Продолжение
Так, например, в Архангельске начальника военно-морского учебного пункта т. Кишкина два года использовали на другой работе; политрук Херсонского военно-морского учебного пункта т. Иванов был переведен в аэроклуб; начальника Мариупольского пункта тов. Ларионова переслали в аппарат горсовета Осоавиахима.
В Запорожье, Сталинграде начальников военно-морских учебных пунктов срывали с их прямой работы и использовали по усмотрению отделов боевой подготовки или председателей советов Осоавиахима.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
В аппарате Центрального совета в начале 1938 г. было только два морских работника, аппарат Оргбюро Центрального совета водного транспорта был также крайне маломощным».
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
азумеется, содержалась в выступлении не только критика: «…Многие морские работники хорошо поработали, особенно выделялись тов. Карпов (Ленинград) и т. Могила (Николаев). В этих городах контрольные цифры подготовки значкистов «Моряк», «Юный моряк» и инструкторов военно-морской работы значительно перевыполнены».
Тормозом была малограмотность
По итогам 1940 года отдел военно-морского обучения Центрального совета Осоавиахима отчитался перед заместителем наркома ВМФ СССР по кадрам о подготовке «обязательных контингентов запаса 2-й категории 1-го разряда с отрывом от производства на 60 дней для ВМФ СССР». Оказалось, что план был выполнен на 87,5 процента: вместо 18 100 человек обучение прошли 15 837.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
При этом перевыполнили задание Сталинградский, Куйбышевский, Горьковский, Новосибирский облсоветы, Краснодарский крайсовет, Московский горсовет, ЦС Осоавиахима Крымской АССР и Татарской АССР. Справились с нормой Молотовский облсовет и Московская водолазная школа, которая проходила отдельной строкой. Однако было и немало отстающих, прежде всего Приморский крайсовет, Днепропетровский облсовет, Ленинградский горсовет.
В документе пояснялись причины того, что в период прохождения подготовки отсеялись 2502 человека: «Из них: а) по малограмотности – 272 челов.; б) по болезни – 249 челов.; в) по суду – 63 челов.; г) досрочно взяты в РККА – 124 челов.; д) по разным причинам – 57 челов.».
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Также указывалось: «По ряду специальностей наряд не выполнен (ШШС, радист, телеграфист) по причине: контингент прибывал с очень низкой общеобразовательной подготовкой». Проблемой являлось и то, что половина контингента находилась в возрасте от 30 до 40 лет: «Такой подготовленный кадр будет быстро утекать по возрасту в бессрочный отпуск».
Средний оценочный балл по дисциплинам колебался в диапазоне 3,4 — 4,0. И даже в тех регионах, где количественные показатели не вызывали нареканий, качество потенциального пополнения не всегда находилось на нужном уровне. Хотя бы потому, что люди плохо говорили по-русски или имели судимость. Как следствие, докладывалось в отчете, «с такими дефектами контингент ни при каких обстоятельствах не будет призван на флот».
Работа с запасом в междусборовый период являлась одной из трех задач, которые определил Осоавиахиму в военно-морской части наркомат ВМФ. Другими задачами были подготовка значкистов «Моряк», «Юный моряк», инструкторов массовой военно-морской работы и пропаганда военно-морского дела среди трудящихся.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
В январе 1941 года приказом наркома ВМФ СССР № 072 «О зачислении в состав ВМФ СССР Военно-Морских школ и лагерей по подготовке запаса ВМФ» часть учебных учреждений Осоавиахима была переподчинена. В том же месяце получила утверждение новая программа подготовки членов Осоавиахима — призывников, приписанных к военно-морскому флоту. В течение 70 часов они должны были получить элементарные сведения и знания основ военно-морского дела. Предусматривалось, что обучение будет проходить в добровольном порядке, без отрыва от производства.
Программу запускали с расчетом завершить ее к 1 сентября, то есть к началу призыва на действительную службу. Но 22 июня началась Великая Отечественная война…
Адаптируясь к нуждам фронта
Уже 28 июня из организационно-строевого управления ВМФ в адрес отдела военно-морского обучения Центрального совета Осоавиахима пришло распоряжение: «В связи с изменившейся обстановкой ОРСУ ВМФ считает необходимым сообщить, что программа по военно-морской подготовке для «Моряка» должна быть пересмотрена в сторону увеличения числа часов на стрелковую, строевую и военно-химическую подготовку.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Увеличение числа часов на указанные дисциплины можно сделать за счёт сокращения времени на разделы «Средства связи», «Военно-морская шлюпка», «Штурманское дело».
Крайне желательно проведение хотя бы подготовительных стрельб.
К обучению на сдачи норм «Моряк» привлекать, главным образом, призывную молодёжь, предназначенную для ВМФ».
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Однако события развивались так стремительно, что стало ясно: в связи с наступлением врага и постановлением Совнаркома о всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО подготовку специалистов для ВМФ, тем более по 190- или 213-часовым программам, проводить сложно.
Тем не менее, согласно материалам ГАРФ, в 1941 году Осоавиахим подготовил в качестве военно-морских кадров 24 877 человек: допризывников (по программе военно-морской допризывной подготовки) – 19 217, общественных инструкторов военно-морской подготовки – 5660.
Этот процесс продолжался и в последующие военные годы. Действовала военно-морская школа в Москве. Подготовка контингентов запаса ВМФ шла на военно-учебных пунктах, в морских лагерях и морских клубах Осоавиахима в Западной Сибири.