0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (137)
Памяти боцмана Баженова Евгения Ивановича. БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК – 24 07 1965
Пять лет работает на промысловых судах боцман Евгений Баженов. Но если учесть его службу в рядах Военно-Морского флота, где он был старшиной II статьи, то морская биография Баженова насчитывает уже около десятка лет.
Служба на флоте у Евгения прошла не бесследно. Она приучила к исполнительности и трудолюбию. Как и в годы военной службы Евгений и на промысловых судах проявляет находчивость, сообразительность. Он хорошо знает морскую практику, умело передает свои знания матросам, воодушевляет их в работе личным примером.
Промысловики знают его, как неутомимого труженика. Особенно тело отзываются о нем капитаны промысловых судов т.т. Л. Куприков, Ю. Шематонов, В. Нечитайло, Б. Аскилейскири и другие. С некоторыми из них Баженов совершил по два-три рейса.
В 1963 году по возвращению из рейса на СРТР-9082 (капитан Ю. Шематонов) Евгению Баженову за добросовестное исполнение своих обязанностей, инициативу, трудолюбие и достойное поведение было присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
Не перечесть всех обязанностей, возложенных на боцмана. Но Баженов все успевает сделать. Умеет боцман найти общий язык с личным составом палубной команды, подойти к каждому из матросов: с одного потребовать, другому подсказать. И команда помогает ему во всем. Боцман выходил на промысел на СРТР-9082, 9063, СРТ-4283, 4558 и на других судах.
Всюду о нем отзываются тепло. Еще не было рейса, из которого бы Баженов вернулся без благодарности. Сейчас он находится на промысле на СРТР-9103. Счастливого плавания, Евгений Иванович, и новых успехов в работе.

И. ГОРБУНОВ.
Памяти механика-наладчика Ломакова Семена Матвеевича. СРЕДИ НАС – 10 07 1965
Сперва по судовой трансляции прозвучала команда:
-Подъем!
Затем вахтенный помощник объявил:
-Механику -наладчику спуститься в рыбцех …
Механик-наладчик - так для краткости на БМРТ-368 называют механика технологического оборудования.
На ходу одевая пиджак, Семен Матвеевич Ломаков спешит в рыбный цех. А ведь он только в два часа ночи закончил свой трудовой день.
- В чем дело? - спрашивает он.
- Остановился транспортер подачи рыбы из приемного бункера на расфасовочный стол, - пояснил матрос Волга.
Опытным глазом специалиста Ломаков определяет характер неисправности. Нужна электросварка. Семен Матвеевич протягивает кабель, раскладывает нужный инструмент. Через несколько минут дефект устранен. Цех сразу ожил, переливаясь серебром, рыба пошла по транспортеру к фасовочному столу.
Наше судно уже второй год в море. День и ночь трудятся люди у транспортных машин. Только в прошлом году БМРТ выловил 86.419 центнеров рыбы при плане 70.000 центнеров. Весь этот груз переработали машины. Надо, чтобы и сейчас техника не подкачала.
Бывает, у рыбаков, ка говорится, безрыбье. Цех молчит, кажется, замер. Но у одного из ленточных транспортеров колдует Семен Матвеевич. Он уверен, что рыба будет. А сейчас как раз подходяще время подлечить механизмы.
Однажды вышла из строя рыбомукомольная установка. Повреждение оказалось серьезным. Целые сутки работал Ломаков, устраняя неисправность. После утомительного труда только вошел в каюту, как в дверь постучал четвертый механик:
- выручай, Семен Матвеевич, стиральная машина сломалась.
Ломаков встал и отправился к стиральной машине. Он мог бы и отказаться: устал, мол. Но наш наладчик не такой человек.
-Добрый, душевный, - говорят о нем матросы.
Несет Семен Матвеевич и общественную нагрузку. Он член группы содействия партгосконтролю. Часто Ломаков проверяет вес рыбных брикетов. Несколько раз проследил упаковку муки. Муки оказалось в мешках больше положенного.
- Не дело, ребята, - сказал Ломаков, - эти излишки могут пересыпать не честные люди себе в карман.
С начала рейса прошли уже три месяца. Люди познакомились, каждый освоил свою работу. Стали
мы двигать кандидатов на судовую Доску почета. Старший механик первым назвал имя Ломакова Семена Матвеевича.
.. В кинофильме "Десять дней одного года" герои фильма спорят о том, какие люди должны строить коммунизм.
Один говорит, что деловые, другой - добрые и терпеливые. А я думаю, такие как Семен Матвеевич Ломаков - деловые, терпеливые и добрые!

В. ЯРЧУК
матрос БМРТ-368 "Оскар Лутс"
Памяти тралмастера Василия Битюцкого. Щедро, по-братски - 10 07 1965
БОРТ СРТ-4510. (По радио). Погода не балует нынче промысловиков. Но экипажи судов прилагают все силы для выполнения взятых в честь праздника обязательств. Особенно много забот в эти дни у тралмастера-наставника Василия Битюцкого. He все умеют настроить тралы, не всем и всегда удается брать хорошие уловы. И на помощь товарищам приходит Василий Битюцкий. Он делится с тралмастерами своим опытом, дает им необходимые советы и консультации.
Его голос можно услышать по радио, а если есть возможность, то тралмастер-наставник бывает на судах, на месте оказывает нужную помощь..
В частности, в первые дни промысла не ладилось у нас дело. Я пригласил Василия Битюцкого на судно. Четыре часа пробыл у нас тралмастер-наставник, сделал все, что нужно, дал ценные советы. И сразу же дела у нас пошли на лад.
При последующих тралениях мы стали брать от 30 до 60 центнеров рыбы.
На судне был выпущен листок - "молния», в котором обобщался опыт настройки трала по методу Василия Битюцкого, а ему от имени экипажа была объявлена благодарность за дружескую помощь.
Василии Битюцкий помог также наладить тралы на СРТ-4479, СРТР-9110, 9124 и ряде других судов.
За братскую помощь и выручку промысловики сердечно благодарят тралмастера-наставника.
— Большое рыбацкое спасибо тебе, Василий!

И. МОЛОДЦОВ, капитан
Памяти технолога Петра Васильевича Полещука. БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК -10 07 1965
""

Помощник капитана по производству Петр Васильевич Полещук, другими словами технолог, работает на д/э «Буревестник». Он отвечает за качество работы цеха, за людей, которые трудятся в нем.
Полещук умело сочетает производственную работу с учебой в рыбопромышленном техникуме. Опыт работы передает другим. В прошлом рейсе за короткое время Полещук обучил специальности многих матросов.
Среди коллектива технолог Полещук пользуется большим авторитетом. Несет общественную нагрузку — член судового комитета.
— Беспокойный, принципиальный наш технолог, — говорят товарищи о Полещуке.

Фото А. Дудченко.
РОВЕСНИКИ -21 07 1965
Им по двадцать пять, этим парням. Один - эстонец Хиллар Ауль, другой – литовец Бронис Kaваляукас. Парни - рыбаки. Плава ют на "Бризе".
- Ровесники республики, — сказал о них первый помощник капитана И. Дубнов. — Хорошие работники - гордость экипажа.
Мы познакомились с «ровесниками". Они любят спорт, море. Хиллар родился в рабочей семье. Окончил семь классов. Когда началось строительство ГРЭС в Кохтла-Ярве, Хиллар поехал туда. Работал электрослесарем. Вступил в комсомол. ГРЭС построена такими, как Хиллар Ауль. Они все немного романтики. Наверно оттого, что тянули горизонты дорог — выбрал Ауль море. Но специальности не сменил - работает электриком.
Бронис Каваляускас тоже закончил только семь классов. Работал в колхозе шофером. Отслужил, как и Ауль, военную службу в Советской Армии. О море он мечтал с детства. Почти одновременно с Хилларом, вступил на палубу судна и сначала плавал матросом. В свободное время Бронис частенько спускался в машинное отделение.
- Техника манит, - признался он как-то старшему рефмеханику Хвастунову.
Хвастунов поддержал матроса, объяснил ему устройство компрессоров. Бронис быстро освоился с ними. Позднее Коваляуска стал рефмехаником, перешел на "Бриз".
На этом судне встретились оба двадцатипятилетних. Совместные работы, техническая учеба, работа на промысле еще сильнее сдружили молодых моряков. В большом морском коллективе они трудятся плечом к плечу.

Н. Михайлов
Памяти берегового матроса Глеба Петровича Петрова. Хозяин причала - 14 07 1965
Так называют береговых матросов в Таллинском морском рыбном порту.
Глеб Петрович Петров — один из лучших. Три года он встречает и провожает суда. Они разные. Промысловые, транспортные. Возвращаются из ближних и дальних морей...
— Здравствуй, товарищ! Здравствуй, родной порт!
Глеб принимает швартовый. Ночью, днем... Неизменно, в любую погоду.
... Три часа заводили «Коралл». С неба лило, будто из ведра. На причале пусто. Петров ежился. Ветер до костей пробирал. Но уйти нельзя.
- Лови! - понеслось с верхней палубы БМРТ.
Шлепнулся швартовый на землю. Глеб Петрович быстро его схватил — заводит. Издали смотреть — дело не хитрое. Но береговому матросу доверена жизнь «Коралла». Он и лоцман, и капитан. Сейчас за несколько минут остановит судно. Оно движется по инерции. Лоцман и капитан немного волнуются: ветром может отнести БМРТ. Придется опять подгонять его к стенке. Не
случилось бы хуже - налетит на другие суда ...
- Боцман, установить трап!
Этот приказ снимает все тревоги. "Коралл" на приколе.
Если суда не подойдут - Петрович вновь отправится на причал. Будет проверять, как несут вахты, чисто ли около судов. После разгрузки «Боры» осталось много грязи. Петров сделал замечание. Мусор не убрали. Составили акт. Оштрафовали. Теперь, когда «Бора» в порту, Глеб Петрович спокоен. Все будет в порядке.
На днях «Коралл» отправился на промысел. Провожал судно Глеб Петров. На прощание он поднял руку:
— Счастливого рейса, друзья. Возвращайтесь с рыбой.
«Коралл» скрылся с глаз. Петровича ожидали другие. За смену судов бывает до четырнадцати. Надо успеть - одних встретить, других отправить в далекий путь.

Н. БЕЛОВА.
Памяти работников фабрики Орудий лова. ДОБРЫЕ РУКИ - 10 07 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Стучат машины в цехе фабрики орудий лова. Здесь делают сети. Хильдегард Синисоо — сетевязальщица. Нет в ее биографии выдающихся событий - простая, скромная работница. Это знают все товарищи на предприятии. Уважают и ценят ее.
Сейчас Хильдегард обслуживает две машины. Их получили несколько лет назад. Синисоо, как одну из лучших, перевели на новое оборудование. А было иное время... Хильдегард появилась на фабрике тридцать два года назад. Все интересно и необычно для девушки.
— Вот твое рабочее место, сказал мастер цеха. — Постарайся сразу освоиться. Вязать сети для рыбаков не слишком легко. Тут надо немного быть и «морячкой».
Конечно, мастер пошутил. Но часть правды есть. Любое дело, связанное морем, требует любви и мастерства.
Шли годы, взрослела и Хильдегард. Появилась у нее семья. Дочь. Девочку интересовало, как трудится мама. Хильдегард рассказывала о людях в цехе, о машинах.
Самый сложный участок был у Синисоо. Машина, на которой она работала, — старая. Одну только Хильдегард и слушалась. Сетевязальщица знала, где нужно ее «подлечить» — вовремя подремонтировать. Поэтому план не срывался. Всегда был больше ста процентов.
История жизни Синисоо — история фабрики. Хильдегард может рассказать, как строилось предприятие, как его восстанавливали после войны... Приходили ученики, такие же молоденькие девушки, как когда-то она. Становились мастерицами. Вот Мери Пальясма — сетепосадчица. За хорошую работу ей присвоено звание ударницы коммунистического труда. Мери — товарищ Хильдегард по работе. Часто они разбирают вместе сложные производственные вопросы.
— Если всех собрать, кого выучила наша Сини-соо, получится целый цех, — сказала мастер М. Неллис.
И все они трудятся. Правда, кто где. Это, как говорится, руки Хильдегард. И они всем приносят добро.

Н. МИХАЙЛОВА.
На снимке: Мери Пальясма.
БОЦМАН ИННОС - 10 07 1965
СВОЮ морскую биографию Вальтер Иннос начал в 1961 году. В начале матросом плавал на «Альбатросе». Бывшего шахтера трудно было удивить работой. Иннос старательно овладевал новым для него делом: учился стоять на руле, вязал узлы, отдавал кранцы, выбирал швартовые концы…
Общительный, трудолюбивый парень быстро сдружился с экипажем, стал на судне своим человеком.
— Говоря честно, — рассказывает Иннос, - я боялся моря. И не потому, что из робких. А просто тревожился - как оно встретит. Тревога оказалась напрасной: во в время работы на промысле я чувствовал себя хорошо.
Так Вальтер Иннос стал, как говорится, заправским моряком.
Десятки тысяч миль прошел за это время "Альбатрос". На нем Иннос ходил на банку Джорджес, был у берегов Африки, Кубы ив других местах, где промышляют рыбаки Западного бассейна. А совсем недавно он вернулся из рейса в Антарктику, где еще не бывало ни одно эстонское судно.
В большинстве книг боцмана рисуют грозой матросов. Может быть, во времена великих географических открытий так оно и было. Но Иннос совсем не похож на этакого "морского волка". Наоборот, он очень скромный и даже немного застенчивый человек. Но дело свое знает и умеет заставить каждого работать на совесть. Не случайно, когда «Альбатрос» появился у китобазы "Юрий Долгорукий», многие решили, что судно из новостроя: оно было безукоризненно чистым, отливало белизной.
Швартовка в море — одно из сложных дел. А если учесть, что производственные рефрижераторы в рейсе делают их более шестисот и причем, как правило, при пяти-шести бальном ветре, то станет ясным объем работы боцмана.
Иннос вместе с палубной командой делает свое дело четко и оперативно. Все швартовое хозяйство на «Альбатросе» в образцовом состоянии. Именно он предложил вариант "свободного плавания кранцев".
Теперь они крепятся не за флaнец, а через корпус автономно к главному тросу. Так надежнее. Обеспечивается долговечность их службы.
Капитан Юрий Скучалин, характеризуя своего боцмана, рассказал:
- У этого человека всегда все в порядке. Однажды нам потребовалось срочно спустить шлюпку. Я отдал распоряжение боцману, и шлюпка немедленно была на воде.
Таков коммунист Вальтер Иннос, неутомимый труженик моря.

А. КВАШНИН.
Памяти матроса Юрия Гладилова . Юбилейный рейс - 07 07 1965
Когда на СРТ-4559 ведут разговор о людях, добросовестно выполняющих свои обязанности, в их числе с гордостью называют и имя матроса I класса Юрия Гладилова. Пять лет он работает на промысловых судах базы — для возраста Юрия это большой трудовой стаж.
В канун рыбацкого праздника он готовится в свой юбилейный десятый рейс. Не было ни одного рейса, из которого Гладилов вернулся бы без поощрений за успехи по добыче рыбы. Юрий сказал: — Буду работать еще лучше, сделаю все зависящее от меня, чтобы судно успешно выполнило рейсовое задание. В этом рейсе буду готовиться к поступлению в заочную среднюю школу моряков. Отмечать праздник наш экипаж будет на переходе в район промысла. Хотелось бы побыть в кругу семьи, родных. Но такова наша работа — в море. Советским людям нужна рыба. Приложим все усилия, чтобы выполнить план по ее добыче.

И. ГОРБУНОВ.
Памяти электрорадионавигатора Михаила Богомолова. Приборы работают нормально - 07 07 1965
""

Михаил Богомолов — электрорадионавигатор плавбазы "Ян Анвельт". Дел у него очень много. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все навигационные приборы работали нормально. От этого зависит безопасность мореплавания. На «Яне Анвельте» они в образцовом состоянии, действуют безотказно.
Однако заслуга Михаила не только в этом. Часто промысловики обращаются к нему за помощью - бывает, что выходят из строя локаторы, поисковые приборы. И всегда опытный специалист выручает рыбаков.
В сложных условиях моря, где нет под рукой нужных инструментов и материалов, он вводит в строй приборы. И за это ему благодарны многие промысловики.
Коммунист Богомолов активно участвует в общественной жизни судна, выступает перед личным составом с беседами.
За исключительно добросовестное отношение к труду, к своим служебным обязанностям, активное участие в общественной жизни судна Михаилу Богомолову присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.

На снимке Михаил Богомолов.
Фото А. Дудченко.