В одном из номеров нашей газеты поднимался вопрос о целесообразности совместной paботы — производственных рефрижераторов с «кошельками», плавбаз-рыбзаводов - с судами, работающими на траловом лове.
Такой метод мы условно назвали «групповой-узловой». Некоторые суда Таллинской базы рефрижераторного флота и тралового флота уже использовали его в частности, в последнем рейсе подобным методом работал экипаж "Советской Родины".
Мы обратились к капитан-директору производственного рефрижератора "Советская Родина" Александру Павловичу Бирюкову с просьбой рассказать о преимуществах и недостатках
нового группового узлового метода работы.
— Экипаж производственного рефрижератора «Советская Родина», — сообщил т. Бирюков, — работал с группой «кошельков» — СРТР-9027 9058, 9122. Мы находились в зоне их действия и обеспечивали их. В целом уловы у «кошельков» с поправкой, конечно, на погоду были средними. Но вполне достаточными, чтобы обеспечить морозильные мощности нашего судна. Работа в группе с определенным и постоянным числом судов снабженных кошельковым неводом, имеет свое преимущество. Мы постоянно знали, как идут дела у нашей промысловой группы, и при наличии хороших уловов немедленно подходили к ним. Поскольку производственный рефрижератор находился в зоне «кошельков», то переходы к ним сокращались до минимума. Это весьма выгодно и нам и промысловикам, так как получалась весьма внушительная экономия времени.
Я не буду приводить здесь расчетные данные, но скажу, что все промысловые суда нашей группы досрочно выполнили свои производственные задания по добыче рыбы. Из общего количества груза — 1440 тонн, взятого нами, 85 процентов принадлежит нашим «кошелькам».
При работе с судами, вооруженными кошельковым неведом, как известно, есть своя особенность — большое судно швартуется к малому. В практике промышленного рыболовства — это дело новое. Успех такой швартовки зависит от слаженной и четкой работы экипажей производственного рефрижератора и промыслового
судна, от настоящего содружества. Большое судно должно подойти к малому на такой скорости чтобы не порвать «кошелек». Важное значение имеет своевременная подача и прием швартовых концов. Если запоздаем, то судно отнесет, и все надо начинать снова. Теряется при этом, как минимум, полчаса.
Мы сделали в рейсе 100 швартовок и очень удачно. Не потеряли ни минуты рабочего времени. Конечно, большая в этом заслуга наших специалистов — главного механика Г. Изотова, старшего помощника капитана В. Маховского, третьего механика С. Нужина, палубной команды во главе с боцманом Н. Бойковым и другими. Но нельзя не отметить и четкость в действиях экипажей
СРТР-9027, 9058, 9122. Они были всегда «на товсь».
Одним словом, мы понимали друг друга, изучили «почерк» каждого судна, отработали в полной мере взаимодействие
В этом и состоит главное преимущество «узлового-группового» метода работы рефрижераторного судна с промысловыми.
Конечно, здесь имеются и свои недостатки. Новый метод хорош в том случае, если промысловые суда имеют стабильные уловы. В случае проловов рефрижератор , может оказаться в простое. Правда, выход есть — производственному рефрижератору нужно иметь запас сырья. Тогда никакие неприятности не смогут нарушить рабочего ритма.
«Групповой-узловой» метод работы, безусловно, прогрессивный. И мы за то, чтобы он внедрялся.