КАЖДЫЙ первый шаг трудный, волнующий и заманчивый. Когда в 1961 году капитан Анатолии Зубанов принимал свое первое судно, он волновался не меньше других. «Получится ли. справлюсь ли?» Да еще судно какое! СРТ-4259 рыбаки называют «судно с золотым килем». Значит, нужно марку держать. И Анатолии Дмитриевич выдержал. За два с половиной года плавания на CРT-4259 не было случая, чтобы он пришел, не выполнив план. Полюбила команда молодого капитана. Тот, кто приходил к Зубанову на судно, уходить не хотел.- Много узнаешь, многому научишься, — говорили добытчики.- с Дмитричем в море работать — одно удовольствие. — утверждали штурманы. А начинал свою трудовую деятельность А. Зубанов в Таллинской базе тралового флота третьим помощником капитана. Однако незаурядные способности молодого штурмана быстро дали о себе знать Уже во второй рейс Зубанов ушел вторым и в следующий — старшим помощником капитана. С удовольствием вспоминает Анатолий Зубанов то время, когда работал он с Юрием Скучалиным. Было это в 1959 году. В Таллинской базе тралового флота было два суднас комсомольско-молодежными экипажами. СРТ-4479 под командованием Ю. Скучалина и СРТ-4480, которым руководил Г. Белогорцев. Анатолий Дмит-риевич был старшим помощником капитана Скучалина. Ребята комсоль-ско-молодежного экипажа СРТ-4479 избрали Анатолия Зубанова секретаремкомсомольской организации. Два комсомольско-молодежных экипажа со-ревновались и победителем вышел траулер Скучалина. Ему присвоилизвание экипажа коммунистического труда — первому в Эстонии. Немалуюроль в этом сыграл старший помощник капитана, комсомольский во-жак Анатолий Зубанов. Теперь уже четыре рейса в Атлантику Анатолий Дмитриевич сделал наСРТР-9108. Последний длился четыре месяца. В начале у берегов Норвегии ловили рыбу сетями, потом перешли на траловый лов к Шетландским островам.— Время было штормовое, — рассказывает Анатолий Зубанов, — подолгу приходилось отстаиваться в бухточке. К утру море чуть успокаивалось, и мы выскакивали в промысловый квадрат. Десять-пятнадцать минут прицельного траления на больших скоростях и — 15—20 тонн рыбы на па-лу6е. Снопа прятались и обрабатывали улов. Прицельное траление на больших скоростях — сложный способ лова. Только очень опытный, профессионально грамотный капитан может работать таким методом. Пока в траловом флоте им овладели единицы. Но зато какой успех у них! Если некоторые суда «тянут пустыря», то они берут 4-5 суточных норм. Вот итог последнего рейса экипажа CРТР-9108; на сетях — 123, на траловом лове — 160 процентов задания.— В последнем рейсе — рассказывает Зубанов, две недели работали впоисковом режиме. За это время шесть раз на наш пеленг выходили суда. Анатолий Дмитриевич экспериментов не боится. Творчески подходит к делу. Поэтому и любит его команда. Работать с ним интересно и легко. Не жалея сил и времени, старательно учит Анатолий Дмитриевич подчиненных. Объясняетпремудрости рыбацкого дела, показывает, рассказывает. Уходят от него люди лишь в том случае, когда идут на повышение.Плавал когда-то старпомом на СРТ-4259 с Зубановым Валерий Кунегин. По окончании первого рейса команда менялась в море. Зубанов ушел на берег, а Кунегина оставил зa себя. Пробыл Валерий капитаном не до конца рейса, однако, когда пришел на берег, ему дали судно и ушел он в новый рейс уже капитаном. Плавали вторыми помощниками капитана у Зубанова Щекунских и Суменков. Сейчас они оба уже старпомы. Каждый, кто плавал с Aнатолием Дмитриевичем, многому научился у него. Каждый вспоминает о нем, как о толковом и терпеливом учителе, хорошем товарище, строгом командире. За cвoй самоотверженный труд Анатолий Дмитриевич Зубанов удостоен правительственной награды — ордена Трудового Kpасного Знамени. В. ШЕВЧУК.