МОРЕ ПОДВЛАСТНО СМЕЛЫМ 18-01 1963

28 марта 2016 - Рыбак Эстонии

Море шутить не собиралось. Волны становились круче. Порой их гребни перелетали через полубак. Палубу траулера заливало водой. В штурманскую рубку вошел старший мастер добычи Олег Гожулянин.

— Как ты считаешь, — спросил его капитан, — будем метать сети или...?

— Честно говоря, опасно. Шторм крепчает.

— Шторм-штормом, а рыба идет. Наверняка возьмем тонны.

— Попробуем.

И вот уже твердо отдано распоряжение: «Метать сети!».

.. В ту ночь капитану СРТР-9097 Павлу Николаевичу Писареву не спалось. И не только потому, что на море бушевал восьми бальный шторм и приходилось самому следить, чтобы не оборвало порядок, а потому, что впервые за весь период промысла он решил провести задуманный им давно эксперимент — лов рыбы в штормовую погоду. Обычно в такое время все суда «работают носом на волну» по нескольку суток. А на промысле дорога каждая минута, тем более, если эхолот дает хорошие показания.

У СРТР-9097 неделю тому назад закончилось рейсовое задание, но он остался в море для того, чтобы помочь базе выполнить годовой план. А какая помощь, если штормит море, если не поднято на борт за три дня ни одного килограмма рыбы. Вот поэтому и поддержала команда предложение своего капитана — ловить рыбу в любых условиях.

Замечательные люди в экипаже траулера, работящие и, если сказать о коллективе сколоченный, то это определение будет абсолютно верным: море действительно сколотило людей. А ведь почти весь экипаж обновился. Вот, например, Олег Крюков. В прошлом капельмейстер. Море видел только с берега. Сколько его пришлось учить ремеслу рыбака, прививать ему элементарные навыки мореходца. Его укачивало при 4—5 баллах. Товарищи ободряли Олега, заботились о нем. И привык человек. Теперь уверенно стоит на руле, знает, где левый, где правый борт, что такое конец, как вязать узлы, что такое сетка, порядок, как подвязывать поводцы. Немало с ним повозился старший матрос Арне Тоом и старший помощник капитана Дмитрий Бурак. Сейчас совершенно ясно: в боевой дружной семье рыбаков появился еще один надежный человек.

Любят и уважают на судне капитана. Не один год он проплавал на траулере. Море знает, знает ведение промысла. Во время перехода он организовал учебу. И тем не менее по приходу на промысел Павел Николаевич отдал распоряжение метать укороченный порядок, из семидесяти пяти сетей.

— Что так? — удивился тогда мастер добычи.

— Людям привыкнуть надо, отработать приемы, приобрести опыт.

И все это уже позади. Сделано 109 дрейфов. Были удачи и неудачи, но, тем не менее, план рейсового задания уже перевыполнен. Если говорить откровенно, то в этом большая заслуга капитана. Ему обязан экипаж умением находить рыбу. По началу, многие члены команды даже удивлялись такой «погоне» за невидимым, которую устраивал Павел Николаевич. Он аккуратно составлял свою промысловую карту. На нее наносились все точки показания рыбы. Это давало возможность точно определить размер косяка, а затем, отыскав температурный перепад воды, где всегда скопляется сельдь, «нападать» на нее. При выметке сетей капитан бывает до мелочи скрупулезным, несколько раз проверит и перепроверит скорость течения воды, уточнит скорость движения рыбы, чтобы не оказаться в пролове.

Но трудности все же были. Они психологического порядка. Вот, например, Олег Гожулянин. Хороший человек толковый парень. А когда настала необходимость продлить рейс на 45 суток, чтобы оказать помощь товарищам, он зароптал:

— Хватит, мы свое взяли. Всю рыбу не переловить. Сколько пришлось разговаривать с ним секретарю партий ной организации II механику Виктору Лашаку, убеждать его, об'яснять. Но, в основном, замечательные люди на СРТР-9097. Разве забудешь электрика Николая Аверьянова и рефмоториста Женю Попова. Когда на палубе приходилось туго, они всегда выходили на подвахту и работали наравне со всеми.

.. .Море не утихало. К утру оно сделалось более злым. На гребнях волн появилась пена. Ночь редела. Наступила пора выбирать сети. У борта занимают свои места Арне Тоом, комсомолец Евгений Сильченко и другие. Лица моряков суровы. Ни у кого нет ни растерянности, ни суеты. С мостика временами раздается команда "Берегись!». Это капитан и штурманы внимательно следят за морем, предупреждая о приближающейся волне, которая с грохотом может прокатиться по палубе.

При выборке сетей в штормовую погоду нужна сноровка не только тех, кто стоит у борта, но и человека, стоящего на мостике. Он должен умело подрабатывать двигателем, чтобы регулировать движение вожака. Одна неосторожность — и все пойдет прахом: вожак оборвется и утащит с собой в пучину моря порядок со всем уловом.

Павел Николаевич отлично справляется с делом. Медленно, но уверенно поднимаются сети на качающуюся палубу. Несмотря на ворчливость моря, настроение у людей бодрое. Еще бы! Есть рыба. В тот день, когда проводился экспериментальный штормовой лов, моряки подняли на борт десять тонн сельди. Это отличный улов.

«Значит, стихия не страшна рыбакам, значит работать можно в любую погоду», — правильно рассудил капитан.

СРТР-9097 недавно вернулся в родной порт. Планом рейсового задания его экипажу предусматривалось выловить 488 тонн сельди, он взял — 635. Рейсовое задание выполнено на 139 процентов.

Такой результат стал возможным благодаря умению команды работать в любых условиях.


Н. ЕРМОЛАЕВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!