Памяти капитана Н. Леонтьева. ПОИСК СЕБЯ ОПРАВДЫВАЕТ - 19 05 1965

Автор
Опубликовано: 2721 день назад (14 сентября 2016)
0
Голосов: 0
В Таллинской базе океанического рыболовного флота опорно-доказательный СРТР-9080 имел наибольший вылов рыбы по этому типу судов. Он дал за год 14.700 центнеров вместо 10.730 по плану. В начале этого года выполнил семилетнее задание.
Как же достиг такого успеха экипаж комсомольско-молодежного судна?
Об этом рассказывает капитан СРТР-9080 Н. Леонтьев. (Сейчас судно на промысле под командованием капитана Г. Нечкина).

ЭКИПАЖ был укомплектован в основном молодежью. Много времени отводилось на отработку производственных процессов и взаимодействие судовых служб.
Особое внимание уделялось поиску рыбных скоплений. В Норвежском море сельдь располагается на зимовку крупными косяками. Концентрации очень плотные, хорошо фиксируются поисковыми приборами круглосуточно. Поиск начинали сразу же после выборки сетей на борт. В светлое время на больших глубинах 250-400 метров находили отдельные стаи (косяки) и на них удерживались до подъема сельди в верхние горизонты.
Наилучшие уловы бывают, когда сети ставят именно во время подъема рыбы. Поэтому особенно важно заранее «окантовать" косяк, учесть возможный снос судна с порядком и к моменту подъема рыбы безошибочно расположить его в нужном месте. В период зимовки сельдь обычно имеет несущественные горизонтальные миграции, поэтому направление расположения сетей большой роли не играет.
Длину верхних поводцов выбирали в зависимости от метеорологических условий, освещенности атмосферы. Полнолуние и во время северных ветров рыба в ночные часы удерживается на больших глубинах, и поводцы должны быть более длинные.
Когда рыба начинает движение, поиск продолжается. При постановке сетей надо точнее учитывать направление хода рыбы и сети располагать поперек косяка, причем, не на рыбных записях, а в стороне. При поиске необходимо по времени определять минимальное расстояние, которое рыба пройдет за период постановки сетей.
Несколько слов по вооружению дрифтерного порядка. Вожак на "марки" не разбивали, чтобы избежать переноса сетей, так как подборы сетей в большинстве случаев вытягиваются неравномерно, и сети имеют различную длину. Избегали также набора в порядок сетей с разной ячеей.
Постоянно следили за усадкой верхних и нижних поводцов. Не реже одного раза в 10 дней промеряли длину всех поводцов и устраняли разницу.
При работе вожаком без «марок» важно производить выметку сетей только на ходу и с одинаковой скоростью, чтобы вожак сходил с борта с постоянным натяжением. В таком случае обеспечивается равномерная растяжка сетей. Чтобы избежать намотки сетей на винт, постановку порядка производили по возможности на большом ходу.

14.700 ЦЕНТНЕРОВ ВМЕСТО 10.730
НА КАКИХ ГЛУБИНАХ ИСКАТЬ РЫБУ
Когда лучше ставить сети


Если во время дрейфа усиливался ветер, во избежание сноса порядка с рыбных записей. подрабатывали машиной на вожак уменьшая дрейф.
Нам приходилось работать и с тралом в районе Ново-Шетландского шельфа, на банке Джорджес. На вооружении был сельдяной капроновый трал 24,7 м. В этом районе имеются сильные течения, и работа с тралом значительно затруднена.
Донным тралом сельдь облавливается только в светлое время суток — с 05 до 18—20 часов. Поиск начинали ночью, когда сельдь находится в толще воды. Обнаружив рыбные записи, становились на якорь и с рассветом начинали траление.
В светлое время суток наилучший результат давал поиск рыбных записей по фишлупе. Рыба днем плотно лежит на грунте и самописцем почти не фиксируется.
При выборе курсов тралений очень важно учитывать течения. Это позволяет удерживаться на рыбе. Кроме того, нужно стараться тралить по изобатам, что обеспечивает наилучшую работу трала.
При лове сельди скорость судна надо, держать возможно большую.
Но мало найти и поймать рыбу. Ее надо быстро обработать. На нашем судне весь экипаж участвует в обработке улова. За сутки мы успевали шкерить и солить до 180—200 центнеров при плане 60 центнеров.
Среди экипажа выросло много отличных мастеров своего дела. Это старший мастер добычи В. Галкин, мастер добычи В. Шеляг, старший помощник капитана А. Кулаков, рыбмастер П. Семенов, второй механик В. Карро, матросы Б. Лупанов, Г. Парв, К. Семенов, К. Принен и другие.
Немалая заслуга в достигнутых успехах принадлежит машинной команде, которая обеспечила бесперебойную работу всех механизмов.
Наш экипаж оказывал дружескую помощь судам как Эстонской, так и других флотилий. Мы делились опытом, помогали настраивать тралы, давали рекомендации по поиску рыбы и т. д.
Необходимо отметить, что большую роль в наших успехах сыграло то обстоятельство, что в течение года почти полностью сохранялся постоянный состав экипажа. Все моряки выполняли работу добросовестно. Внимательно обращались с промвооружением, всегда держали его в должном порядке. Экономили каждую минуту промыслового времени.
На траловом лове мы всегда имели по два комплекта всех деталей оснастки трала: переходных концов, лапок досок и клячевок, кабелей и др. Поэтому задержки при перевооружении трала, при замене выходивших из строя деталей не было. Был у нас в запасе и вооруженный трал. Каждый член палубной команды хорошо знал свои обязанности, неплохо разбирался в схеме вооружения трала.
Хочется добавить: поиск всегда оправдает себя, если вести его грамотно

Н. ЛЕОНТЬЕВ, капитан СРТР-9080.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!