсомольских бюро, судовых комитетов профсоюза. Например, начальники радиотехнической службы М. Вишневский с БМРТ-229 «Ганс Леберехт» и В. Ветринцев с БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» избраны председателями судовых комитетов профсоюза, а начальника радиотехнической службы БММРТ-183 «Рудольф Вакман» Г. Варша и электрорадионавигатора БМРТ-396 «Иоханнес Рувен» И. Нестерова избрали секретарями судовых партийных организаций. Все это само За себя говорит о высокой зрелости и сознательности связистов.
Четкость, слаженность, профессионализм, дисциплина - эти и многие другие качества, отличающие работников связи, прививались в коллективе постепенно; опыт накапливался с годами, по крупице. Ныне рабочий почерк наших связистов — это организованность, по-уставному строгий порядок на рабочих местах, хорошая техническая подготовка каждого члена коллектива. Для всех давно уже стало привычным, что каждый понедельник в отделе проводятся занятия по вопросам внутренней н внешней политики нашей партии, экономики, эстетики, юриспруденции. Много дают и занятия по обмену опытом эксплуатации и ремонта материальной части, вопросам организации радиосвязи, новой судовой техники.
Частыми, гостями работников радиотехнической службы бывают представители администрации объединения, парткома, общества «Знание», отдела кадров, приглашаются лекторы и специалисты из других организаций. Только за 1981 год было прочитано более двадцати лекций по разнообразным темам, сделано 19 докладов, регулярно изучались и доводились до подчиненных документы, регламентирующие деятельность специалистов радиотехнической службы судов.
По обмену опытом в коллективе проведено 86 выступлений начальников РТС, 50 — электрорадионавигаторов и 13 — гидроакустиков.
Накануне праздников в отделе проводятся собрания по подведению итогов соревнования, определяться лучшие специалисты РТС объединения по типам судов, объявляются благодарности, поощряются отличившиеся.
На собраниях специалистов в обязательном порядке разбираются имеющие место нарушения как трудовой дисциплины, так и техники безопасности, уставного порядка, правил эксплуатации и ремонта приборов, выявляются причины допущенных послаблении, намечаются конкретные пути устранения недостатков.
Большую помощь работе отдела оказывает Совет радио-специалистов, который влияет почти на все стороны жизни коллектива, будь то выдвижение или понижение кого-либо в должности назначение на новое судно и т. д. Заслуживает внимания такой метод работы отдела (внедрен с 1970 года), как предварительное знакомство с абитуриентами ТМУРП — теми, кто выбрал профессию, связанную с эксплуатацией средств радионавигации, поисковой и гидроакустической аппаратуры. После таких собеседований будущие специалисты четко уясняют требования, которые к ним будут предъявляться, видят свою перспективу.
Прибывшему в объединение молодому специалисту выдается задание на период стажировки, назначается руководитель, который помогает новичку в его становлении. Хорошими наставниками молодежи зарекомендовали себя Д. Машаков, Т. Данилов, А. Ананьев, В. Забалуев. Этот список начальников радиотехнических служб судов легко продолжить.
Многие специалисты отдела входят в научно-техническое общество объединения. Наиболее активными членами НТО являются начальники РТС В. Стулов и В. Сазанков, электрорадионавигаторы В. Ластовка, Е. Никоненко, В. Ковалев и С. Куницкий. На их счету не одно рацпредложение.
Росту профессионального мастерства во многом способствует работа по освоению смежных профессий — радиооператора и электронавигатора.
Достаточно высокая квалификация работников позволила судам «Эстрыбпрома» одними из первых в объединении «Запрыба» перейти на новые средства радиосвязи. В настоящее время 29 наших судов оснащены спутниковой радионавигационной аппаратурой, а в ближайшем будущем такую технику будут иметь все суда крупнотоннажного флота.
О многом говорит и тот факт, что в коллективе коммунистического труда низкая текучесть кадров. Объясняется это не только хорошим подбором специалистов, но и постоянной заботой о людях, внимательным отношением к ним. Например, для А. Степанова, Ю. Мамутова, И. Жарикова, П. Моргуна, Д. Машакова, В. Петрова радиотехническая специальность стала любимым делом на всю жизнь. И таких по настоящему преданных своей работе товарищей в службе не один десяток.

В. КУКШИНОВ, инспектор орготдела объединения.
ВАХТА В ЭФИРЕ – 05 05 1984
7 МАЯ - ДЕНЬ РАДИО

Сегодня, в канун праздника Дня радио, уместно напомнить, что созданное 89 лет назад гением русского ученого А. С. Попова, радио прошло блистательный путь своего бурного развития — стало основным средством передачи и приема самой разнообразной информации и настолько глубоко вошло в нашу жизнь, что невозможно представить наше существование без этого непременного спутника человека.
БЕЗ радиоэлектроники сегодня не обходится ни одна отрасль народного хозяйства, но на флоте рыбной промышленности ей принадлежит особое место - обеспечение безопасности мореплавания и в первую очередь сохранности человеческой жизни на море, оперативное управление флотом, связь моряка с домом, поиск рыбных скоплений и многое другое.
В наше время бурного технического прогресса, какими бы современными ни казались приборы, их моральный век оказывается значительно короче физического. Это в полной мере касается и средств радиосвязи. Совсем недавно внедрены на судах нашего объединения новые приборы, а на очереди уже спутниковая система радиосвязи, и наша задача — уже сейчас готовиться к внедрению этой сложнейшей техники.
В ближайшее время радиоспециалистам флота предстоит освоить и внедрить новую международную космическую систему «КОСПАС-САРСАТ», начавшую свою историю с запуска в 1982 г. советского спутника «Космос-1383» и предназначенную для оперативного определения места морских судов и самолетов, потерпевших аварии. Уже в период своего формирования эта система показала свою высокую эффективность — на ее счету несколько десятков спасенных человеческих жизней. Активно внедряются на судах приемо-индикаторы спутниковой навигационной системы — сегодня уже 40 крупнотоннажных судов объединения имеют эти приборы, а в 1985 г. планируется завершить оснащение всего крупнотоннажного флота.
В обслуживании огромного парка судового и берегового радиоэлектронного оборудования занято около 350 специалистов, представителей 10 национальностей. Среди них — 14 награждены знаком «Почетный радист СССР», 82 — ветерана войны и труда, чей ратный мирный труд отмечен высокими правительственными наградами.
Среди промысловиков заслуженным авторитетом пользуются А. Ткачук, П. Бакмович, Ю. Чигасов, А. Егоренков, В. Булойчик, Ю. Чуйкин, А. Ананьев, Б. Сорокинский, А. Лаптейко, Н. Фефелов, А. Чижик, И. Жариков, Н. Опалев, X. Мадикайнен, М. Даречкин, Я. Лехтна, В. Сазанков, А. Криворучко и многие другие. Подавляющее большинство — 65 процентов радиоспециалистов плавсостава — составляет молодежь, недавние выпускники ТМУРП, КВИМУ и других учебных заведений. Хорошо проявили себя Г. Аносенко, B. Атанов, А. Леонов. Становится уже традицией, когда на флот, принимая эстафету отцов, приходит молодое поколение. Утвердилась династия Селюгиных, Отрубяниковых, Даречкиных, Волостных, Шелудяковых, Поплаухиных. Молодое пополнение старается достойно продолжить дело отцов, не уронить их чести, чести фамилии. Около двадцати специалистов учатся заочно в вузах по специальности — примером для подражания здесь могут служить Г. Смородин, C. Разгуляев, которые скоро пополнят ряды инженеров.
Напряженно трудятся в эти дни, перерабатывая возросшие потоки поздравительных радиограмм, коллектив радиоцентра, возглавляемый В. Бересневым. Среди соревнующихся смен победу одержала в первом квартале 1984 г. бригада Н. Воссус, лучшими по профессии признаны радиооператор первого класса И. Кальвик, монтер Л. Ревякин, телеграфист И. Таболкина.
Но даже ударная работа коллектива не может компенсировать крайне ограниченные возможности нашего радиоцентра, оказавшегося в результате бурного строительства в черте города. Принято решение о строительстве в следующей пятилетке нового современного радиоцентра — основная сейчас задача подобрать необходимые площадки под антенные поля и служебные помещения. А это не так просто. Много лет подряд не уступает своих передовых позиций среди подразделений объединения коллектив ЭРНК, руководимый В. А. Кравченко. Этому коллективу принадлежит основная роль в обеспечении судов картами, навигационными пособиями, ЗИПом, межрейсовым ремонтом радиоэлектронного и штурманского оборудования. Оснащенность самой ЭРНК стендовой и измерительной техникой вполне отвечает современным требованиям, ибо немыслимо поддержание в работе огромного парка судового радиоэлектронного оборудования без солидной ремонтной базы, ЭРНК досрочно выполнила план первого квартала, и в том немалая заслуга передовых бригад А. Фомина и Е. Ряста. Моряки отлично знают — от качества ремонта приборов, от их нормальной работы на промысле во многом зависит успех выполнения рейсового задания экипажа. Большой популярностью у штурманов пользуется гидроакустический и радиолокационный тренажеры, установленные в ЭРНК одними из первых в бассейне. К чести коллектива ЭРНК, за последние годы от промысловиков не было серьезных претензий к качеству ремонта.
В состав нашего флота совсем недавно вошло учебное судно — красавец барк «Крузенштерн». Сейчас оно после большого ремонта, готовится к ответственному плаванию, и судовым связистам Д. Машакову, Н. Ветлужскому и особенно Т. Синицкому пришлось изрядно потрудиться, чтобы за короткое время уровень оснащенности его радиоэлектронным оборудованием довести до требований времени: дополнительно установлено 12 новейших приборов радиосвязи, электрорадионавигации и поисковой техники. Установлен приемоиндикатор спутниковой навигационной системы.
В организации и координации работ радиоспециалистов плавсостава и берега, в создании нормальных деловых взаимоотношений со службами, отделами, с ремонтными предприятиями и снабженческими организациями — основная роль отводится работникам отдела связи, которые стараются сделать все для совершенствования радиосвязи, оснащения флота новейшим радиоэлектронным оборудованием, повышения качества ремонта, улучшения учета и сохранности социалистической собственности. Но главной нашей заботой всегда была и остается забота о воспитании, подборе и расстановке радиоспециалистов плавсостава. Постоянная целенаправленная работа дает уже свои положительные результаты, но проблем еще много.
Отмечая День радио, радиоспециалисты объединения полны решимости, выполнить и перевыполнить намеченные планы и внести свой вклад в успешное завершение объединением годового плана и принятых социалистических обязательств.

Е. ЗЛОБИН, начальник отдела связи.
Борис Алексеевич Спихин. ПО3ДРАВЛЯЕМ - 15 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Есть люди, которые западают в сердце с первой минуты знакомства. И все, кто знает Бориса Алексеевича Спихина, подтвердят: он из них. Человек удивительного такта, обаяния, скромности, отличный специалист и тонкий знаток природы Борис Алексеевич с каждым найдет, о чем поговорить. Однако коллеги знают, что коммунист групповой инженер-механик флота отдела связи «Эстрыбпрома» неподкупно честен, строг и принципиален.
С флотом связана вся трудовая биография Бориса Алексеевича. После окончания в 1938 году в Ленинграде высшего военно-морского училища им. Фрунзе начал свою службу Б. Спихин. В отставку вышел в 1961 году.
Борис Алексеевич имеет девять правительственных наград, среди которых ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другие.
С 1965 года Б. Спихин работает инженером в отделе связи.
Коллеги и друзья сердечно поздравляют Бориса Алексеевича со славным юбилеем — 70-летием.
НЕЗРИМОЙ НИТЬЮ - 06 05 1985
7 МАЯ - ДЕНЬ РАДИО И ПРАЗДНИК РАБОТНИКОВ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ СВЯЗИ

90 лет исполняется в этом году со дня изобретения А. С Поповым радио. Сейчас трудно представить отрасль промышленности, куда бы не шагнула радиоэлектроника. Огромное развитие получили радиосвязь, радиовещание, телевидение.
Радиосвязь — это оперативность. Не случайно свое практическое применение она впервые нашла в оказании помощи по спасению жизни людей. Это назначение радиосвязи приобрело еще больший размах в наши дни, когда тысячи различных судов бороздят моря и океаны и радиосвязь верно служит обеспечению их безопасности мореплавания.
Радио — жизнетворный сосуд в работе современного флота. Без четкой, надежной связи немыслимо сколько-нибудь эффективное руководство им. А для моряка-рыбака радио — незримая нить, связывающая его с берегом, домом, с родными и близкими.
Рыбный промысел получает дальнейшее развитие во все более отдаленных районах. В связи с этим увеличивается потребность в устойчивой, надежной радиосвязи. В объединении «Эстрыбпром» средоточием такой связи является, как известно всем рыбакам, наш радиоцентр. Не сказать, чтобы наше подразделение отвечало самым, высоким требованиям современности. Работать пока приходится на прежних ограниченных площадях, в стесненных условиях. Но связисты изыскивают резервы в пределах возможного. Проведено переоснащение новыми приемными устройствами (правда, без улучшения состояния антенного хозяйства из-за ограниченной территории). Внедрение современной радиоприемной аппаратуры позволило повысить эффективность в работе канала в режиме буквопечатания (прием корреспонденции непосредственно на телетайпный аппарат, минуя орган слуха оператора). Кроме служебных радиотелефонных переговоров, шире предоставляем возможность ведения их и членам экипажей судов по квартирным телефонам.
Сейчас идет подготовка к изысканию по проектированию нового радиоцентра, отвечающего всем требованиям по обеспечению судов флота надежной, оперативной радиосвязью с целью повышения их безопасности мореплавания, оперативного руководства ими. Однако, и не дожидаясь скорых изменений, коллектив прилагает все силы для выполнения стоящих перед ним задач по созданию оперативной связи, исключающей задержки и срывы в обработке корреспонденции.
В коллективе работает много ветеранов объединения «Эстрыбпром». Они активно решают стоящие перед радиоцентром задачи. Много энергии, знаний отдают делу технического совершенства «Почетный радист СССР», «Ветеран объединения «Эстрыбпром» Л. Ревякин, «Ветеран объединения» и труда А. Виллас, электромонтер станционного оборудования Э. Кяо, телеграфист A. Паббо.
Ветераны — это костяк коллектива. Свой большой опыт они умело передают молодежи, пополнившей наш коллектив.
Хорошим стимулом повышения эффективности труда в радиоцентре служит бригадное социалистическое соревнование. Лучших результатов в нем добиваются коллективы, где бригадирами являются радиооператоры первого класса 3. Дурдук и М. Булынко. Высокие результаты труда показывают радиооператор первого класса А. Старина и телеграфист первого класса Л. Халликас.
Оперативно и качественно справляются со своими обязанностями радиооператоры первого класса А. Альховский,
B. Петров, П. Цыкунов, В. Боровиков, телеграфисты первого класса И. Таболкина, Л. Иохансон, Э. Азаренко, электромонтер станционного оборудования А. Майблум.

В. БЕРЕСНЕВ, начальник радиоцентра.
Совещались радиоспециалисты - 25 04 1986
На очередном заседании радиоспециалистов объединения обсуждалась деятельность радиослужб в рейсе по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, руководства флотом, участия в поиске.
С отчетом о работе судовых служб в рейсе выступили начальники РТС транспортного рефрижератора «Нарвский залив» В. Яновский, СТМ-8343 «Озаричи» В. Булойчик, СТМ-8365 «Отар» Ю. Горбатюк, РТМС-7528 «Вагула» П. Нефедкин. В основном экипажи этих судов неплохо справились с выполнением рейсовых заданий, Немалый вклад в общий успех коллектива внесли и радиоспециалисты. Особой похвалы заслуживает добросовестная работа ветерана объединения «Эстрыбпром» начальника радиотехнической станции СТМ-8343 коммуниста В. Булойчика и начальника радиотехнической станции РТМС-7528 П. Нефедкина. Они не только наладили отличную деятельность служб на промысле, но и принимали активное участие в общественной работе на своих судах.
В выступлениях радиоспециалистов чувствовалась озабоченность, вызванная учащением случаев нарушения правил радиосвязи. Особенно штурманским составом.
Немало претензий высказано и в адрес отдела материально-технического снабжения. Не всегда еще своевременно и полностью удовлетворяются заявки промысловых судов на ЗИП.
К сожалению, нельзя пройти мимо и такого факта. В последнее время нередки случаи утери на промысле дорогостоящих приборов траления. Так, в рейсе СТМ-8365 «Отар» пропал траловый зонд прибора «ИГЛА». Удивляет отношение к происшествию администрации судна, которая даже не провела расследования этого «ЧП".
С информацией «О развитии средств связи и электрорадионавигации в XII пятилетке» выступил начальник отдела связи Е. Злобин. Обсуждались также, вопросы дальнейшего укрепления дисциплины труда в новых условиях хозяйствования.

В. РАЕВНИН, групповой инженер отдела связи.
Вячеслав Савин. Честь смолоду - 27 10 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Старинная народная мудрость учит: береги честь смолоду... По этому правилу и начал свой трудовой путь в нашем объединении радист Вячеслав Савин.
Окончив в 1984 году Таллинское мореходное училище Минрыбхоза СССР, Вячеслав получил направление в "Эстрыбпром". И вот – первый рабочий рейс в должности радиста второго класса на ТР «Ханс Пегельман". Конечно, море он знал и по курсантской практике, но практика - одно, а самостоятельная работа - совсем другое. Это – самый настоящий экзамен на зрелость и, случается, его не выдерживают...
Вячеслав выдержал с успехом. А в следующем рейсе на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» получил благодарность от командования судна и денежную премию за добросовестную работу, активное участие в общественной жизни экипажа.
На БМРТ-474 "Оскар Сепре» он пошел уже радистом первого класса, и рейс тоже прошел хорошо; благодарность и судовая доска Почета. Следующий рейс, на этот раз на РТМС-7576 «Харку», и снова - премия и благодарность. Отзывы в характеристиках почти одинаковы: "Трудолюбив, старателен, профессиональные навыки хорошие, в коллективе уживчив, с товарищами по экипажу дружен». И еще одно, что, пожалуй, самое главное: «работу свою любит». А это - залог успеха и в будущем.

Фото Ф. ТУЛУСА,
Бесперебойная связь обеспечена - 11 08 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виктор Суслов — опытный специалист. Он умело обучает и воспитывает своего подчиненного электрорадионавигатора Игоря Панковца. Являясь председателем судкома, он много времени уделяет проведению воспитательной работы с членами команды. В своей практической деятельности В. Суслов руководствуется решениями Пленумов партии и Постановлением об участии руководящих кадров в политико-воспитательной работе среди трудящихся. Недавно по этой теме на судне проводилось собеседование с руководителями - воспитателями. Каждый месяц у нас принято заслушивать начальников служб и всех других руководителей-воспитателей на партсобрании о качестве политико-воспитательной работы. В социалистическом соревновании Виктор Суслов завоевал первое место, за что награжден Почетной грамотой. Его подчиненный Игорь Панковец, радиолюбитель, много времени уделяет совершенствованию профессии. Он — заведующий красным уголком и руководитель художественной самодеятельности. К Дню рыбака Игорь подготовил интересную концертную программу. На службу РТС можно надеяться: она, несомненно, с заданием на промысле справится успешно.

В. НИКОЛЬСКИЙ первый помощник капитана.

НА СНИМКЕ: В. Суслов (слева) и И. Панковец.
Фото С. РЯЗАНЦЕВА.
Владимир Волостных . ПРОФЕССИЯ - ПО НАСЛЕДСТВУ – 06 06 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Владимир Волостных работает в «Эстрыбпроме» не так давно — всего третий год. Но уже считается одним из лучших молодых электрорадионавигаторов. Эту репутацию он успешно подтвердил и в рейсе на РТМС-7508 «Батилиман». Да иначе ему и нельзя: сам-то он в объединении недавно, а вот фамилия эта значится в списках эстрыбпромовских моряков давно. Профессию свою он получил, можно сказать, по наследству. Много лет плавал электрорадионавигатором на наших судах его отец Петр Павлович Волостных. И, видно, крепко любит он свою специальность и море, если два сына — Виктор и Владимир — пошли по его пути. Унаследовали сыновья не только отцовскую профессию, но и его отношение к делу, трудолюбие, добросовестность, стремление к новому.
Первым пришел в корабельную радиорубку старший, Виктор. «Сын своего отца, по «почерку» видно»,
— отзывались о нем моряки. А «почерк» в работе был отцовский, старательный, деятельный, точный. Авторитет — как радист, и уважение, как хороший товарищ, Виктор Волостных завоевал быстро,
В настоящее время Виктор находится в длительной загранкомандировке, а на его место пришел младший брат
— Владимир, Ему предстояло стать достойным и отца, и брата.
Как отзываются о нем на судах, с этим он вполне справился.

НА СНИМКЕ: Владимир Волостных.
Фото Р. ЭЙНА.
„ПОЕТ МОРЗЯНКА..." – 14 05 1987
Помните? «Поет морзянка за стеной веселым дискантом...». И вот уже без малого сто лет летят над планетой точки и тире морзянки, радиоволны несут звуки музыки, человеческие голоса. Радио...
Сейчас трудно представить себе жизнь без радио, как привычной реалии нашего быта, как верного, незаменимого помощника во всех видах нашей человеческой деятельности.
И совсем невозможно представить, как сейчас, в современных условиях, могли бы выходить в море суда, работать там по нескольку месяцев без радио, которое девяносто два года тому назад подарил миру русский ученый Александр Степанович Попов. И как тогда, в далеком 1895 году, впервые прозвучал «веселый дискант» морзянки, так звучит он и поныне. Меняется, становится более совершенной передающая аппаратура, но по-прежнему складываются тире и точки в слова, слова — в сообщения, разные — от поздравления с праздником, до самого грозного, которое в минуты молчания напряженно ловят — и страшатся поймать — радисты всего мира: три точки-три тире-три точки — «спасите...».
Огромную, почетную и важную службу несут радисты в море, на всех судах, особенно на наших, рыбопромысловых. Работа рыбаков немыслима без оперативной связи между судами, с берегом, со штабами промрайонов.
Да только ли связь? Радиолокационная аппаратура, а ее становится с каждым годом все больше, все совершеннее по своему устройству, все шире диапазон ее действия, помогает безопасно прокладывать курс в море, искать и ловить рыбу, да трудно перечислить все «специальности» и «обязанности» радио на море.
Считается, цифры — «материя» сухая, но некоторые из них говорят красноречивее слов. Вот хоть бы такие: 2621 и 83. Это означает, что на восьмидесяти трех судах (в том числе и портофлота) «Эстрыбпрома» установлено в среднем более чем по 40 различных радиоприборов и аппаратов. В среднем — это значит, что на современных добывающих их может быть в два раза больше. Крупно тоннажные суда оснащены спутниковыми приемо-индикаторами. И еще одна цифра — 12 миллионов. Это — стоимость этих приборов. В текущем году будет установлено еще около восьмидесяти, а до конца пятилетки — 200.
Вся эта техника, а она в настоящее время наиболее сложная, требует глубоких знаний и высокой квалификации работающих с ней специалистов-радистов, электрорадионавигаторов. Не меньшая квалификация нужна и тем, кто проверяет, настраивает и ремонтирует ее на берегу — работникам электро-радионавигационной камеры объединения.
Чтобы составить хоть небольшое представление об объеме работы, которую выполняют радиосвязисты, опять нужны цифры: за минувший 1986 год по радиотелеграфу передано почти 29 миллионов слов! Но это ведь только-только часть всей работы судовой радиослужбы.
Трудно было бы перечислить всех радистов, хорошо и умело работающих, потому что плохо работать в море просто невозможно. Но все же и среди них есть лучшие. Это — начальники радиотехнических станций СТМ-8381 «Онтика» Эдуард Стаховский, БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» Олег Красильников, электрорадионавигатор БМРТ-474 «Оскар Сепре» Георгий Аносенко, радиооператор радиоцентра Алексей Старина, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики ЭРНК объединения Владимир Нюньков.
Победителями соревнования стали также начальник радиостанции и электрорадио-навигатор РТМС-7583 «Курт-на» Валерий Осипов и Сергей Шишкин, начальник РТС учебного барка «Крузенштерн» Юрий Чуйкин, начальник РТС и радиооператор ПР «Аугуст Корк" Владимир Блэндовский и Сергей Рукавицын и многие другие работали отлично, с полной отдачей.
Начало самого весеннего месяца — мая, щедро на праздничные дни. И отметив свой профессиональный праздник, радисты «Эстрыбпрома" вновь несут свою такую ответственную, такую необходимую и почетную вахту.

Н. МОЛЧАНЮК.