ЧЕРВОТОЧИНА – 07 05 1986

Автор
Опубликовано: 1728 дней назад (12 февраля 2020)
0
Голосов: 0
Что такое загранкомандировка? Прежде всего, это огромное доверие, оказанное тому/ кого туда посылают. Доверие во всем, и прежде всего, в его политической и моральной устойчивости, в том, что он не положит пятна на наш советский народ, на свою страну.

А так как в таких командировках и заработок повыше, ил можно рассматривать и как своего рода поощрение за добросовестный труд, за поведение, достойное советского гражданина. Именно по таким принципам и подбирали экипаж на БМРГ-368 «Оскар Лутс», входящий в состав советского ремонтного комплекса в Луанде, который административно и организационно относится к Балтийскому судоремонтному заводу в Таллине.
Но как в самый обработанный и ухоженный сад вдруг в каком-то одном яблоке заводится червяк, так и в такую командировку иногда, хотя и не часто, проберется человек о мыслями и намерениями, далекими от служебных заданий. Для таких не существует понятий «долг», «честь», для них одно— нажива! Любыми средствами, любыми способами, лишь бы больше, жирнее, лишь бы не узнали. Да, такие умеют делать вид, что старательно трудятся, что они, ой, какие хорошие, ну прямо-таки, кристальные и разглядеть гнилую сердцевину у такого «кристалла» бывает очень не просто, Но... ничто тайное таковым надолго не остается.
Так случилось и в экипаже БМРТ-З68, капитаном в котором был А. Кожурин. В числе других в экипаже оказались матрос Ю. Померанчик и рефмеханик В. Горас. Вряд ли надо много рассказывать о том, какая задача лежит на экипаже этого судна, в каких сложных условиях приходится им работать. «Оскар Лутс» — один из самых старых БМРТ в «Эстрыбпроме», и в то же время он должен быть в готовности в любой, момент выйти в море и, если понадобится, вывести и другие плавучие объекты комплекса.
Померанчик, как опытный, бывалый матрос, был определен в боцманскую команду, Но с первых же дней в работе себя «не показал». Вроде и быстрый, и сообразительный, и расторопный, а в деле толку мало.
Боцман от него отказался. Но старший помощник пожалел: все же шустрый парень, может, в другом месте себя покажет. И Померанчик «показал»...
По его просьбе его перевели на катер, т. е. он получил возможность почти свободно, бесконтрольно передвигаться по акватории лагуны, в которой расположены ремонтный комплекс и якорные стоянки судов, в том числе и советских, заходящих в Луанду.
Когда требовалось на спуск катера разрешение администрации комплекса, старпом его доставал. Померанчик бывал почти на всех наших судах, связывался с начпродами, добывал то колбасы, то консервов, то еще чего-нибудь, чего не было в рационе обслуживающей их столовой. Часть этого шла и в своем экипаже, в первую очередь, старпому в благодарность, или еще кому-то, кого он считал полезным для себя. Тот, кто принимал от него эти «презенты», особенно не задумывался , — подумаешь, кусок колбасы или лачка сигарет... Но дело-то было не в пачке сигарет или колбасе, не в желании кому-то услужить. За этим скрывалась широко развернутая коммерческая деятельность, которая ни в какие законные рамки не укладывалась.
Добывал Померанчик не только колбасу. Прежде всего, добывал сертификаты, которыми расплачивался с неразборчивыми начпродами, расплачивался за сахар, другие дефицитные в Анголе товары. Продавал их втридорога местному населению за местную валюту, на которую закупал автомобильные запчасти, запрещенные таможенными правилами к ввозу в СССР. Правдами, а точнее — неправдами, также нарушая наши законы, переправлял их в Советский Союз, и от их перепродажи получал чуть ли не тысячу процентов «прибыли». Такова в общей схеме деятельность «расторопного» парня.
«Подпольным бизнесом» занялся и рефмеханик В. Горас. Под предлогом ремонта бытовой аппаратуры, который, кстати сказать, в его обязанности не входил, этим занимался другой специалист, он добился возможности почти бесконтрольно съезжать на берег и там тот же порочный круг: сертификаты — продукты — кванзы (валюта в Анголе) — запчасти — снова сертификаты, снова запчасти, да плюс еще алкоголь: для «нужных людей».
«Дело» у обоих приняло таком размах, что «прибыли» обозначались пятизначными цифрами.
И что же, можно спросить, неужели никто из руководства не видел, не понимал, чем занимаются Померанчик и Горас? Видели, знали. Пытались принять меры. В первую очередь капитан А. Кожурин, первый помощник капитана В. Юрман. Но... у «комбинаторов» нашлись покровители из числа администрации комплекса, которой был подчинен капитан «Оскара Лутса». И в первую очередь — главный инженер комплекса Глотов. Он не только взял под защиту Гораса и Померанчика, но и содействовал им, вывозя тот же сахар на своей машине, благо она не подвергалась досмотру на проходной. И хотя моральный облик самого Глотова не внушает, уважения — он несколько раз разбирался на собраниях за пьянство, администрации судна в тех условиях противостоять ему было не просто.
И дело отнюдь не в слабости или нежелании капитана. Здесь, наверное, требуется небольшое пояснение. БМРТ-368 находясь в Луанде, не является самостоятельной производственной единицей, как, например, судно на промысле. Он арендован Балтийским судоремонтным заводом, и его экипаж входит в штат БСРЗ со всеми вытекающими административно-подчиненными последствиями. А в чем могли проявиться эти последствия, говорит хотя бы такой факт: командование судна приняло решение за недостойное поведение списать рефмоториста В. Сиранчука с судна и отправить в Таллин. Однако Глотов отменил это решение и вывел Сиранчука «из-под удара» — перевел на док.
И Померанчик, и Горас в конце концов получили по заслугам. Они уволены из плавсостава, лишены паспорта моряка без надежды вернуться когда-либо в море снова. «Бизнес» не пошел впрок. Серьезные неприятности имели и те, кто им так или иначе помогал или способствовал. Но урок, из случившегося надо извлечь не только им. Как один червивый плод может испортить весь урожай, так один нечестный человек может запятнать весь коллектив. Кто-то в Луанде из местного населения и пользовался их "услугами", но какого они мнения могли бы остаться о советских моряках?!
Но, к счастью, таких "плодов» с червоточиной среди наших моряков немного, и наш долг - всегда, во всех случаях противостоять им силой всего коллектива.

Н. МОЛЧАНЮК
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!