0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
История Эстрыбпром с 1987 - АО Океан до 1992 (183)
ГДЕ ВЫХОД НА САМООКУПАЕМОСТЬ? – 06 02 1992
Этот вопрос ребром поставлен перед экономическими службами объединения, в чью задачу вошло оперативное определение оптимальной расстановки судов флота на первое полугодие. О том, насколько скрупулезными и детальными должны быть расчеты, свидетельствует уже факт "задействования" на них специалистов всех служб управления. Кроме того, еще один показатель серьезного подхода к делу: анализ обстановки не стал эпизодическим явлением — к нему руководители служб возвращаются методически, по мере внесения корректив, диктуемых действительностью.
Первые, ориентировочные расчеты, представлены были главным экономистом объединения А. Кокоревым в середине января. Исходным фактором их послужила ориентация на стопроцентный выпуск экспортной продукции (что сопряжено с валютными затратами по закупке топлива). Согласно этим данным, приблизительно вырисовалось "лицо" каждой группы судов по каждому из имеющихся районов промысла: где оно выглядит негативно, давая результат со знаком минус, а где, напротив, выражено положительно.
Расчеты с оглядкой — не оторваться от топливных баз!
— дали, к примеру, неважный прогноз по работе судов в ЦВА и в районе Западной Сахары. Условно. Однако и там возможен положительный результат в случае, если на треть увеличить объемы вылова и на четверть поднять цены на рыбу (ЦВА), добиться уменьшения стоимости топлива (по Западной Сахаре). Невыгодной — ввиду высоких цен на право лова — представала работа супертраулеров в зоне ИРМ. И безусловно убыточными выглядели "моонзунды" и "супера". Все это — с учетом сокращенных — на 4—5 человек — составов экипажей.
Приблизительные наброски, однако, исключали градацию стоимости топлива в различных районах промысла, не были учтены и скорректированные нормы по различным видам судов.
Вернувшись к анализу спустя неделю, главный экономист уже располагал более определенными данными, и не только в части кадров и снабжения, но и по линии использования судов вне их прямого назначения (сдача во фрахт либо в аренду и т. п.); учтены были также имевшиеся замечания по затратам, по разделению рублевого и валютного баланса.
В результате вновь представленных данных обозначилось, что если судам удастся работать в графике, производство даст выручку в 1 млн. 330 тыс. долларов. В то же время уже на вторую декаду января на одних простоях было потеряно средств на 1 млн. 840 тыс. долларов. Присовокупить к этому стоимость продукции, поставляемой Эстонии и СНГ (8 млн. 280 тыс. долларов), и отчисление 10 процентов с оборота — в итоге остается дефицит в 11 млн. 780 тыс. долларов.
Вот тут-то и поднят вопрос — где видится выход на самоокупаемость. Судя по предложенным выкладкам, он довольно ирреальный. Можно еще принять за исходное: переход на мировые цены при реализации продукции "ЭС-ВА" (экономия более 4 млн. долларов), направление "моонзундов" в аренду (около 1 млн.), экономия 20 процентов требующегося объема топлива (свыше 3 млн.), сокращение кадров (свыше 1 млн).
Однако никак неприемлемыми выглядят два из шести перечисленных пунктов, категорически отвергнутых как генеральным директором, так и начальником СМТО (судя по реакции — вообще всеми заинтересованными лицами). В Качестве наиболее действенных мер по выходу на самоокупаемость предлагалось: выйти к правительству ЭР с просьбой освободить объединение от валютного налога, а также перейти на мировые цены при реализации 40 процентов продукции от госзаказа республики.
То, что витало в воздухе, сформулировал И. Сюльд: "Отмена налога и валютная прибыль от республики — утопия. Нужны другие варианты, иначе на наши предложения следует ожидать совершенно однозначную реакцию правительства: не нужны мы будем Эстонскому государству".
Таким образом, отрицательный баланс в 2 млн. долларов (на эту сумму тянули упомянутые проекты) не нашел своего "нейтрализующего" фактора. Тем не менее, решено принять расчеты за основу. С последующей их доработкой.
Прямого ответа на поставленный вопрос так и не последовало. Однако выступил заместитель генерального директора Д. Усанов, и его точка зрения неожиданно послужила той "соломинкой", за которую не зазорно ухватиться утопающему.
Суть в следующем. Сфокусировав все внимание на флоте, мы недостаточно хорошо знаем собственное береговое хозяйство. "Я бы, — сказал Д. Усанов, — предложил учесть потери при передаче республике порта. Источником поступления валюты может стать гостиница "Калур", ведь даже иностранцы удивляются, что мы их принимаем за рубли. Широким фронтом развернута в арендуемых у нас помещениях коммерческая торговля, за которой "Океан" наблюдает со стороны, вместо того, чтобы взять дело в свои руки или сдавать помещения в аренду за валюту, как это делают городские организации. Энергомеханический цех может пересмотреть свои тарифы при питании энергией иностранных судов. Строим жилье — так, может быть, организовать аукцион квартир или продавать их за валюту?..."
Действительно: не повредит нам и в новой жизни старая пословица "копейка рубль бережет", тем более — когда счет идет в свободно конвертируемой валюте.

Л. ПАНОВА.
КАДРЫ: СТИЛЬ ДИКТУЕТСЯ ОБСТАНОВКОЙ – 06 02 1992
ВСЕ тревожнее становятся сводки производственной деятельности промысловых судов АО "Океан". На 22.01.92 г. впервые зафиксирована нижняя точка уровня вылова: минус 520 тонн; тот же показатель фигурировал на 26.01. Открывая очередное диспетчерское совещание, генеральный директор объединения сделал особый акцент на этих показателях как наглядном подтверждении того, что никогда еще прежде не доводилось стартовать в новый год со столь зыбкой "площадки". В январе объединение работало ниже среднего уровня и уже не шло в сравнение ни с одним из всех имеющихся на Западном бассейне рыбопромышленных предприятий.
Шаги, предпринимаемые с целью эффективной расстановки судов, сводятся на нет из-за известной болезни — отсутствия топлива. Потому, прежде чем подойти к основному вопросу — корректировке плана использования судов в 1 квартале, Л. Карпусь со всем пристрастием потребовал отчета о радикальных мерах по изысканию каналов поступления продукта, питающего суда. Абсурдно, указал он, рассчитывать, чтобы нам было выделено топливо из тех 30 тыс. тонн, которые Эстонское государство должно получить из России; ничто нас не выручит, кроме как собственная предприимчивость и мобильность.
Координирующий работу топливной группы О. Спирин констатировал довольно неутешительное явление: контрактов по закупке топлива заключается предостаточно, однако трудно сказать какой из них сработает, поскольку законы о лицензировании срывают поставки. Имеются варианты закупки топлива в ближайших инпортах, для чего необходимо иметь собственный валютный источник, а он-то у нас, как известно, мелкий. Только за границей суда еще могут "питаться" топливом в счет сдаваемой инофирмам рыбы.
Отсюда и получается, что вся производственная деятельность объединения "Океан" отныне сводится к укреплению внешнеэкономических связей. Задача не из простых, предполагающая доскональное знание законов (и не только местных), положений, нормативных актов и соглашений — всего того, от чего прежде наши специалисты были отчуждены и что сегодня крайне необходимо одолевать в масштабных объемах.
Изменение стиля работы неизбежно влечет за собой кардинальное изменение структуры объединения. Насущной потребностью стал выход береговых подразделений на самостоятельное управление и сокращение связи их с управлением флота на основе трудовых договоров по образцу того, что наметился с рыбным портом. Управление флотом, в свою очередь, также должно претерпеть определенную ломку: специалисты должны четко видеть свое место в русле внешнеэкономической деятельности, в противном случае придется искать себе другое применение.
КАК поставить дело на крепкую основу? Л. Карпусь предложил даже — не объявить ли конкурс на лучшую идею с солидным вознаграждением в СКВ? Со своей стороны, генеральный директор полагает, что дело, очевидно, за монопольными службами, способными решать вопросы в комплексе, без разделения сфер на "мои" — "не мои". У нас же неискоренимой бедой остается, что и проблемы знаем, и предложения часто имеются весомые, а как до их реализации — все спускается на тормозах.
Согласно планам расстановки флота в промысловых зонах мирового океана обозначается реальная возможность (и более того — необходимость, если учитывать финансовое состояние объединения) сокращения кадров плавсостава ориентировочно на 15 процентов. Как следствие — сокращение управленческих структур. В самом деле: если в отделе никто, кроме начальника или ведущего специалиста, не волен решать конкретные вопросы — позволительно ли содержать такой балласт?! Аналогично ставится вопрос и по отношению к руководителям отделов, кто не готов к изменению стиля работы.
Круто? Генеральный директор не отрицает: может, это "непопулярные" методы; возможно, отчасти, — и "аморальные", но они диктуются обстановкой. Пожертвовать сегодня теми, кто практически ничего не дал объединению и лишь отсиживался за спиной коллектива? Или, сохранив их, через некоторое время собраться уже всем составом, чтобы решить вопрос о самоликвидации? Третьего сегодня не дано.
ЕСЛИ главный экономист А. Кокорев предложил черновой вариант сокращения кадров конкретно по каждому виду судов, то начальник отдела кадров В. Янцевич заметил, что общее сокращение не принесет заметного эффекта, если не даст экономии валюты. Следует рассматривать как должное сокращение численности экипажей с закреплением за конкретными судами конкретных капитанов — пусть они сами набирают экипаж, если будут доподлинно знать, где и на каких условиях предстоит работать. Не исключено, что найдутся охотники скомплектовать команду для работы на срок до 11 месяцев, что означает экономию средств и на МРТО, и на оплату подмен, и прочее.
Ориентир обозначен: сокращение кадров, изменение стиля управления флотом — тот резерв, включение которого, в числе ряда прочих элементов, способно открыть выход на самоокупаемость объединения.
ОТЕЛЬ – 13 02 1992
НАШ "КАЛУР" начинает жить жизнью настоящего отеля: в коридоре четвертого этажа звучат польские песенки — довольно крупный заезд из Польши, группа в 70 человек. Девчушки распевают, значит им хорошо. Хлопает входной дверью супружеская пара из Кореи, и им в отеле нравится: уютно, , удобно, дешевле, чем в других таллиннских гостиницах этого класса. Нам с фотокорреспондентом Г. Цветковым здесь тоже нравится, и мы тут же решаем рекомендовать именно "Калур" своим друзьям и знакомым. Лично мне наша гостиница, в сравнении, например с "Олимпией" приятна тем, что лицо ее, если можно так выражаться, менее холодно и стандартно. Да и суеты, навязчивого мелькания множества незнакомых лиц здесь нет. Правда, тут уж кому что нравится.
Посмотрите на наши снимки: мягкая уютная мебель, теплота ее гобеленов и расцветок, покой, чистота, тишина номеров. Допустим, я решила оставить кошелек без его содержимого и выбираю люкс. Быстренько решаю: двухкомнатный или трехкомнатный. Трех — кутить так кутить. Дверь открывает предупредительная, симпатичная, в таком красивом наряде дежурная по этажу Наталья Тутукина — будем знакомы. Из-за нее мы выбрали четвертый этаж: на редкость приятный человек. В гостинице с самого ее основания, работать с людьми — в радость, а не в тягость, как некоторым дамам, что тоже встречаются на этажах гостиниц. Наташе по душе стиль, особый комфорт, лоск, с которым связана ее работа. Для женщины такая атмосфера важна и необходима. А в остальном Наташа — обычная гражданка, жизнь которой сложилась при социализме, а накренилась в переходный период: у Натальи трое детей, две работы и множество проблем, как и у нас, грешных. Наверное, поэтому она старается, чтобы человеку на ее этаже, в ее присутствии было хорошо.
Но — в номер, в номер! Помните, мы выбирали трехкомнатный. Вот он: спальня, гостиная, кабинет. Видимо, мы с тобой, читатель, бизнесмены, раз остановились именно здесь. "Не обязательно, — говорит Наташа, — плавсостав тоже нередко предпочитает люкс. В ожидании рейса или, когда семья приезжает ненадолго — дня на три-четыре, зато комфорт полный".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ну, посмотрим, что там в спальне. (Вы смотрите на фото). Не буду перечислять, что может быть в спальне, каждый знает. Заверю только, кровать мягкая, а комната просторная, так что спится здесь, под радужные сны, замечательно.
В такой гостиной не стыдно принять своих партнеров по бизнесу, да и друзей по рыбалке тоже не стыдно. Смотрите сами, товар всегда лучше показать лицом. Гостиную наш фотокорреспондент снимал особенно увлеченно. А если умные мысли в голове ожили и зашевелились, теснятся и просят выхода — быстренько, быстренько в кабинет. Прочие удобства тоже существуют, мы с Г. Цветковым не будем предъявлять их читателю. Тут все типично в соответствии с потребностями. Вот, кажется, и все. Двухкомнатный люкс — это все то же, только без кабинета. Если зашевелились умные мысли, придется вам бежать в другое место. В графе "прочее" — однокомнатные и двухместные номера. Там тоже неплохо, уверяем вас.
Хотя нет, надо же и начальству представиться, мы ведь солидные люди, тем более, что знакомство нынче — это о-хо-хо!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дежурный администратор Ирина Андреевна Ароменц, просим любить и жаловать.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Находимся мы сейчас на втором этаже, вот, посмотрите, такой здесь холл, правда, они на всех этажах одинаковые. Ирина Андреевна тоже из первых — со штор, окон, мытья полов, экономя, все делали сами. Так что капиталистические принципы уже начинают входить в нашу жизнь. С кем, как не с администратором, повести деловые разговоры о том, о сем? Например, говорит Ирина Андреевна, до Нового года гостиница была загружена очень интенсивно, к Эстонии в прошлом году был особый интерес, и экскурсионных групп предостаточно. А вот нынче дела пошли хуже, границу республика ставит на запор, трудности с самолетами, железной дорогой, резко подорожали билеты, плата за гостиничные услуги возросла в два раза, так что люди нынче настороже. Когда подсчитаются убытки и прибытки, это не только о гостинице, это берите шире, может быть, и в гостиницах ситуация изменится. "Между прочим, — продолжает Ирина Андреевна, — у нас тут и граждане Кипра живали, и австриец остался доволен!"
Преодолеем еще один этаж, раз уж пошли по начальству. Тут, на первом, кабинет Светланы Николаевны Артемовой — директора гостиницы. У нее не очень-то разбеседуешься — люди, телефонные звонки, распоряжения. Директор была краткой, просила поблагодарить коллектив за труд и поддержку. Доброго слова достойны все — и дежурные и горничные, и администраторы. Фамилий в блокнот я занесла множество: И. Бутина, Е. Мельник, Л. Мазаева, А. Уманская, Ю. Юрина, Т. Филиппова, О. Журавская, Л. Громова, Н. Кондратьева, Т. Степанова, И. Николаева. Но мужчин, их на 70 членов коллектива всего восемь, Светлана Николаевна просила выделить особо, что мы и делаем: Г. Ястребов, Ю. Хрущев, С. Лепень, Ю. Жмуть, О. Савчук, А. Нежельский, М. Жеденко, В. Корпейчик.
Пока мы разговоры разговаривали, совсем стемнело, и засияли, замерцали таинственно (за чужими окнами всегда тайна) окна отеля. Честное слово, мы бы тут с удовольствием пожили, да пора по домам.


Л. КУДРЯВЦЕВА.
БЕЗ ПРАВА НА ЗАБВЕНИЕ - 27 02 1992
ПРОФСОЮЗНЫЙ КОМИТЕТ АО «ОКЕАН» ОРГАНИЗОВАЛ СЕКТОР ПО РАБОТЕ С ПЕНСИОНЕРАМИ

Казалось бы, создание новых отделов, секторов, должностей во время такого болезненного сокращения штатов вызывает только негативные реакции: дескать, не сокращают штаты, а пересаживают из одного кабинета в другой.
Но вот создание этого сектора - по работе с пенсионерами - можно только приветствовать: он очень необходим. И если могут быть какие-либо упреки по этому поводу, то только почему он не организован раньше. Нужда в нем огромная и настоятельная.
Руководит сектором Михаил Антонович Синицкий. Вряд ли можно было подобрать более подходящую кандидатуру на эту должность. Все, кому приходилось иметь с ним какие-либо дела, знают, что Михаил Антонович - человек отзывчивый, внимательный, обладает редким (к сожалению) в наши дни качеством - обязательностью и, конечно, добротой, которая так необходима именно в наши дни.
Какие задачи стоят перед сектором, что предполагает делать его руководитель? В общих словах - помочь пенсионерам как-то пережить это "смутное время", как-то выжить, сохранить человеческое достоинство.
Надо сказать, что и сами пенсионеры откликнулись на это начинание. Уже в первые же дни согласились помочь в становлении сектора Галина Федоровна Музыченко, Зинаида Яковлевна Репсон, Елена Николаевна Левшинова, Роман Николаевич Тимошенко, Николай Васильевич Бохонько, Валентина Александровна Шкуренко. И первое, что необходимо сделать - и что уже делает и М. Синицкий и его добровольные помощники это уточнение списка пенсионеров. Цифра, которую дает профсоюзный комитет - 900 человек, вызывает сомнение, как в ту, так и в другую сторону. В связи с этим, хотелось бы высказать такую просьбу к пенсионерам - бывшим "рыбакам": зайти или позвонить М. Синицкому и проверить, числитесь ли вы в его картотеке. Телефон 691-309.
Ну, а дальше? Дальше, в первую очередь предполагается организовать действенную помощь тем, кто в ней особенно нуждается: одиноким, больным, тем, кто порой не может по неделям выйти из дома. Для тех, кто может хоть немного подработать в дополнение к пенсии, предполагается создать небольшие мастерские, например, переплетные, по некрупным деревянным поделкам, которые всегда бывают нужны, и некоторые другие.
Начальник ЭМЦ Р. Фишер обещает тоже предложить некоторые работы, не требующие ни больших физических усилий, ни специальной квалификации. Конечно, деньги это даст невесть какие великие, но, в общем-то, не только в них дело. Главное - общение. Не казенное, не запланированное заранее, не "встреча" где-то, с кем-то, а более непринужденное общение с бывшими сослуживцами, товарищами по работе.
В этой связи не могу не вернуться в далекий трагический 1941 год. В хаосе и плановой, и стихийной эвакуации довелось мне встретиться с поэтессой Мариной Цветаевой и на всю жизнь запомнились ее горькие слова: человеку необходимо иметь рядом с собой кого-то, кому можно сказать "а помнишь"? Около нее такого человека не оказалось...
А ведь и для наших ветеранов - пенсионеров так же важны встречи со своими бывшими товарищами по работе, по дальним рейсам и есть, о чем вспомнить, сказав это волшебное живительное слово: "а помнишь, как на "эсертешке" впервые Атлантику переходили?... "А помнишь тот рейс на СТР 90-46 м ?" "А помнишь первые БМРТ?"... Да мало ли о чем могут вспоминать люди, проработавшие вместе не один десяток лет!
Планирует М. Синицкий организовать и выезд "на природу", в Вихтерпалу, так-же с этой целью: и отдых, и общение.
Но крайне необходима и материальная помощь, хотя и не всегда только деньги "в чистом виде", но и они нужны. Нужны для того, чтобы можно было для кого-то сделать бесплатными или со скидкой обеды в нашей столовой, кому-то помочь с лекарствами, выкупить продукты. М. Синицкий обратился в некоторые кооперативы с просьбой о возможной денежной помощи, надеется и на объединение, профсоюз. Связался с организацией "Милосердие" при Эстонском Красном Кресте.
Милосердие - это, конечно, очень хорошо, но ... "Будьте милосердны к сирым и обездоленным", - сказано было еще много веков назад. А можно ли наших пенсионеров считать "сирыми и обездоленными"? В отношении их, мне кажется, было бы правильнее говорить не только (и не столько) о милосердии, сколько о справедливости. Ведь все, чем сейчас располагает АО "Океан" и бывшие его подразделения, такие как ТМРП, судоремонтный завод и другие, создано трудом сегодняшних пенсионеров. Во все - начиная от современных "моонзундов" и кончая любым столом в любом кабинете вложен их труд — многолетний, добросовестный и зачастую более тяжелый, чем сейчас. И об этом никто не должен забывать, ни тот, кто только начинает свой трудовой путь, ни тот, кто сам подходит к возрастному рубежу. Права на такое забвение не имеет никто. Считается, что степень цивилизованности общества измеряется степенью заботы о стариках. А наше общество, если исходить из этого критерия, катится куда-то в каменный век...
И хотелось бы сказать еще вот что. Во вновь созданном секторе работы, что называется, непочатый край. При всей добросовестности, трудолюбии и ответственности, Михаилу Антоновичу Синицкому будет очень трудно одному одолеть первые, организационные шаги. Многое зависит и от самих пенсионеров, тех, кому под силу, у кого есть желание что-то сделать, вновь почувствовать себя не одиночкой, обрести поддержку товарищей, коллектива.
И конечно, самое заинтересованное внимание должны проявить и профсоюз через профоргов в подразделениях и службах, где раньше работали пенсионеры, и отдел соцкультбыта.
Словом, - давайте не забывать о пенсионерах.

Н. МОЛЧАНЮК.
КТО СТАНЕТ ХОЗЯИНОМ ГОСТИНИЦЫ? – 30 01 1992
Такой вопрос возник на встрече коллектива гостиницы "Океан" с членами акционерного общества "Набир". Как сказал помощник генерального директора объединения В. Буханевич, к нему не раз обращались разные лица с предложением передать гостиницу в их ведение для улучшения бытовых условий. Но резонно спросить: зачем отдавать кому-то, если работники объединения сами могут взять ее в аренду. Как представитель а/о "Набир", зарегистрированного официально и имеющего свой устав, В. Буханевич предложил коллективу гостиницы дать согласие на совместную работу. Пока закон о приватизации не утвержден, потребуется заключить договор на аренду с объединением. Преимущества акционерного общества заключаются не только в том, что прибыль остается в этой организации и позволяет, при хорошей работе, развивать дела шире, но и в большей гибкости по сравнению с объединением в решении самых разных вопросов, в частности, ремонт гостиницы не будет длиться годами, как было сейчас. Когда появятся свои средства, улучшатся и социальные условия для обслуживающего персонала.
На вопросы собравшихся отвечали также члены правления а/о "Набир" А. Акулов и В. Пикат. Предполагается выпускать акции и продавать их в первую очередь работникам гостиницы, которые смогут по ним получать дивиденды. Оклады повысятся не менее чем вдвое. Трудовой контракт будет заключаться минимум на пять лет.
Выступивший на собрании председатель профсоюзного комитета рыбного порта Е. Панкин разъяснил права работников гостиницы, подчеркнув преимущественное право трудового коллектива на приватизацию. Возможен также аукцион, но тогда стоимость гостиницы поднимется раз в десять.
И тут мнения собравшихся разделились. Швейцар В. Игнатько предложил коллективу самому создать акционерное общество и взять гостиницу в аренду, минуя "Набир". Однако, чтобы хорошо во всем разобраться, необходимо время.
Члены правления а/о "Набир" согласились встретиться с обслуживающим персоналом еще раз и, возможно, на конкурсной основе определить дальнейший ход событий. Хотя и высказывали мнение, что рыбаки, отдавшие морю свой многолетний труд, имеют моральное право на приоритет.
За месяц коллектив обсудит свои возможности и примет решение. Пока же дальнейшая судьба гостиницы "Океан" остается под вопросом.

Г. ЭЛИН.
БАЗИРОВАТЬСЯ НА ОПЕРАТИВНОМ ГИБКОМ ПЛАНИРОВАНИИ – 23 01 1992
Первая трудовая неделя наступившего нового года завершилась крупным совещанием у генерального директора Л. Карпуся с участием руководителей всех ведущих служб объединения "Океан". ПРЕДМЕТОМ РАЗГОВОРА ПОСЛУЖИЛИ ПЛАНЫ РАССТАНОВКИ СУДОВ В ПРОМЫСЛОВЫХ ЗОНАХ МИРОВОГО ОКЕАНА В I КВАРТАЛЕ ГОДА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ПОД УГЛОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
Открывая собрание, Л. Карпусь остановился на оперативных данных, характеризующих деятельность объединения в минувшем году. Как и ожидалось, безусловное выполнение планов достигнуто лишь по отдельным из основных показателей: уровень выпуска товарной продукции достиг 118 процентов; в 2,3 раза превзойден ожидаемый результат по производству рыбной муки и столь же благополучно обстоят дела с производством жира (свыше 200 процентов); на отметке 111,7 процента — уровень производительности труда. На противоположном полюсе — довольно низкие показатели по добыче и выпуску пищевой продукции, включая консервы.
Как расцениваются приведенные данные? Если учесть условия, в которых приходилось работать флоту, показатели, отметил генеральный директор, не плохие. Не худшим образом выглядят они и сравнительно с другими рыбопромышленными предприятиями Западного бассейна. Однако нужно отдавать себе отчет: цифры цифрами, но продукта труда рыбаков на прилавках городских магазинов не видно. И если сейчас никого еще из верхних структур республики не занимает экономическая жизнь объединения "Океан'', то в скором времени, когда у прилавков появятся нескончаемые очереди, наверняка спросится: почему рыба есть в море и нет ее в магазинах.
Уже сейчас спрос на рыбопродукцию ощущается на Пярнуском рыбокомбинате, который из-за отсутствия сырья поставлен на грань простоя; с необычной для них тревогой запрашивают продукцию "Океана" руководители колхоза "Маяк"; наверняка дойдет очередь и до Таллиннского рыбокомбината.
Есть ли у объединения возможность удовлетворить запросы потребителя на внутреннем рынке? Ведь, как уже не раз отмечалось, необходимость валютной самоокупаемости объединения заставляет его поставлять рыбу прежде всего на экспорт. В таком случае закономерным надо признать вопрос: что остается от деятельности объединения "Океан" Эстонскому государству?
Прежде чем прийти к ответу на него, участникам собрания потребовалось выяснить где и как могут с наибольшей отдачей работать промысловые суда в ближайшие месяцы, недели, дни наступившего года. СЕГОДНЯ ПРАВОМЕРНО ОТОЙТИ ОТ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И БАЗИРОВАТЬСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА ОПЕРАТИВНОМ ГИБКОМ ПЛАНИРОВАНИИ КОНКРЕТНО ПО КАЖДОМУ СУДНУ С ЕГО ТЕХНИЧЕСКИМИ И ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ — такую задачу обозначил руководитель совещания.
Рабочим документом собравшихся стала представленная в директорском кабинете карта расположения судов флота. Обратившись к ней, заместитель генерального директора О. Спирин констатировал прежде общую обстановку и тенденции в рыбной промышленности. Ушли те времена, когда рыбопромышленные объединения могли жить спокойно: имея необходимые лицензии на облов рыбы и централизованное снабжение всем необходимым, оставалось только планировать МРТО и капремонт судов. Проблема почувствовалась, когда топливо перестало поставляться централизованным порядком. Все его объемы на данный момент должны добываться самостоятельно через Россию или из-за границы. В сущности, объединения приведены к системе — "работа — загрузка топливом — деньги за него за счет проданной рыбопродукции". Замкнутый круг.
Источником существования объединения "Океан" в любом случае остается рыба, а сегодня, более того, рыба, приравненная к валюте.
Как известно, несколько судов объединения на протяжении последних лет осваивали промысловую зону ЮВ-ТО. Наличие сырьевой базы с известной свободой передвижения по-прежнему остается главным преимуществом данного района. Однако рыба в Латинской Америке не имеет сбыта (требуется только мука), нереальна в этой зоне и закупка топлива, что и заставляет передислоцировать оттуда суда в районы Атлантики. Практически утеряна для объединения и зона Аргентины, переданная "Югрыбе". Выведенные из нее РТМС-7583 и РТМС-7558 перекидываются на путину кальмара (до мая — июня). "Питать" их будет ТР "Пролив Крузенштерна", который на начало года вынужден был, из-за стихии, задержаться в порту Александрия (отсюда — сдвигаются сроки начала промысла).
Работа "моонзундов" в зоне Атлантики и, в частности, в районе Намибии может быть подкреплена наличием ёмкого рынка сбыта в Африке. Часть судов найдено целесообразным использовать на выпуске "колодки", несколько других направляется на облов кальмара.
Три судна продолжат работу в зоне АЧА на криле. Уповать на их скорую отдачу, однако, не приходится, поскольку сроки активного промысла смещаются до конца квартала, когда ожидается созревший криль, идущий по цене 500 долларов за тонну. Остается надежда на то, что район "просматривается" по технологической цепочке (вылов-заморозка — реализация продукции — закупка топлива).
В открытой зоне ЦВА (район Мавритании), согласно анализу О. Спирина, можно работать "если не с успехом, то хотя бы с тем, чтобы пережить трудные времена".
Если отказаться от традиционных тушки и разделки, суда смогут полностью использовать свои возможности.
До апреля за объединением сохраняется район Сахары, экономическая выгода которого обусловливается отсутствием требований по выплате процентов за право лова; здесь еще продолжат промысловую деятельность БМРТ-536 и два СТМ. Интенсивная рыбалка продлится и в зоне РГБ где, как ожидалось, для объединения сохранится и лицензия. (Спустя неделю выяснилось: ожидания оказались обманутыми — из Москвы поступило сообщение о лишении объединения лицензии).
Предваряя возможные вопросы по поводу выбора промысловых районов, О. Спирин подчеркнул: "СЕЙЧАС РАЗМЕЩЕНИЕ ФЛОТА НИСКОЛЬКО НЕ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО ЖЕЛАНИЯ, НО ДИКТУЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ СООБРАЖЕНИЯМИ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВ. ВНЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СООБРАЖЕНИЙ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРЯМОЙ ВЫХОД НА ФИРМЫ И СП ("МАВСОВ", "ЭШТРЕЛА ДУ MAP", "НАФТА").
Не имея обменной продукции, теряют Фарерскую зону РТМС-7507, 7522, 7538. Остается еще шанс сработать нашим судам в зоне моря Эрмингера, причем с апреля открывается очередной промысловый цикл.
Если февраль-март были традиционными в зоне Канады, то, исчерпав квоту, объединение, возможно, сумеет "зацепиться" хотя бы за пределами экономической зоны. С учетом опыта работы БМРТ-555, который, не располагая точной аппаратурой, соответственно не смог реализовать имевшиеся возможности сырьевой базы, представляется перспективным использовать судно-два в районе Средне-Атлантического хребта.
СЕГОДНЯ В РАСЧЕТАХ, уточнил заместитель генерального директора; ПРИХОДИТСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО НА СЫРЬЕВУЮ БАЗУ И РЫНКИ СБЫТА; ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ТОГО ИЛИ ИНОГО РАЙОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЩЕ В СОВОКУПНОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОПЛИВОМ — вот почему так актуален стал выход на прямые связи с зарубежными партнерами. Договоры с фирмами "Нафта", "Мавсов" предусматривают поставку топлива в обмен на продукцию. Причем если прежде нормальным явлением считалось соотношение стоимости топлива к продукции 1:10, то сейчас уже приходится идти на менее выгодные сделки (1:1 в Тихом океане, 1:2 в Мавритании, 1:3 в Нигерии). Все — во имя решения той же задачи: продержаться, закрепиться, пока не будет определен более широкий круг партнеров и, тем самым, больший выбор.
Представив картину расстановки флота на ближайшие три месяца, заместитель генерального директора как бы намеренно не акцентировал внимание на судах типа БМРТ. Вернувшись же к ним, показал, что из-за своей нерентабельности они как бы "выпадают" из расчетов. Ожидать мало-мальски ощутимого эффекта можно, разве что отдавая их в аренду.
Когда стал ясен среднесписочный состав размещаемых на промысле судов (а их — около 20), закономерно возник вопрос как распорядиться остальными, если, помимо проблем снабжения топливом и сбыта продукции, напластовывается множество других — расходы на подмены, на ГСМ, на закупку тары, тралов...
Генеральный директор потребовал: НУЖЕН ТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПО КАЖДОМУ СУДНУ РАЗДЕЛЬНО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ И ИХ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: ПО ПРЯМОМУ ЛИ НАЗНАЧЕНИЮ, ВО ФРАХТЕ, В АРЕНДЕ. На эту работу отводилась неделя.
Общая же экономическая "канва" никак не вызывает оптимизма. Представив предварительные расчеты, начальник планово-экономического отдела Э. Перлестик по существу обнажил две цифры: при планируемых производственных показателях доход от промысловой деятельности судов ожидается на сумму свыше 21 млн. рублей, тогда как затраты обсчитываются в 29 млн. рублей. Избежать дисбаланса было бы возможно, "нейтрализовав" главную статью затрат — закупку топлива за валюту. Потенциальные резервы имеются — масса предложений по поставке топлива за рубли, как из Киришей, так и из Гурьевска, Калининграда; в перспективе, не исключено, из Вентспилса. Однако ВСЕ КРАНЫ ПЕРЕКРЫВАЮТСЯ ОТСУТСТВИЕМ ЛИЦЕНЗИЙ НА ВЫВОЗ ИЗ РОССИИ.
Сэкономить можно на питании, особенно в Африке, куда продовольствие может доставляться плавбазами и транспортами; можно сократить расходы на заработную плату за счет дальнейшего сокращения кадров, но все это не снижает остроту проблемы. Надвигаются другие отрицательные моменты. Как выяснилось, в экономические расчеты не заложены расходы на ЗИП, оборудование и МРТО, а сокращение средств на МРТО это, как засвидетельствовал начальник механико-судовой службы А. Эрсис, "снежный ком, который наваливается на судоремонтников по возвращении судов в Таллинн". Не учтено, что ощутимая доля продукции должна пойти за рубли эстонским перерабатывающим предприятиям и в адрес СМТО для осуществления бартерных операций, а это — вычет из валютных доходов. Большое беспокойство вызывает оснастка судов, снабжение тарой, жестью, стальными канатами, стоимость которых тянет на сумму до 78 млн. долларов...
Далеко заглядывать, когда неясна ситуация сегодняшнего дня, казалось бы, — абсурд. Начальник отдела внешнеэкономических связей Р. Алимбаев подошел к вопросу с другой стороны. Явный минус работ в составе СП усматривается им в том, что по этой линии не имеется долгосрочных договоров. Подобные договоры — и только они -— предусматривают комплексность решения задач: от добычи продукции до разумного размещения, реализации ее.
По этой причине зоны Африки обозначены им как довольно "беспокойный край", где неизвестны ни вид продукции, ни возможности рынка, где не просматривается топливная база, кроме эпизодической. "Волен думать, — заключил Р. Алимбаев — необходимо искать применение судам в Северной и Южной Атлантике. Чтобы приобрести базу деятельности флота в этом краю, не исключена организация серьезных переговоров, миссий... Пока же мы работаем вразброд, по инерции..."
Как бы в противовес ДВА поставлена зона Южной Америки, работа в которой подкреплена очным взаимодействием с партнерами, контрактами по гарантированным объемам продукции, что позволяет рассчитывать на валютный позитив.
Возвращаясь к вопросу о том, как должна решаться судьба промысловых судов в обозримом периоде, начальник службы эксплуатации флота Г. Смородский акцентировал внимание на фактической реальности закупки топлива за валюту. Не следует исключать и вариант поступления его за рубли из России через Вентспилс, но, с его точки зрения, едва ли Россия найдет для себя выгодным приобретать рыбопродукцию с коэффициентом (в пересчете на топливо) 1:5. Отсюда — правомерно идти на решительные меры: УБЫТОЧНЫЕ СУДА СТАВИТЬ НА ПРИКОЛ, ПЛАВБАЗЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВО ФРАХТЕ, БМРТ СДАВАТЬ В АРЕНДУ ПРИ УСЛОВИИ ПОЛНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИРМОЙ.
Ту же позицию обнаружили начальник отдела промышленного рыболовства А. Колиуш и первый заместитель генерального директора А. Прууль: надо использовать аренду в чистом виде сдавать — "голый корпус" на длительный срок, не делая акцента на получении продукции. Нужен расчет по эксплуатации каждого судна в наиболее продуктивные периоды. Продуктивным также, по мысли А. Колиуша, может рассматриваться сокращение состава экипажей супертраулеров и БМРТ "обеспечить "колодку" может команда в составе 53 человек, о чем свидетельствуют и капитаны". Это снижение затрат на авиаперевозки, на питание, на заработную плату в СКВ.
А. Прууль, буквально вершивший работу наших судов, арендуемых дальневосточными базами, без обиняков заявил: Камчатка стала неплатежеспособной. И ЕСЛИ НЕТ ТОПЛИВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ — РЫБНОЙ "ЖИТНИЦЕ"
РОССИИ, БОЛЬШАЯ ИЛЛЮЗИЯ, ЧТО ОНО ПОЙДЕТ С ВОСТОКА В СТОРОНУ ЭСТОНИИ ИЛИ ДАЖЕ НА ВЕНТСПИЛС, ОТНЫНЕ ВСЕ БУДЕТ ОСНОВЫВАТЬСЯ НА МИРОВЫХ ЦЕНАХ. Согласно с Р. Алимбаевым первый заместитель генерального директора также высказал сомнение относительно продуктивности работы с фирмой "Мавсов".
Категорически: топливо нужно из России, тогда могут быть решены все остальные вопросы — таков вывод финансового директора В. Сасова. Но решение этих вопросов отнюдь не автоматическое, а основанное на предельной экономии. Следует все пересмотреть кардинальным образом: по судам (плавбазы лучше во фрахт. Аренда? Мелочи, но все же...); по людям (на повестке дня увольнение около 200 человек — нет прописки — это высвободит свыше 3 млн. рублей); по направлениям (Латинская Америка хорошо, но: чрезвычайно дороги авиабилеты). И все равно: ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ ПОЙДЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПОКРЫТИЕ РАСХОДОВ ПО ТОПЛИВУ; НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ОСТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ ОСТАЮТСЯ ЖИР, МУКА, КОРМОВАЯ РЫБА. А если учесть еще задолженность объединения почти в 4 млн. долларов...
Незадействованных резервов больше, чем принято считать, заверил собравшихся главный инженер объединения Э. Грибовский. Создана топливная группа, но что сделано ею на личных контактах? (Телефон, телеграф сегодня ненадежный стиль). "Моонзунды" — суда-деньги, "по которым мы ходим", а что изменилось с обеспечением их банкотарой с той поры, как выявился дефицит? Досконально не изучен нами рынок в Перу, Чили, тогда как южане, закрепившись там, наверняка знают что делают.
ГЛАВНЫМ РЕЗЕРВОМ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРИЗНАЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВКЛАД, ТРЕБУЮЩИЙСЯ ОТ КАЖДОГО И ЕЖЕДНЕВНО. Можно, по сути, признать крылатой высказанную Э. Грибовским фразу: "Надо не ограничивать свое рабочее время; оставаться при деле столько, сколько нужно, чтобы в итоге остаться на своем рабочем месте."
И — тезисы генерального директора объединения: в недельный срок (нелишне повторить) разработать программу по каждому судну, исходя из минимального обеспечения валютой; не ожидая спада, представить объективные расчеты в соответствующие министерства ЭР — с тем, чтобы "втянуть" официальных лиц в сферу своих проблем и найти на них отклик, обозначить береговую структуру, ибо со всей очевидностью напрашивается вывод — нужны "монопольные" службы, способные решать вопросы в комплексе, без разделения "мое - не мое"; неспособные отсекаются.
Спустя неделю требующиеся оперативные расчеты обсуждались на очередном совещании. На тот момент в республиканских газетах "Эстония" и "Вечерний Курьер" вышли одна за другой две публикации, касающиеся объединения "Океан". В одной из них говорилось о неплатежеспособности судов объединения в Португалии (но каков тон материала!), в другой в более взвешенных интонациях обрисовывалась сложившаяся ситуация, в том числе с топливом. А в объединении с нетерпением ожидались результаты "топливной" командировки О. Спирина в Клайпеду и Вильнюс и возможной реакции из России на телеграмму участников совещания в Литве в адрес Б. Ельцина. Обо всем этом информация в следующем номере "Рыбака Эстонии".

Л. ПАНОВА.
СЕРЕБРИСТЫЙ ХЕК... В СВОБОДНОМ ПЛАВАНЬИ – 23 01 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В первый (после Нового года) рабочий день труженики нашего объединения изведали радость от встречи со свободными ценами в магазинчике собственного предприятия. На прилавок местной кулинарии "всплыл" хек серебристый мороженый по цене 21 рубль за килограмм. Такой же килограмм еще два дня назад тянул всего лишь на два рубля с мелочью. Но то было вчера. И в порядке очереди. Сегодня пока без очереди. Но по Двадцать одному.
Пишу "пока" потому, что когда вы будете читать эти заметки, скорее всего даже хек, коснувшийся либерализации цен, будет нарасхват (если вообще останется в продаже). Найдут своего покупателя и консервы ставриды почти за десять целковых (прямо-таки с неприличной по нынешним временам ценой на этикетке... 52 коп.).
Когда же писались эти строки, нас еще выручали запасы домашних холодильников. Так что на первых порах хек брали в основном те, кого дома ждали коты да кошки, и обед для любимого Барсика обходился в пятерочку. Иного не было. Относительно сытые в недавнем прошлом таллиннцы, вступив в новый год, оказались в пугающих пустотой магазинах. Под обещания о сливочном масле за сотню и хлебе за десятку.
Так что, судя по всему, наша недавняя сдержанность к подорожавшей "океанской" продукции явно опрометчива. Как утверждают местные специалисты, себестоимость рыбопродукции все еще превышает продажную стоимость.
Резко подскочили цены на материальное и техническое обеспечение судов. О топливе и говорить нечего: стоимость нефти возросла в 14 раз и достигла к концу прошлого года двух тысяч рублей за тонну. И уже в начале нынешнего, 1992-го, мы на пороге мировых цен, читай: более 300 долларов за тонну (для любознательных: с 1 января курс американского доллара Банка Эстонии 121 руб. 51 коп.).
Стало быть, золотой вес у ставриды, выловленной рыбаками "Океана" в Тихом океане и доставленной в Таллинн. Получается, что на наши, деревянные, ее и покупать-то немыслимо. Как немыслимо становится у нас жить и одновременно есть. Нынче, говорят, на мировом рынке килограмм говядины за 8 долларов идет, килограмм трески за 14. (Здесь опять уместно вспомнить о курсе доллара к рублю и в свой кошелек можно не заглядывать, твердо зная, что в обозримом будущем собственная зарплата к мировой даже не приблизится).
Сейчас на одной шестой части суши расплачиваются за десятилетия совершенно дикого хозяйствования. При котором возможны огромные плавающие рыбозаводы, не прижившиеся из-за своей нерентабельности во всех других странах. При котором отсталая технология тормозит выход рыбных товаров на западные рынки. При котором, наконец, считалось нормальным, чтобы сельдь, выловленную в Охотском море, через всю страну переправлять в Калининград и продавать там за полтора рубля килограмм... Теперь еще подоспел нефтяной кризис.
На атомное топливо БМРТ определенно не перейдут. Несомненно и то, что не сможет продукция "Океана" в обозримом будущем конкурировать с рыбопродуктами, изготовленными по высочайшему технологическому классу. (Скажем, с японскими продтоварами: сливочным маслом, получаемым на основе рыбьего жира или ветчиной, изготовленной на основе рыбного белка). Происходит снижение объемов производства.
И нам всем предстоит еще туже затягивать пояса. Тем более, что сокращается производство не только рыбных, но и мясных, молочных, хлебных и очень многих других необходимых продуктов питания. А цены еще оставшихся растут...
Падение уровня жизни затрагивает очень многих. Одни вынуждены до минимума урезать свой рацион. Другие пробуют решать свои продовольственные проблемы на дачных участках и огородах...
И здесь неплохо вспомнить, что хек серебристый мороженый подорожал пока в 10 раз. Мы знаем: это далеко не последняя его цена.

Н. КРУТИКОВА.
Фото из архива многолетней давности.
КУРС: ИСКАТЬ РАБОТУ САМИМ - 30 01 1992
... На конец января по местному радио долгожданная весть: подписан, наконец, договор с Россией на поставку в Эстонию топлива, за что расплачиваться республике предстоит, в числе прочих продовольственных товаров, и рыбой тоже. Республика же сама этой рыбы практически не видит. Да и мы, работники рыбопромышленного объединения, забываем уже понемногу прежнюю привычку к роскоши, когда в местном магазине можно было отовариться рыбой по сходной цене и в неограниченном количестве; теперь только — в пределах нормы, в конкретно отведенный день.
Что за ситуация?
Первый заместитель генерального директора А. ПРУУЛЬ:
— Все правильно: рыбу объединение "Океан", согласно имеющемуся договору, поставляет республике, но на прилавках ее не видно. Проблема была подвергнута обсуждению в Министерстве торговли и в лицензионном департаменте, где выяснилось, что слишком много развелось организаций, обладающих лицензией на вывоз рыбы за пределы Эстонии. Причем организации эти — часто совсем не причастные к рыбной промышленности: банки, например, непосредственная функция которых, прежде всего, — в организации финансовых операций. Или ЭРСПО, провернувший солидную работу: наша продукция предлагается в Сибири за Лес, который, в свою очередь, за валюту продается Японии.
Принято решение, что правом лицензии отныне будет располагать ограниченное число организаций: объединение "Океан", рыболовецкие колхозы, прудовые хозяйства. Сторонние предприятия могут воспользоваться рыбопродукцией лишь под нашу лицензию. Может, этим, в частности, хоть немного удастся поправить дело.
Другая мера — талонная система. Планируется перевести на нее продажу рыбных консервов, потому что поставляются они в магазины буквально поточно, а до прилавков, как видно, не доходят, "уплывая" оптовому покупателю.
Руководство объединения в очередной раз вышло к правительству с предложением, открыть фирменный магазин "Океана". Казалось бы, можно довольствоваться имеющимися торговыми точками, куда поступает наша продукция. Но там она обезличена. Наши доводы о том, что в собственном магазине мы могли бы жестко контролировать поступление и продажу товара, пока не возымели действия. Видимо, кому-то удобнее так: все грехи списывать на счет объединения "Океан", создавая мнение, будто предприятие работает вхолостую. Тем не менее, мы этот вопрос не отбрасываем, впредь попытаемся снова вернуться к его решению.
Положение с рыбной продукцией усугубилось еще и тем, что не оправдались надежды на поставку колхозниками салаки и кильки. Эстонии выделена мощная квота на облов этих пород рыбы, но шторма на Балтике продолжительное время не позволяли вывести суда на промысел. Сейчас обстановка постепенно смягчается, надо думать — колхозники смогут приступить уже к активному облову балтийской рыбы. Похоже, при освоении квоты понадобятся приемные мощности, которые колхозники едва ли освоят собственными силами. Следовательно, нелишне предложить свои услуги...
Сейчас в объединении особенно остро стоит вопрос расстановки флота (о чем "Рыбак Эстонии" уже информировал своего читателя). Положение судов обсуждается на еженедельных оперативках. На одной из последних таких планерок и сделана была очередная установка: ориентировать отдельные суда на работу в Балтийском море. Конкретно разговор коснулся РТМС-7510. Однако заместитель начальника производственного отдела А. Титова усомнилась: "Нечего судну на Балтике делать, если оно может морозить только одним бортом". "Можно найти другой выход, — парировал на это А. Прууль, — работать сокращенным составом экипажа. И вообще это очевидная перспектива, поскольку и большинство инофирм готовы брать суда в аренду лишь на условиях имеющихся топливных баз и разумно укомплектованных экипажей. Другим путем не снизить себестоимости продукции".
Достаточно яркий пример, так сказать, "от обратного", дала недавно плавбаза "Станислав Монюшко". Выпускать на разгрузку 300 тонн продукции экипаж численностью 200 человек — значит заранее "планировать" высокую себестоимость операции. Чтобы не допускать этого впредь, следует целиком доверить капитанам подбор сокращенных экипажей.
Что касается дальнейшего использования плавбазы "Станислав Монюшко", то планируется создать на ней своего рода "плавучий склад". Эту роль плавбазе надлежит выполнять до тех пор, как откроется надежный топливный канал. Удастся найти партнеров на Западе — в обмен на топливо в оперативном порядке может быть предложена продукция с борта "Станислава Монюшко", найдется общий язык с Россией — и того лучше.
Главное — действовать активно и напористо. Самим искать работу, как нацелил руководителей управленческих служб А. Прууль.

Л. ПАНОВА.
ТМРП: СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - 16 01 1992
Краткий экскурс в совсем недавнее прошлое. С той самой поры, как объединение, бывшее под названием "Эстрыбпром", стало арендатором бывшего же . Минрыбхоза, коллектив Таллиннского морского рыбного порта, в свою очередь, также приступил к разработке собственной концепции по переходу на аренду ли, на акционерную ли форму хозяйствования. Статус, впрочем, как выяснилось впоследствии, принципиального значения не имел — для портовиков куда существеннее было получить в Эстонском банке собственный расчетный счет и право юридического лица, что открыло бы путь к автономному управлению производством, к самостоятельному определению перспективных направлений хозяйственной деятельности и реорганизации потенциально обанкротившихся структур.
На протяжении двух с половиной лет, однако, достичь цели никак не удавалось. Объединению, представлялось, легче будет выжить, оставаясь монолитом, да и у портовиков не одним днем нарабатывались проекты.
С переходом "Эстрыбпрома" в ведение Эстонского государства в ТМРП уже как бы созрели предпосылки для самоопределения. Одна из таких предпосылок — фактическое ослабление позиций "Эстрыбпрома" (ныне, напомним, имеющегося как Ээсти калатеэстус "Океан"), утерявшего статус арендного предприятия и не приобретшего взамен ничего другого; другая предпосылка... На нее более убедительно указал в интервью с вашим корреспондентом начальник ТМРП А. СКОКОВ.
Корр.: Алексей Степанович, к началу декабря, как вы информировали редакцию, должен быть произведен разделительный баланс между объединением "Океан" и ТМРП. Что в итоге: как вы теперь именуетесь?
А. С: Я и сейчас затрудняюсь сказать это определенным образом и потому считаю правомерным сослаться разве что на официальные источники, каким признано, например, и ЭТВ. Так вот, буквально 31 декабря в "Актуальной камере" на эстонском языке прозвучало сообщение о том, что отныне ТМРП в качестве государственного предприятия передается под эгидой торгового порта департаменту водного транспорта.
А до этого сколько ступеней довелось пройти: и Министерство охраны окружающей среды, и Министерство промышленности и энергетики, и Министерство экономики...
Корр.: Может быть, по роду деятельности ТМРП не так уж далек от того же Министерства промышленности?
А. С: То есть — почему бы не остаться под крылом объединения "Океан"? Уже потому хотя бы, что удельный вес обработки рыбопромысловых судов на середину минувшего года составлял лишь пятую часть объема всех работ в ТМРП. (Вот она — вторая имевшаяся предпосылка для самоопределения.— Л.С). Так или иначе, но нам предстояло искать привлеченные грузы на стороне. Самостоятельность искать. Такая возможность в прежнем нашем статусе не предвиделась...
Корр.: Все же порт продолжает оставаться госпредприятием. Возможна в этих рамках, да еще "под эгидой" торгового порта полная автономия?
А. С.: Что значит оставаться госпредприятием в нашем конкретном случае? На правительственном уровне будет решаться стратегическая программа хозяйствования порта, предприятие продолжает работу на основе государственной собственности и на территории, принадлежащей государству, на рыбный порт, к тому же, распространится и единая для республики система тарифов. Однако экономические вопросы мы рассчитываем решать самостоятельно.
Корр.: Самостоятельно — "под эгидой" торгового порта?
А. С: Структура эта видится не в той традиционной форме, с какой мы привыкли иметь дело. Должен быть создан административный совет, призванный не направлять, а взаимоувязывать деятельность двух портов; сами же они - или их администрация — в этих рамках вольны строить производственный процесс по своему разумению.
Корр.: Вы уже упомянули единую систему тарифов. На чем еще будет базироваться взаимодействие с торговым портом?
А. С: Работа ведется в следующем направлении: торговый порт разрабатывает на данном этапе паспорт прибрежной линии, включая объекты, принадлежавшие ранее воинским частям; далее будет закрепляться грузопоток ...
Корр.: (как лицо в некотором роде заинтересованное, но уже представляющее интересы стороннего для ТМРП предприятия): Какое место в этих условиях отводится сотрудничеству с объединением "Океан"? Удастся ли впредь совладать с таким потоком судов, какой скопился в предновогодний период (это, надо полагать, одно из условий договора между партнерами)?
А. С: Из нескольких стоящих сейчас у причалов северной стороны судов только одно с полным грузом, остальные практически пустые. Проблема не в том, что, якобы, портовикам не по силам их разгрузить; проблема — куда груз направить. Сегодня вся продукция аккумулировалась на холодильнике, и сбыту трудиться и трудиться, чтобы определить потребителя столь дорогостоящей рыбы — цены на нее, как вам известно, значительно возросли.
Судя по сводкам, не предвидится солидных грузов и в январе — в порт приходят опять же пустые БМРТ-474 и 604, останется разгрузить только плавбазу "Станислав Монюшко", что не представляет проблемы.
Корр.: Какая роль отводится наиболее прибыльному звену ТМРП — нефтебазе?
А. С: По всей вероятности, она не претерпит значительных изменений — нефтебаза, как и прежде, будет обеспечивать хранение топлива и бункеровку судов как для "Океана", так и для пароходства. С последним, кстати, не предвидится особых осложнений, топливная группа пароходства заключает договора с предприятиями, откуда топливо поступает для хранения на нефтебазу и по заявкам выдается оттуда торговым судам. В "Океане" аналогичная система не отработана.
Корр.: И еще раз — относительно статуса ТМРП. Все-таки госпредприятие — это не совсем то, что предполагалось, скажем, на октябрьском собрании совета трудового коллектива порта, где, помнится, строились планы по созданию если не СП, то по меньшей мере акционерного предприятия. Если не ошибаюсь, имелись виды на тесное сотрудничество с конкретными иностранными партнерами. Как с этим будет впредь?
А. С.: Думаю, впредь это больше будет зависеть от верхних правительственных эшелонов, чем от нашей воли. У нас, действительно, имеются кое-какие свои предложения, а как расценит их будущий административный совет?.. Видимо, при любых обстоятельствах важно уметь доказать целесообразность предпринимаемых действии...
Корр.: Успеха вам на этом пути. Спасибо за информацию.

Интервью подготовила Л. СТИШЕНКО
"НАДЕЖДА" СМОТРИТ В МОРЕ – 16 01 1992
О кооперативе "Надежда" уже не раз рассказывалось в газете "Рыбак Эстонии". Радикальность и комплексность взглядов на труд и жизнь рыбаков с самого появления "Надежды" привлекала внимание работников "Эстрыбпрома", вызывала глубокую симпатию и надежду у одних, враждебность и тревогу у других.
Кооператив впервые заявил о себе более двух лет назад, когда появились первые предпосылки введения на флоте истинно экономических отношений. Неудачная попытка взять траулер в аренду не остановила рыбаков в борьбе за право самостоятельно распоряжаться своим трудом, его результатами. С тех пор "Надежда" прошла долгий и тернистый путь.
Как самостоятельное предприятие, юридическое лицо, кооператив родился 28 марта
1991 года в Ленинграде. С этого момента начался новый период возможности приобрести в собственность рыболовный траулер. Бег с миллионом препятствий. Параллельно решалось множество вопросов будущего труда. Удалось найти возможность для работы в рыболовных зонах нескольких иностранных государств. Заказано строительство новых рыболовных судов специально по запросам кооператива. Установлены контакты для кооперации с иностранными предприятиями.
Сейчас "Надежда" подписала договоры на покупку двух судов среднего класса. СТР-8250 скоро прибудет в Таллинн для небольшого дооборудования и перерегистрации. Судно полностью готово к рейсу, укомплектовано снабжением, предъявлено Регистру СССР. Возраст траулера — два с половиной года. Начало промысла планируется на февраль. Второй траулер — типа СРТМ-К — киевской постройки ожидает приема экипажа на Канарах. Его возраст — менее года. Снабжением судно укомплектовано. Есть предложения еще на несколько судов, в том числе БМРТ.
Кооператив видит целью создание наилучших условий труда и жизни своих работников, близких к европейским стандартам. Ожидаемая зарплата матроса — от 500 до 1000 долларов США в месяц. Зарплата капитана — 1500—3000. Кооператив планирует создать вблизи места работы его судов базу отдыха, где смогут по своему желанию и за свой счет постоянно или периодами проживать семьи рыбаков, отдыхать сами рыбаки между рейсами. Длительность рейсов будет определять экипаж траулера по согласованию с руководством кооператива, договорами и обязательствами поставок и другими условиями труда.
На судах будет широко применяться совместительство, желающие поднять свой заработок смогут получить наряд на работу в свободное время на других объектах. Например, матрос, при наличии допуска, получит возможность заняться электросваркой, ремонтом оборудования и т. п. Принуждения же к этому не будет, только на добровольных началах. В условиях труда и отдыха рыбаков "Надежда" стремится выйти на уровень требований Международного союза моряков.
Кооператив заканчивает комплектацию экипажей. По мере получения новых траулеров набор будет продолжаться. На суда принимаются специалисты с опытом работы, паспортом моряка, годные по состоянию здоровья к работе в тропиках. Обязательное условие, соответствующее требованиям Международного союза моряков: не курить, не применять наркотиков, не употреблять на судах спиртных напитков. Требуются также опытные собаководы для работы по совместительству со служебно-сторожевыми собаками породы доберман-пинчер. Последнее обстоятельство связано с участившимися случаями пиратских нападений на суда. Экипажи будут готовиться для отражения таких нападений.
Желающие работать на судах "Надежды" могут обратиться за подробной информацией по адресу: ул. Сыле, 64 (кабинет 5) или по телефону 474-644 с 17.30 до 19.30 часов каждый понедельник.
Обращайтесь к нам. Если сможем, поможем.

Г. ТУРАЕВ,
председатель РПК
"Надежда".