0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
История Эстрыбпром с 1987 - АО Океан до 1992 (183)
"ДЕЛО СДВИНУЛОСЬ. ОТ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ К ДОГОВОРАМ С МИРОМ БИЗНЕСА". – 12 03 1992
Я.ПЫЛЛУ:советник Департамента рыбного Хозяйства
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В начале февраля в республиканской прессе промелькнула информация ЭТА, где значилось: министр окружающей среды Тынис Каазик и советник Департамента рыбного Хозяйства Яак Пыллу примут 10 февраля участие в совещании Госдепартамента США в Вашингтоне, где подготовлен проект договора между США и Эстонией о ловле рыбы в экономической зоне США.
По возвращении из поездки г-н Пыллу дал интервью корреспонденту "Рыбака Эстонии», которое мы и предлагаем вниманию читателей.
Корр: Прежде чем отправиться в Вашингтон, эстонская делегация продолжительное время вырабатывала свои предложения. Насколько удалось привести их - или приблизить - к общему знаменателю с выдвинутыми американской стороной?
Я.П.: Должен сказать, что процедура эта охватывает весьма обширный круг проблем. В международной практике, как я выяснил для себя, существуют две возможные формы взаимовыгодного сотрудничества в области рыболовства. Первая, например, предусматривает предоставление права работы в экономических зонах других государств на основе межгосударственного договора. То есть, иностранному государству (таким является, в частности, и Эстония) выделяется государственная квота на вылов, обусловленная соответствующим обменом: это может быть квота за квоту, квота за деньги либо нечто третье.
Вторая форма - договоры между предприятиями или компаниями, существующими в рамках различных государств. В этом случае государство доверяет заинтересованным в бизнесе компаниям распоряжаться - на определенных условиях - выделенными им квотами. Такие компании могут заключать договор с любыми другими, в том числе и иностранными, которые, пользуясь предоставленной квотой, вкладывают свою долю (обычно от 15 до 30 процентов) в фонд первых.
Хуже всего, когда прямые контакты базируются на межгосударственных соглашениях по сотрудничеству в области рыбной промышленности. Тут мы получаем возможность выйти на компанию, располагающую квотой, только после наличия двустороннего межправительственного договора. В нашем случае Америка ведет переговоры с Эстонией, исходя из непосредственной заинтересованности в этом, собственных компаний.
Корр.: Как проходила церемония вручения текста договора?
Я.П: В Госдепартаменте Америки нас встречали на очень высоком уровне. Мы заручились обещанием, что договор будет подписан в течение двух месяцев. Прежде чем вступить в силу, договор должен быть ратифицирован Сенатом. Для ускорения положительного результата нам была организована встреча с одним из старейших и почетных сенаторов штата Южная Каролина, способным оказать серьезное влияние при выработке решения в этой высокой инстанции.
Трудно сказать что повлияло на дальнейший ход событий, но факт - Госдепартамент уже после нашего визита решил ускорить заключение договора, есть надежда, что это произойдет в марте.
После чего и откроются шлюзы на заключение ведомственных контрактов с деловыми кругами Америки, занимающимися рыбной промышленностью. По предварительным данным, эти круги могут предоставить квоту на 50 тысяч тонн скумбрии на Атлантике.
Корр.: И это значит...
Я.П.: Потенциально это означает, что объединение "Океан" получит возможность направить в прибрежные воды Америки суда типа "моонзунд". Не исключена работа и в зоне Аляски на облове особо ценных пород рыбы (минтая, трески, камбалы).
Корр.: Но это пока по-прежнему в проектах?
Я.П.: Дальнейшая судьба дела зависит уже от оперативности оформления межгосударственного договора. Важно, что дело сдвинулось. От межправительственных договоров - всего лишь шаг к договорам с миром бизнеса.
Корр.: Ваша поездка не ограничилась Америкой...
Я.П.: Да, в сферу интересов делегации включалась и Канада. Ho тут все обстоит сложнее. Рыбная промышленность страны находится на спаде, из-за уменьшения запасов и размеров трески сокращается ее вылов, а отсутствие сырья заставляет закрывать береговые перерабатывающие предприятия.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этих условиях предоставить возможность работать в прибрежных водах судам иностранных государств - проблематичное дело. С точки зрения внутренних интересов. Однако несмотря на это, надежды на сотрудничество сохраняются. Вопросы внешней политики сулят некоторую выгоду и в этой ситуации. Наша задача - убедить в том канадскую сторону.
Схема здесь такая: государство передает квоты своим бизнесменам, а наши суда уже получают возможность рыбного промысла "под их квоту" на основе договора.
Корр.: В чем тут может быть выгода для канадской стороны?
Я.П.: Скажем, в создании разного рода предприятий - пусть то будут акционерные или совместные, - основанных только на добыче или на добыче, переработке и реализации рыбной продукции.
Корр.: Чем питается все же эта надежда на установление тесных связей?
Я.П:: Явным встречным желанием деловых кругов Канады заключить такой договор. В том числе выходцы из Балтийских государств готовы объединить свои усилия, чтобы добиться этого, а они имеют немалое влияние на решение вопросов, над которыми работает правительство. Надо сказать, что ранее мы мало знали относительно таких кругов и их возможностей.
Корр.: Имеются ли какие-либо другие варианты сотрудничества, кроме уже обозначенных вами?
Я.П.: Да, вопрос рассматривается и под другим углом, в частности - в рамках оказания экономической помощи Эстонии в области рыболовства. Но сначала, как стало известно. Канада намерена упорядочить свои взаимоотношения с Россией. Канадская делегация должна посетить Москву 16 марта с тем, чтобы обсудить проблемы двустороннего договора. Рассчитываем на визит этой делегации и в Таллинн.
Корр.: И - конечный пункт работы эстонской делегации...
Я.П.: Самым результативным оказался визит в Данию. 21 февраля в Копенгагене мы вместе с нашим послом господином Алласом парафировали межправительственный договор в области рыболовства между Фарерскими островами и Эстонией. Подписан протокол, определяющий квоты, право облова нашими судами рыбы в обозначенной зоне и соответственно - работы датских судов на Балтике на 1992 г.
Корр.: Иными словами, создана база для работы судов, ориентированных на фирму "ЭСВА"?
Я.П.: И, должен сказать, неплохая база: шесть тысяч тонн путассу. Прежде наши моряки выбирали свою квоту на условии обмена на треску в соотношении 5:1, ныне складывается уже более благоприятная пропорция и в обмен на облов трех тысяч тонн путассу датчане могут взять на Балтике из зоны Эстонии 500 тонн трески; остальной объем путассу покрывается 20 тоннами лосося и 200 тоннами салаки.
Корр.: Как видно, дело остается за "малым" - организовать промысел?
Я.П.: Чтобы флот работал, нужно его разместить, нужны квоты - это так. Но только этого недостаточно. Требуется еще многое. Другое, в том числе и тралы, оборудование, топливо, люди. Соответствуют ли люди современным требованиям - весьма серьезный вопрос. Нередко квоты по различным организационным причинам оставались невыбранными, из-за чего государство теряло громадные средства. В наших условиях это непозволительная роскошь. Дело давно пора ставить на прочную основу.
Корр.: Судя по всему, она уж закладывается. Открыт путь нашим РТМС-7538 и 7522 - это ли не реальный результат целенаправленной работы...
Я.П.: Кроме упомянутых, в районе Фарер предстоит работать еще одному судну объединения "Океан'' - РТМС-7507. Обозначилась возможность облова дополнительно шести тысяч тонн путассу. Но есть тонкость: квота в руках судоремонтной верфи, которая согласна ее выделить в обмен на техобслуживание наших судов.
Полагаю - необходимо использовать эту возможность: из соображений, дефицита сырья и из учета того, что если не мы - воспользуются ею другие и внакладе не останутся...
Корр.: В завершение разговора - ваш взгляд на проекты вхождения Эстонии в международные комиссии по регулированию рыболовства.
Я.П.: Нахождение в составе этих организаций дает возможность подтвердить - что всегда нелишне - свои интересы в этой сфере. К сожалению, вступление в данные организаций требует уплаты членских взносов, а кто у нас способен это сделать сейчас - трудно сказать. По-видимому, в ближайшее время такая заявка будет сделана. Однако, чтобы суметь представить в них - в НАФО и других - Эстонию, нужна серьезная подготовительная работа.
Корр.: Спасибо за беседу. Успехов в очередном туре переговоров.

Беседу вела Л. ПАНОВА.
НАКОНЕЦ-ТО; К ДЕЛУ ! - 05 03 1992
Сто строк перед рейсом

...Капитан Лео Палумяэ не скрывал своего нетерпения перед выходом в рейс. Было отчего волноваться. Семь судов после окончания межрейсового ремонта продолжают оставаться в отстое или, точнее, в ожидании топлива. С самого Нового года ни одно из судов объединения не вышло из порта Таллинн прямым назначением на промысловые районы для облова рыбы. Одни траулеры сдаются в аренду, другие идут во фрахт; промысловая деятельность продолжается исключительно судами, задействованными еще в прошлом году...
И вот - "прорвало". Впервые за тягостное это время неопределенности в сводках расстановки флота обозначились два судна, где на 12 февраля началась подготовка к эксплуатации. Точнее, 12.02 для РТМС-7538 определен план: CBA-14.02. В том же направлении планировался и РТМС-7522, только девятью днями позднее. Но еще неделю и тому и другому судну предстояло оставаться в Таллинне в ожидании того же топлива.
Рыбакам известно: супертраулеры "Тамула" и "Валгеярв" ориентированы на облов беломясной рыбы для фирмы "ЭСВА". В "Рыбаке Эстонии" сообщалось также, что традиционный район промысла таких пород - СВА - стал для судов объединения "Океан" по ряду причин недосягаемым. А раз так - предриятию "ЭСВА" грозило лишиться сырья...
Тогда и зародилась идея - создать на базе "ЭСВА" предприятие уже совместно с про-филирующими судами объединения "Океан". Или -по другому варианту - передать их фирме в аренду. С помощью зарубежных партнеров, думалось, более реально заручиться и лицензией на вылов требуемого ассортимента рыбы и, возможно, обзавестись хоть толикой топлива...
Встретившись перед рейсом с Л. Палумяэ, поинтересовалась - под чьим "крылом" выходят на промысел моряки РТМС-7538; остается ли их полновластным хозяином объединение "Океан" или...
- Никаких "или", - заверил Лео Мартинович.- Финны с большим подозрением отнеслись к возможности создания совместного предприятия. Затребовали у нас точные расчеты по расходам, по рентабельности. А у нас это - коммерческая тайна. Витала идея сдать им пароходы в аренду, но экономисты такую стоимость обсчитали, что дальнейших предложений уже не последовало. (По сведениям главного экономиста А. Кокорева, финны "в принципе не согласны с арендой наших судов".- Л. П.).
С помощью "ЭСВА" открылась все же для нас "зеленая улица". Топливо! Оно добывалось одинаково для РТМС-7538 и 7522 с участием фирмы "ЭСВА". Фирма вообще почти целиком взяла на себя снабжение наших судов...
- Оба супертраулера выходят в море после межрейсового ремонта. Как вы его оцениваете?
- Качество ремонта? Не о том сейчас забота. Хочешь работать - берись, а нет ... Сами видите: первые суда в этом году выпускаются в рейс. У нас чуть ли не конкурс был: по 1,5 человека на место!
Другое тревожит - где мог застрять этот "пиратский" танкер с топливом? Со дня на день его ожидаем. Надо быть в районе промысла уже сегодня (21.02). Благоприятная обстановка сохранится там еще до середины апреля, и мы, чем больше задерживаемся, тем больше упускаем. Успеть бы наверстать...
Понятно нетерпение капитана. И да сбудется желание моряков: полных им трюмов...

Л. ПАНОВА.
ПОРТОФЛОТ: ВСЕ КАК У ВСЕХ... - 05 03 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перекраивается производственная карта Таллиннского морского рыбного порта - решается проблема: оставаться ли ему многоплановым хозяйством с имеющимися структурными участками или переориентировать их по профилю. Именно так ставится вопрос по отношению к портофлоту. Имеется у него два пути: продолжать действовать в составе рыбного порта либо - влиться в единый портофлот, создаваемый на побережье от Копли до Мууга.
Танкера и буксиры - основное богатство портофлота. Большие перспективы вырисовываются у танкеров. Им надлежит впредь обеспечить два встречных потока грузов - с Запада на Восток и обратно. Раскачка топлива, бункеровка его - все это на сегодня задачи, имеющие для промышленности Эстонского государства стратегическое значение. Отсюда и заинтересованность в определении оптимального режима деятельности таллиннских портов. Окончательно решение судьбы портофлота, таким образом, - за правительством республики. А пока суд да дело, небольшой участок продолжает жить своими повседневными проблемами, решая будничные задачи.
Все здесь - или почти все - как у всех. Основная боль: существующие тарифы - хотя и они не столь низкие, по свидетельству начальника портофлота В. Субботкина, - не покрывают возросшие расходы на топливо и ремонт. Хорошо еще, что за топливом не надо далеко ходить, местные суда продолжают пока снабжаться нефтебазой ТМРП(до той поры, во всяком случае, покуда все бывшие подразделения остаются в едином узле).
Но уже любой капитальный ремонт - на танкере ли, на буксире - требует миллионных затрат. Не располагая подобными средствами, администрация не видит иного пути, как, аналогично объединению "Океан", направлять часть судов в отстой.
Глобальной становится, по выражению В. Субботкина, "чисто человеческая проблема" - грядущее сокращение кадров. Не самоцели ради - ради выживаемости производственной единицы как таковой. Останется ли портофлот в составе рыбного порта или отойдет в структуру Линнапорта - в любом случае сокращения неминуемы. Понимается это так: где прежде работали восемь человек, должны остаться четыре. Упор делается на совмещение профессий, причем как в низовых звеньях, так и в руководящем составе.
Это - в общих чертах. А вернуться к конкретной "физической единице" - вот одна из них, на снимке нашего фотокорреспондента Р. Эйна. На буксире "Вега" люди уже два года совмещают различного рода профессии. Работая по своему прямому назначению - на перебазировке большегрузных судов - "Вега" в экстренных случаях готов выйти на ликвидацию аварий, связанных с разливом тяжелых нефтепродуктов. Судно без работы не останется, а вот эксплуатировать его впредь предстоит лишь тем, кто на работу - особо "падок"...

Л.СТИШЕНКО.
РАДИ СОХРАНЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА – 27 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ФАКТ...
Такую цель преследует распространенный в объединении приказ генерального директора "О порядке проведения сокращения штатов и предоставления резерва плавсоставу."
Переход экономики республик бывшего Союза на рыночные отношения, политические и экономические изменения, происшедшие в последние месяцы в бывшем СССР, привели к подрыву традиционных экономических связей между бывшими республиками и, как следствие, к большим трудностям в обеспечении флота топливом, тарой и другими материальными ресурсами. Принимаемые меры по выходу объединения на международный рынок для реализации там рыбной продукции, закупки топлива и других ресурсов не дают пока необходимой отдачи. В результате объединение вынуждено на данном этапе сократить количество добывающего флота на промысле и искать другие пути его использования.
Необходимостью стабилизации экономического положения объединения и продиктован был настоящий шаг по сокращению кадров.
Согласно приказу, "отдел кадров объединения и начальники структурных подразделений временно прекращают прием рабочей силы со стороны."
С учетом повышения эффективности управления и сокращения численности персонала разработана новая структура подчинения заместителям генерального директора отделов и служб аппарата управления.
Штаты специалистов и рабочих аппарата управления, а также береговых структурных подразделений сокращаются не менее, чем на 30 процентов. В то же время на флоте предусматривается сокращение штатных расписаний крупнотоннажных судов на 15 и среднетоннажных - на 10 процентов без определения сокращаемых должностей.
Чтобы исключить разночтения, в приказе конкретно указывается: "При сокращении пенсионеров увольнение их произвести на основании пункта 9 статьи 37 КЗОТа ЭССР".
Необходимостью оперативного реагирования на непредвиденные экономические спады обусловлено решение в особых случаях переводить работников берега на неполную рабочую неделю или направлять в неоплачиваемые отпуска.
С учетом нового штатного расписания определение фонда заработной платы на рейс производится с увеличением окладов в размере 50 процентов от окладов по сокращаемым должностям. При этом капитанам судов предоставляется право распределять среди членов судоэкипажа в зависимости от трудового вклада каждого экономию валютных средств по сокращаемым должностям также в размере 50 процентов. В полном объеме для распределения среди членов экипажа сохраняется фонд заработной платы и валютных средств, образуемый в случае принятия судоэкипажем решения работать численностью, уменьшенной сверх определенной нормы (соответственно сверх 15 и 20 процентов на судах разного типа).
С 1 марта 1992 года суммированный учет рабочего времени на отходящих в рейс судах будет производиться с предоставлением за период работы в рейсе одного отгульного дня в неделю и с увеличением доплаты за часы работы сверх нормального рабочего времени в соответствии с КЗОТ. Отделу кадров, функциональным отделам и службам дано распоряжение сократить платный резерв до пяти рабочих дней для материально ответственных лиц и до суток для других категорий плавсостава на период до отхода (вылета) в рейс и после прихода (прилета) из рейса. Допускается направление работников плавсостава, желающих продолжить дальнейшую работу в объединении, в резерв без оплаты на срок до шести месяцев.
Что касается береговых подразделений и аппарата управления, то здесь в результате сокращения штатов на повышение окладов и тарифных ставок направляются все 100 процентов высвобождаемого фонда заработной платы.
Контроль за исполнением приведенного приказа генеральный директор объединения оставляет за собой.
... И КОММЕНТАРИЙ ...
Он прозвучал на диспетчерском совещании с традиционным участием руководителей структурных подразделений, начальников управленческих служб и капитанов судов.
В части регулирования штатного расписания судов помощник генерального директора объединения В. Янцевич уточнил: сокращаемые должности не определяются заранее, потому что это будет зависеть от режима работы каждого конкретного судна.
Едва ли на-ура будет воспринята "воля" оставаться в резерве на протяжении полугода за счет собственных возможностей. Но, быть может, остроту ситуации реально было бы сгладить, используя загранкомандировки, направляя часть работников по договоренности в совместные предприятия и на заграничные суда?
- Дело в том, - поясняет В. Янцевич, - что загранкомандировки для работников объединения у нас давно не практикуются. Верно: на одном из заседаний Правления обсуждалась целесообразность направления во временные командировки по контрактам с фирмами, высказывалось также пожелание разработать на сей счет соответствующие предложения. Однако практика показывает, что предприятия, принимая наших людей на временную работу, желают иметь некие услуги и от объединения, чего мы не в состоянии предложить. Или - другая крайность: временная работа в иных случаях оборачивается оттоком из объединения наиболее квалифицированных кадров, что для нас также нежелательно.
Говорить о направлении наших работников в СП или на загрансуда несколько преждевременно. По линии механико-судовой службы планировалась работа в совместных фирмах (в Санкт-Петербурге, в частности), но и здесь может быть занято незначительное число специалистов.
На иных предприятиях практикуется комплектование экипажей для работы на судах под иностранными флагами. Не заказан этот путь и нам, будем пробовать...
Напряженность обстановки вызвала на диспетчерском совещании ряд недоуменных вопросов. Начальник автобазы, в частности, высказал явное недовольство в связи с определенной цифрой кадровых сокращений - 30 процентов. Очевидно, указал он, следует увязывать численность предприятия с его прибылью и возможностями выживаемости. Ответ помощника директора по кадрам последовал лаконичный - 30 процентов определены из учета экономического положения и финансового потенциала объединения. Имелся вопрос у специалистов радиоцентра: если на работу временно принимаются лица из плавсостава, расценивается ли это как пополнение штата? Определенно - нет, - заверил В. Янцевич.
Однако если в некоторых обстоятельствах допускается подход к сокращению в зависимости от конкретного расклада дел, то вполне категорично ставится вопрос по отношению к пенсионерам: они подлежат безусловному увольнению, без заблаговременного предупреждения. Таков жесткий диктат сегодняшней действительности.
ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ – 27 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У богатых свои привычки, у бедных - свои. Коллектив гостиницы "Океан" уже привык всю свою жизнь ходить в должниках. А это, знаете ли, вырабатывает особую психологию, свое отношение к жизни. Вот, в качестве подтверждения, финансовые итоги прошлого года в тысячах рублей:
_______________Затраты___ доходы
Гостиница______668,3_____391,8
Общежитие____108,0______3,5
Домоуправление_51,6_____9,7
ИТОГО:__________827,9___405
-422,9
Добавьте к минус четыреста двадцати трем тысячам еще сто пятьдесят - это та цифра, которую разные инстанции заносят в разные графы. Гостиница - в статью доходов, объединение - в статью расходов. И оба правы. Поясню и тебе, читатель. Это та копеечка, в которую обходится объединению льготное проживание в гостинице рыбаков нашего предприятия. За проживание в двухместном номере платят они два рубля, в трехместном рубль пятьдесят. За эти деньги нынче и порцию мороженого не купишь. Есть видно, у нас еще порох в пороховницах.
С цифрами, с ними что, с ними просто, куда договорились, туда и поставим. Но вот коллектив гостиницы все больше не устраивает место, на которое его поставило объединение: в угол и лицом к стене. Думаю, таблица доходов и расходов вызвала у тебя, читатель, кое-какие вопросы. При чем здесь общежитие, дающее три с половиной тысячи рублей доходов и сто восемь - расходов, домоуправление, расходы которого более чем в пять раз превышают доходы? Может быть, для объединения это и плевые цифры, какие-то 600 тысяч, но нормальный человек, наверное, никогда не привыкнет ходить в должниках. Жизнь взаймы - ярмо, хомут, некая форма рабства, и голову освободить очень хочется. Поэтому из недр гостиничного коллектива периодически выплывают хлипкие бумажные суденышки с расчётами и надеждами на послабление. Доплыв с грехом пополам до уп равленческих гаваней, исчезают они бесследно, либо превращаются в некую условность, как это произошло с арендным договором. Но об этом ниже.
Итак, общежитие и домоуправление, что же это значит? А вот что: на балансе гостиницы находится общежитие на Сыле и 5 жилых домов. Раньше их было гораздо больше, но те, что получше, удалось постепенно передать городу. С оставшимися потяжелее будет. Даже кампания, предваряющая приватизацию, норовит обойти их стороной, поскольку частью это очень устаревший жилой фонд, - какие с него деньги: часть это дома, построенные МЖК, а они - настоящая драма, которой мы, походя, и касаться не будем.
Как бы там ни было, но ремонт и обслуживание этого жилого фонда и упомянутого уже общежития висит на гостинице тем камнем, который и затянул ее на дно. Поэтому программа минимум сводится к тому, чтобы освободить шею из двух этих хомутов. Дело это непростое, а, главное, нескорое. И потому не могу сказать, что от директора гостиницы, ее коллектива веет оптимизмом. С общежитием вроде бы проще: к 1 марта должен закончиться ремонт на втором этаже гостиницы, и сюда будет переселена вся "общежицкая рать". Таким образом, общежитие перекочует в гостиницу навсегда. Я, честно говоря, вижу в этом все тот же якорь, который не пустит в свободное плаванье. Кроме того, 20 штатных единиц, обслуживающих общежитие, - с ними тоже надо что-то делать. Но директор гостиницы О. Иванов видит в переселении довольно много плюсов. Во-первых, для начала с проживающих будет взиматься несколько иная плата, чем раньше, т.е. они будут оплачивать себестоимость каждого квадратного метра. Сейчас же за общежитие платят чисто условную сумму - трешку. Гостиница делала попытку - это все тот же голубой период условной аренды - хоть немного приблизить сумму к жизненным реалиям. Но в экономические ее построения вмешались структуры отнюдь не экономические: профсоюз добился отмены повышенной стоимости проживания в общежитии.
- А когда, - мечтает директор О. Иванов, - мы станем совсем самостоятельными, то будем заключать договоры с подразделениями, работники которых проживают в гостинице. При явном спаде в гостиничном деле, который, по прогнозам, будет углубляться, лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Дом же на Сыле будет реконструирован в жилой, работа по передаче жилого фонда городу тоже кое-как, но идет, конец процесса все-равно в отдаленном будущем.
Надо отметить еще одну немаловажную деталь, а может, и решающую по нынешним обстоятельствам. Дело в том, что и дом на Сыле, и саму гостиницу объединению надо либо выкупить, либо отдать другому дяде, который это сделает. Поскольку ныне все, что расположено на территории республики, принадлежит ей же. За гостиницу просят 2 млн. рублей. По предварительным, не до конца официальным договоренностям и решениям объединение деньги выделяет. Дяди со стороны тоже соблазняют коллектив своим златом.
Но пока что гостиница, как и все мы, находится в странном состоянии. Как улитка: вроде бы и выползла из своего старого дома, а нового-то нет - никак не построить. То одно не дает, то другое мешает.
Кроме того О. Иванов надеялся повысить плату за проживание с 1 февраля. Для посторонних, т.е. проживающих без льгот, она тоже необременительна: 8 и 10 рублей в сутки. В "Олимпии" , например, это вам обойдется в два стольника. При всем том в гостинице пустует от 70 до 100 мест ежедневно. Цены на гостиничный сервис растут и по этой общей для всех причине. В Стокгольме в королевском отеле, когда мне случайно довелось пройтись по его коврам, проживало всего 20 человек, а администрация улыбалась, - столь велика там плата за проживание..
Словом, до 1 февраля повысить стоимость проживания не удалось, разошлись на том, что дождаться надо соответствующих официальных решений на уровне республики. Теперь они есть, и директор Иванов готовится к новому походу.
Конечно, в том виде, в каком гостиничное хозяйство существует нынче, вряд ли удастся существенно поднять его рентабельность. Тут уж кто какие задачи перед собой поставит. Акционеры, наверняка, займутся изрядной реконструкцией всех этажей гостиницы, объединение, может быть, и в дальнейшем устроит существующее нынче положение, поскольку и оно живет в искаженной системе координат и на его шее не один, и не два хомута, нахождение которых именно здесь, именно на этой шее абсурдно и здравому смыслу не поддается. Но поскольку нынче существенно меняется само состояние группы работников, которую мы называем плавсоставом, то это отразится и на судьбе гостиницы. Сокращается плавсостав за счет проживающих в других республиках.
Прошлись мы с главным инженером по этажам гостиницы. Ну что тут скажешь?! Нечеловеческое отношение наших рыбаков обезобразило небогатый гостиничный интерьер. Больно и стыдно было смотреть на обожженный пол(только-только после ремонта), о который гасят окурки. Это еще лучший вариант, их гасят и об мебельную обивку. Пепельницы ставить перестали, поскольку они тут же исчезают, но хотя бы урны! Их я тоже не увидела. Искаженные не знаю уж какими предметами двери стенных шкафов, разорванные, чтобы вытереть обувь, полотенца. Много всякого мне показали. Уцелевшие на одном из этажей шторы - на других украли, обрезанный под корень кабель - телевизор теперь тоже только на одном этаже. Воруют все, любую мелочь, вплоть до дверных ручек и палок от мебели. Даже живопись, которая больше пугает, чем впечатляет, и ту вырезают из рам. Ох и подла ты, человеческая натура, а уж для совковой - нет границ! Может быть, если дороже оценивать гостиничные услуги, так их больше уважать будут, это ведь тоже качество советской психологии. Я робко предложила взимать еще и залоговую стоимость имущества, с возвратом, если все сохранится в целости - сохранности. Не положено, говорят. За разломанную варваром тумбочку приходится взимать по старой цене, а покупать по новой, что в соотношении один к десяти. Да и где нынче что купишь?!
Атмосфера безнадеги, третьесортности - а отсюда попустительство, равнодушие - пропитало гостиницу. В одном из блоков наши гости из южных республик удобно делили кровать с местными дамами. Представительница администрации при этом спокойно подремывала в своем закутке.
Услуги, которые предлагает гостиница, перечислять не буду, их не больше и не меньше, чем в других заведениях такого класса. Есть где поесть, помыться, при желании приготовить что-то самому. Правда, в одном из номеров жаловались, что очень дует из окон, наверное, можно чем-то подсобить проживающим тут не один месяц.
Не буду утверждать, что наш "Океан" - гостиница высокого класса, но скромность стоимости проживания здесь чрезмерна. Беспросветно застывшие формы существования гостиницы, со всеми тупиковыми ответвлениями не дают гостиничному коллективу ни малейшей свободы в решении как жить и как дело править. Подписанный во всех инстанциях, скрепленный необходимыми печатями, арендный договор пылится в сейфе. Условность и значительность его была столь откровенна, что один очень существенный приказ о перезаключении аренды с одновременным открытием расчетных счетов в гостиницу даже не направили. И все расчеты продолжает вести объединение. Пока жив человек, он надеется. И гостиница "Океан" упорно продолжает гнуть свою линию - линию перехода на аренду.
Пришедший в начале февраля приказ о приостановке действия договора об аренде привел коллектив гостиницы, как и все остальные коллективы, к исходной точке. Путь надо начинать заново и сначала. Вины объединения здесь, видимо, нет, идет подгонка структур под республиканские требования и условия. Вряд ли удастся создать крепкое хозяйство, если вас уже который год вяжут по рукам и ногам. Бес в мешке обескровил объединение и другие подразделения, напоминающие нынче судно под напором ломающегося льда. Выдержит ли?
... Директор гостиницы "Океан О. Иванов занят подготовкой нового арендного договора с объединением.

Л. КУДРЯВЦЕВА
МЕДЛЕННО ЗАПРЯГАЕМ. А ЕЗДИМ...? – 20 02 1992
...Предложение генерального директора объединения прозвучало как вызов: "Найдется такой капитан, кто готов набрать экипаж и пойти в рейс туда, где все расписано-обсчитано?" После недолгого молчания поднялся с места П. Федоренко: "Какая готовность, если нет средств? Куда ни пойди - тут тебе проблема топлива, проблема баз. И в инпортах: если, например, в Португалии не заведем своего представителя, будем терять тысячами и миллионами. Кредитная система не долговечна: капиталисты так не работают, им - плати наличными..."
Позднее, в частной беседе Павел Васильевич сослался на личный пример. Судну был предусмотрен заход в Авейру: сдача продукции, докование. Чтобы обеспечить оперативность, понадобилось утрясать взаимоотношения сразу с двумя инофирмами, каждая из которых пробовала диктовать свои условия. Хорошо - у Федоренко нашелся "под рукой" помощник по производству Петраковский: если б не его знание языка и напористость - ничего бы экипажу в порту не пробить. Только у каждого ли капитана найдется "свой Петраковский", кто бы к заходу судна в инпорт готовил и причалы, и агента?
Досадует Федоренко и на непродуманность заключенного с инофирмой контракта: шутка ли - одно докование в инпорту обходится в 25 тысяч долларов?! Да лучше бы отказаться от него, уплатив пять тысяч неустойки, а 20 тысяч сэкономить - с лихвой бы окупилась та же операция в отечественном порту.
Объективности ради помянул Федоренко добрым словом финансового директора: спасибо ему - добился выдачи валюты экипажу через Лиссабон. Но это - частный эпизод. А в целом, не обнаруживая последовательности в решениях "верхних эшелонов", каким отныне видится управленческий аппарат "Океана", капитаны не спешат ухватиться за "самостоятельность". Много говорится: о предоставлении капитанам права подбора личного состава рыбаков в рейс, о формировании стабильных экипажей, но от декларации до дела - "дистанция огромного размера..."
На одной из встреч капитанов с администрацией объединения прозвучало:
"Нужно приблизить капитана к хозяину" (В. Нечитайло). Но тут же - недоуменный вопрос А. Ломейко: Какой хозяин, если в рейс экипаж отправляется сокращенным составом, а фонд заработной платы при этом не сохраняется?! Стояло за этим: условия опять-таки навязываются "сверху"? Риторический этот вопрос нашел поддержку и у капитана Г. Карауша, настаивающего на аренде судов.
Но и тут неувязка. Не может быть аренды, пояснил первый заместитель генерального директора А. Прууль, пока объединение остается в статусе государственного. Станет акционерным либо, по меньшей мере, арендным, тогда - пожалуйста, правомерно заводить речь и о приватизации судов, тогда появится и возможность, что уже капитаны начнут диктовать - какие специалисты нужны в управлении, от каких пора избавляться. А пока государство остается монополистом, вынес резюме уже А. Мельников, - предприятию не жить. Нужны инвестиции, нужны кредиты, но поди их сейчас дождись...
И вновь капитаны остаются на выжидательной позиции. Иные - оттого, что не владеют информацией, без чего невозможна четкая ориентировка в конкретной обстановке. Неслучайно ведь звучали элементарные вопросы, наподобие следующих: "Какие есть СП? Кто у нас в аренде?" И т.п. Между тем достаточно изредка просматривать сводку расстановки флота, более или менее регулярно заглядывать хотя бы в местную нашу газету - "Рыбак Эстонии", чтобы самостоятельно найти ответ на имеющиеся вопросы. Другие, похоже, просто рассчитывают на то, что все само собой образуется. И упомянутый призыв В. Нечитаило приобретает в этом свете иной подтекст: речь-то идет не столько о том, чтоб самому приблизиться к хозяину, а скорее о том, чтобы кто-то подтолкнул капитана к этому положению.
"Раскачиваются" капитаны. Извечная наша беда: "русский мужик медленно запрягает..." Не затянулся бы процесс до той поры, когда уже и ездить-то не придется...

Л.ПАНОВА

P.S. Быть может, автор не вполне прав в своих посылках? Убедите его в ином, капитаны…
ДАЛЕКО ЛИ ДО АССОЦИАЦИИ? – 20 02 1992
На злобу дня.

Прежде чем отправиться в служебную командировку в Исламскую Республику Мавританию, генеральный директор объединения, собрав руководителей управленческих служб, с предельной четкостью обнажил состояние предприятия.
Не боясь повториться, Л. Карпусь в очередной раз подчеркнул: еще никогда прежде коллективу не доводилось открывать год с таким "скрипом", как нынче. Итоги января подтвердили худшие опасения. Суточный вылов едва поднимался до уровня 208 тонн рыбопродукции -это против заложенной программы" в 606 тонн. В итоге - значительный месячный недолов.
"Океан" со своими сегодняшними экономическими показателями - отнюдь не исключение из общего правила. Лихорадит все рыбопромышленные предприятия Западного бассейна, в том числе и российские (Калининград, Санкт-Петербург). Флот в длительном простое из-за отсутствия топлива. Причем объединение "Океан" в определенной степени еще сумело обезопасить себя, успев перебазировать суда из зоны ЮВ-ТО в ЮЗА. Питерцы, не сделав это вовремя, поплатились несколькими пароходами, вынужденными, из-за отсутствия топлива, "отлеживаться" в дрейфе в наиболее отдаленных точках Мирового океана.
В конце января топливо, как известно, стало поступать в Эстонию (в качестве гуманитарной помощи с Запада, одиночными партиями с востока, но уже на основе двухстороннего договора). В обмен на российское топливо республика поставляет восточному соседу, в числе прочего, и рыбопродукцию объединения "Океан"; самому же ему не остается ни шанса на получение и доли топлива - настолько мизерны объемы его поставок в ЭР.
Топливо и впредь предстоит приобретать исключительно за валюту, и вопрос только в том, чтобы найти наиболее выгодного поставщика. Им вполне может стать, к примеру, Коми Республика, как обозначил на одном из рабочих совещаний первый заместитель генерального директора объединения. Выгода прямого сотрудничества с этим партнером очевидна уже в силу того, что если Россия согласна продавать топливо по цене 210, то Коми Республика готова реализовать его по 165 долларов.
(Двумя днями позже в средствах массовой информации опубликовано сообщение: соответствующий договор о поставках Эстонии топлива предусматривает — взаимообразное обеспечение Коми Респубики рыбопродукцией. Речь шла прежде всего о шпротах и другого рода консервах. Под вторыми, как удалось выяснить у участвовавшего в переговорах начальника планово-экономического отдела объединения Э. Перлестика, подразумевается и продукция Океана" -очевидно, в объеме около 1500 туб.).
Вопросы эти решаются на уровне государств и, комментируя их, А. Прууль выдвинул тезис: "Без помощи правительства рыбному хозяйству Эстонии не выжить". Что имеется в виду под термином помощь? Прежде всего - крупные иноинвестиции. Задачей руководителей объединения признано: доказать в правительстве возможность реальной отдачи вкладов в рыбной промышленности. Если западные инвестиционные банки уже определили как наиболее перспективные для инвестирования в Эстонии лесную промышленность и рыбное хозяйство, то было бы непростительным упущением не подкрепить обозначившуюся тенденцию.
Проблема, однако, кроется в том, что по существу рыбная отрасль республики остается... бесхозной. Департамент рыбного хозяйства, в частности, взял на себя лишь функцию межправительственных связей по рыболовству. Министерства промышленности, понятно, больше касаются вопросы технической оснащенности, нежели непосредственно технологические... Следовательно, сегодня, как никогда, налицо потребность в сильной координирующей организации, способной объять рыбную промышленность в целом - с ее промысловым флотом и перерабатывающими предприятиями. В Эстонии, нелишне заметить, только переработкой рыбной продукции занято 15 организаций (сравним: в Литве таких предприятий семь). Положение большинства крайне неустойчиво, когда нет сырья, а самым крупным его поставщиком - найти бы ему только почву под ногами - может и впредь оставаться как наиболее мобильная организация объединение "Океан". Иными словами, вопрос стоит о создании некоей ассоциации, или концерна, который, обладая необходимыми полномочиями, мог бы концентрировать усилия раздробленных ныне хозяйств.
В эти дни судьба объединения "Океан" должна как раз решаться в правительственных кругах республики. Со слов А. Прууля, премьер-министр республики, будучи еще министром транспорта высказывал твердое намерение детально рассмотреть имеющиеся проблемы объединения. Побывав на плавбазе "Станислав Монюшко", Т. Вяхи как промышленник сумел уже по ней оценить уникальность всего предприятия. Не исключено, что это обстоятельство сослужит добрую службу.
В ходу и другие каналы по выходу из тупика. Правительственная делегация Эстонии отправилась в Вашингтон, а затем - в Канаду и Данию, с твердым намерением подписать межправительственные договоры по рыболовству. Возвращение к промысловым зонам этих государств - это потенциальный выход (со всеми сопутствующими последствиями) на добротную продукцию, чего объединению так не хватает в последнее время. По некоторым данным, Фареры уже готовы выделить Эстонии квоту на облов путассу в качестве гуманитарной помощи. Возможны перемены после командировки в ИРМ генерального директора объединения - в противовес "Мавсов" планировалось создание на более приемлемых условиях совместной фирмы "Мавэс"...
Такие "массированные" меры - это, может, и есть гарант желаемого укрепления позиций "Океана"?...

Л.ПАНОВА.
КОРАБЛИ ПОСТОЯТ, ИЛИ ЛЯГУТ НА КУРС? ИЛИ ГРОЗИТ ЛИ КАПИТАНАМ БЕЗРАБОТИЦА? – 13 02 1992
Взгляд на проблему

За пару недель до прошлогоднего Рождества Верховным Советом ЭР был принят первый Эстонский морской кодекс. Едва ли не единственный морской закон республики за последние полсотни лет. В одобренном парламентариями документе содержится целый ряд положений и требований. Среди последних оказались ограничения для морских лоцманов и капитанов. Представителям этих двух профессий надлежит быть гражданами Эстонской Республики. Морской кодекс вступает в силу с 1 марта нынешнего года. Гражданство, правда, будет требоваться с января 1994 года.
Время, как будто, есть. Тем более окружающая всех нас злобность "злобы дня" сегодняшнего вроде не располагает загадывать так далеко - на двухлетний срок. И все же проблема от этого не исчезнет сама собой.
Так называемый нулевой вариант гражданства Эстонии "не грозит". Поэтому резонно уже сегодня задаться вопросом: что будет "с иностранцами", десятилетиями прокладывающими курс судов рыболовного флота Эстонии на промысел. И что ждет сам эстонский флот? К слову, подобные трудности существуют и в Эстонском морском пароходстве. В связи с чем объединимся с коллегами из ЭМП или каждый будет пытаться выжить в одиночку?
В нашем рыбопромысловом объединении "Океан" трудится около ста капитанов - большинство специалистов с высокой квалификацией, огромным опытом работы. Однако порядка 90 процентов из них поселилось в Эстонии (сами или их родители) после 1940 года. Таким образом, капитанами по новому законодательству могут считать себя очень немногие.
Об Эстонском морском кодексе разговор зашел на одном из капитанских часов. Некоторыми своими соображениями капитаны поделились в беседе с вашим корреспондентом. Так вот, по мнению одних, закон этот дискриминационен: десятки лет отслужить верой и правдой эстонскому флоту и вдруг оказаться за бортом. Кто-то на пятом десятке в перерывах между рыбалками приналег на учебники, благо объединение организовало для своих работников курсы эстонского языка. Иной переходит на рыбные флотилии стран СНГ - хорошие специалисты ценятся. Есть желающие принять российское гражданство и, как это им ни горько, сменить профессию. Но, вероятно, еще горше тем, кто хочет (и профессионально может) остаться на флоте объединения по простой причине - любви к своему делу здесь, в Эстонии, в стране, где успел обжиться, пустить корни.
Но есть у проблемы и другая сторона. Прогнозировал ли кто-нибудь последствия вынужденного ухода с флота Эстонии первоклассных "инородцев"? Разрушить до основания - этот урок мы уже проходили. Сколько десятилетий потребуется на воз рождение? Изгнание профессионалов еще ни одному обществу не принесло экономического процветания, а также свободы и демократии... К слову, на обучение и становление только одного специалиста-капитана уходит от 12 до 15 лет, затрачиваются огромные материальные средства.
Начальник службы мореплавания объединения Александр Кожурин настроен более-менее оптимистично: у эстонского правительства должно хватить мудрости, чтобы не поставить флот на прикол. Компромиссное решение должно быть найдено.
К сожалению, при обсуждении Эстонского морского кодекса в Верховном Совете компромисса не нашли. Хотя попытка и была сделана. Депутат Александр Лабасов, сам в прошлом капитан ЭМП, внес поправку, по которой капитаном или лоцманом может быть не только гражданин ЭР, но и житель республики, имеющий постоянный вид на жительство. Поправку Лабасова поддержали эстонские депутаты, понимающие серьезность ситуации, способной обескровить флот. Однако необходимого числа голосов не набралось.
Здесь уместно вспомнить об одном обстоятельстве, о котором не раз сообщалось в республиканской прессе. "Радетели за равные права" русской общины в Эстонии не частые гости в парламенте. Даже, как видим, при обсуждении важнейших для их избирателей вопросов не спешат отстаивать их интересы. Помнят ли рыбаки нашего объединения, за кого голосовали на выборах в 1989 году?
А ту, так необходимую морякам поправку, рассматривали в парламенте ближе к вечеру. Случись обсуждение в утренние часы (пока избранники народные не укатили по своим делам), возможно, требуемое количество голосов и было бы набрано...
Как же теперь реально сдвинуть дело, и, желательно, вперед? Кажется все-таки, что задачи республики и морских специалистов должны совпасть - цивилизованным образом перейти к национальной рыбной отрасли. А рыболовство неизбежно в морском государстве.

Н. КРУТИКОВА.
Идет лес - 13 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С конца января потоки машин начали стекаться на Пальяссааре: лес доставляется в Таллиннский рыбный порт, откуда, согласно договоренности правительств двух стран, переправляется в Швецию в залог поставок от северного соседа топлива.
В первую неделю портовиками было перегружено на пароходы свыше трех тысяч кубометров добротного природного материала. Уголь, щебенка, удобрение — все это также отправляется на запад. Не от богатства — из необходимости получить в обмен хоть часть того, в чем остро нуждается Эстонское государство.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фото. Р. ЭЙНА.
«ЭСВА»: НЕ БЕЗ ПЕРСПЕКТИВ - 13 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Совместное предприятие "ЭСВА" и так-то "питалось" сырьем с постоянной натугой (тут вам и нестабильность промысловой базы, и "нестыковки" обслуживающего персонала с установленной на судах модернизированной техникой, и несоответствие веса брикетов предъявляемым требованиям мирового стандарта, и дефицит упаковочного материала), а с вступлением в новый, 1992 год, ориентируемые на облов требуемой рыбопродукции суда и вовсе лишились традиционного
района промысла. Прежде "ЭСВА" еще как-то могла выйти из положения, пользуясь, так сказать, "привлеченным грузом." — сырьем, поставляемым колхозниками либо соседними рыбпромами, — однако отныне на отработанную, было, систему уповать не приходится: всяк уже предпочитает трудиться исключительно на себя.
Не было бы проблемы, когда бы, не подоспевшие сроки погашения кредитов, причем вопрос ставится так: если само предприятие не в состоянии их оплатить, то дело — за учредителем, то есть, в нашем случае, за АО "Океан". С этим требованием финская сторона уже подступалась к генеральному директору объединения, пытаясь заручиться поддержкой правительства Эстонии. Однако если у объединения своя задолженность достигает четырех с лишним миллионов долларов, откуда взять средства на погашение кредитов еще и "дочернего" предприятия? Кредиторы, как будто, согласны продлить договор, но важно знать, до каких пор (и размеров тоже) и каковы возможности объединения для соблюдения уже окончательно оговоренных условий.
СП "ЭСВА" — или, как это звучит отныне на языке официальных документов, "предприятие с участием иностранного капитала" — надо спасать. Это не просто мнение руководства объединения "Океан", это — "запрограммированная" потребность самого производства. Законсервировать его означало бы лишиться и малой толики дополнительной продукции, и пустить оборудование под коррозию; продавать — абсурдно, как выразился Л. Карпусь, ибо проект предприятия не предусматривает возможности его переориентации.
Не реализовать ли имеющееся намерение создать совместное предприятие уже на базе "ЭСВА" и АО "Океан"? Если объединению так или иначе предстоит выручать "ЭСВА", то почему бы ему самому не воспользоваться открывающимися , в связи с этим, возможностями? Влившись в состав уже существующего предприятия с привлеченным иностранным капиталом, промысловые суда (те же РТМС-7522, 7538 и, возможно, один БМРТ) окажутся при деле, чего — при нехватке топлива и квот на вылов — не может целиком гарантировать им АО "Океан". К тому же, подключив "ЭСВА" к проблемам указанных судов, объединение не исключено, могло бы решить проблему топлива — пусть хотя бы отчасти.
Кто готов заняться реализацией предложения практически с внесением и одновременно осуществлением встречных кардинальных идей, имея в виду перспективу влиться в состав предприятия "ЭСВА"? Поставив вопрос таким образом, генеральный директор объединения Л. Карпусь присовокупил: "Может быть, такое слияние послужит началом, к чему мы и должны прийти в итоге?"

Л. СТИШЕНКО.

Значительная часть продукции предприятия "ЭСВА" поставляется западному потребителю: для погашения кредитов необходимы валютные средства. В числе импортеров деликатесных рыбных палочек — республика Польша. На сей раз пункт доставки продукции из столицы Эстонии — Гданьск, что обозначено на противоположном борту этих импозантного вида рефрижераторов.

Фото Р. ЭЙНА.