Сортировать:

Управление Сельдяного Лова 1956 -1958 годы (38)

Страницы: Первая Предыдущая 1 2
Комментарии (3)
Рыбак Эстонии # 4 января 2014 в 11:04 0
В состав первой сельдяной экспедиции, отправившейся 17 июня 1948 года к берегам Исландии, входили: плавбаза «Тунгус», один средний рыболовный траулер, 5 шхун. Об этой экспедиции сохранилось немного документов. Имеются несколько приказов по подготовке экспедиции: об обеспечении судов экспедиции орудиями лова (ГАКО, ф.Р-225, оп.7, д.9, л.54-55); о продлении времени дежурства легковых автомашин для обслуживания нужд экспедиции (ф.Р-225, оп.7, д.10, л.31); о введении дополнительной вахты работы радиостанции на период подготовки (ф.Р-225, оп.7, д.10, л.26). Материалы по результатам этой экспедиции находятся в сводном балансе основной деятельности Балтгосрыбтреста за 1948 г. (ф.Р-225,оп.7, д.14, л.12, 58, 68, 81-83, 86, 95).

С января 1949 года идёт подготовка к новым сельдяным экспедициям в Северное море и Северную Атлантику. Фонды архива содержат приказы, устанавливающие объём работ, обязательных к проведению в первом квартале 1949 года для нужд экспедиционного лова, определяющие потребность в рабочей силе, решающие вопросы финансирования и кредитования экспедиций, их материального обеспечения (ф.Р-225, оп.7, д.16, л.26-87, д.23, л.4-8).

Документы отражают особенность подготовки экспедиций 1949 года – специфику комплектования личного состава, вызванную острой нехваткой кадров, квалифицированных специалистов (ф.Р-225, оп.7, д.23, л.6-7; ф.Р-57, оп.1, д.8, л.241).

С 8 октября 1949 г. для осуществления непосредственного руководства Северо-Атлантической и Североморской сельдяными экспедициями в системе Балтгосрыбтреста было организовано Управление экспедиционного лова (ф.Р-225, оп.7, д.16, л.123).

В целях дальнейшего освоения промысла сельди в 1951 году намечается проведение сельдяной экспедиции в Северную Атлантику и организация регулярных рейсов по добыче сельди в Северном море (ф.Р-225, оп.7, д.34, л.81-83, 126).

Приказы по Балтгосрыбтресту и Управлению тралового флота, имеющиеся в документах облгосархива, отражают следующие вопросы: формирование и снаряжение сельдяных экспедиций, определение сроков выхода в море судов, оформление личных составов судов, установление производственных заданий, назначение руководителей промыслов, оформление документации экспедиций (ф.Р-225, оп.7, д.34, л.81-113; д.36, л.71а; д.40, л.1-6; ф.Р-57, оп.1, д.19, л.248, 256, 268; д.20, л.61-62).

Документы содержат отчёты о работе экспедиций 1951 года: подведены итоги, отмечаются успехи и недостатки, даны показатели работы промысловых судов экспедиций по периодам, имеются таблицы промысловых квадратов с наибольшим количеством вылова (ф.Р-225, оп.7, д.40, л.1-6; ф.517, оп.2, д.5, л.12, л.27-29).

Подготовка сельдяных экспедиций 1952 года в документах облгосархива отражена остаточно полно: имеются приказы по Министерству рыбной промышленности СССР (ф.Р-225, оп.7, д.48, л.146-156), приказы по Управлению тралового флота и Балтгосрыбтресту о подготовке и отправке судов экспедиций, о производственных показателях плана добычи сельди, о назначении комиссии по проверке готовности судов, о назначении начальника сельдяной экспедиции в Северном море, о сроках выхода судов в море (ф.Р-57, оп.1, д.27, л.76-78; ф.Р-225, оп.7, д.46, л.62-66; д.267, л.1-11; д.44, л.162; д.45, л.33, 59-68; д.46, л.41-43).

Документальные сведения представлены также промысловыми обзорами Северной Атлантики за май 1952 года и за период с 17 июня по 30 октября 1952 года (ф.Р-225, оп.7, д.264, л.1-9; д.58, л.23-26; д.59, л.1-9). В целях содействия сельдяной экспедиции в Северную Атлантику было направлено научно-исследовательское судно СРТ-355. В фонде Балтгосрыбтреста есть документы об итогах этого рейса (ф.Р-225, оп.7, д.265, л.1-10).

Имеются сведения о прибытии судов из Северо-Атлантической экспедиции в ноябре 1952 года (ф.Р-57, оп.1, д.29, л.92-105).

Подведение итогов сельдяных экспедиций 1952 года также отражено в документах фонда Балтгосрыбтреста и Управления экспедиционного лова (ф.Р-225, оп.7, д.66, л.31-33, 146-149; ф.Р-517, оп.2, д.16, л.51-56, 70).

К 1953 году в Северной Атлантике складывается благоприятная промысловая обстановка, поэтому перед экспедиционным флотом ставится задача значительно увеличить добычу атлантической сельди, использовав для этого все имеющиеся резервы (ф.Р-225, оп.7, д.70, л.48-50)

По организации и подготовке сельдяных экспедиций 1953 года в фонде Балтгосрыбтреста есть приказы, определяющие плановую нагрузку на каждое судно; назначение ответственного за подготовку, снаряжение и отправку экспедиций; сроки выхода судов на промысел; представлены графики движения судов (ф.Р-225, оп.7, д.66, л.31-48; д.67, л.98-99; д.70, л.48-51, 53-59, 89).

Документы, подводящие итоги экспедиций 1953 года, представляют собой анализ их работы, отмечают недостатки, содержат указания на меры по улучшению работы поисковых и промысловых судов (ф.Р-225, оп.7, д.70, л.8а, 41-45, 66, 110; д. 68, л.102).

Государственным планом на 1954 год предусматривалось увеличение добычи рыбы по Балтгосрыбтресту на 62% по сравнению с минувшим годом, особое внимание уделялось добыче сельди - её вылов должен был увеличиться почти в 2 раза. С учётом недостатков минувшего года были подготовлены сельдяные экспедиции в Северное море и Северную Атлантику. В фондах архива имеются приказы о направлении СРТ, об укомплектовании запчастями, навигационными штурманскими механизмами, аварийным имуществом, о продовольственном и техническом снабжении судов, об установлении порядка сдачи и обработки рыбы, задания по вылову сельди (ф.57, оп.1, д.43, л.4-6; ф.225, оп.7, д.84, л.52-56, 82-83, 105, 106; д.192, л.1-84).

Есть документы о штатах, должностных окладах, расценках за продукцию, экспедиционных заданиях для СРТ и МРТ, о назначениях флагманского капитана и флагманского механика экспедиции (ф.Р-57, оп.1, д.43, л.90-91; ф.Р-225, оп.7, д.84, л.112, 131).

Много документальных источников, содержащих отчёты, справки, сведения, расчётные таблицы о выполнении норм выработки, о заработке членов судокоманд сельдяных экспедиций за 1954 год (ф.Р-225, оп.7, д.105, л.194-196; д.192, л.1-84; д.268, л.1-14).

Итоги работы экспедиции в Северную Атлантику 1954 года подведены также в приказе Министра рыбной промышленности СССР (ф.Р-225, оп.7, д.109, л.31).

В 1955 году в организации сельдяного промысла произошли коренные изменения – экспедиционная работа приобрела строго плановый характер, промысловые суда теперь находились на промысле не по техническому состоянию, как раньше, а по рейсовому заданию, выдаваемому в порту в соответствии с приказом Министра рыбной промышленности и соответствующими инструкциями (ф.Р-517, оп.2, д.85, л.37).

Улучшилось техническое оснащение судов: почти все СРТ экспедиции в Северную Атлантику были в 1955 году оснащены эхолотами – приборами поиска сельди, чего не было раньше (ф.Р-517, оп.2, д.85, л.38).

В документах архива можно ознакомиться с материалами подготовки экспедиций 1955 года, организационными мероприятиями по дальнейшему увеличению

Имеются документы об условиях оплаты труда участников этой экспедиции, о состоянии охраны труда, техники безопасности и промсанитарии на судах, об установке порядка выдачи продуктов работникам плавсостава экспедиции (ф.Р-57, оп.1, д.52, л.2; ф.225, оп.7, д.105, л.227; д.106, л.78-80).

В экспедициях 1955 года велись эксперименты по лову сельди разноглубинными тралами и на электросвет. Об этом свидетельствуют документы фонда Балтгосрыбтреста (ф.Р-225, оп.7, д.106, л.47, 180-181; д.107, л.99-100).

Итоги экспедиции подведены в приказе Министра рыбной промышленности СССР (ф.Р-225, оп.7, д.110, л.21-25), в докладе Управления экспедиционного лова о работе Северо-Атлантической сельдяной экспедиции (ф.Р-517,оп.2, д.85, л.33-52) и в объяснительной записке Управления экспедиционного лова к годовому отчёту за 1955 год (ф.Р-517, оп.2, д.85, л.1-25).

К 1956 году возрастает значение тралового лова сельди в Северном море. В связи с этим Балтийская промысловая разведка ликвидируется и организовывается Североморская разведка при Управлении тралового флота с районом действия Северное море (по образцу перспективной разведки Северо-Атлантических экспедиций) ф.Р-57, оп.1, д.61, л.11-12, 23-24).

В фондах архива имеются документы, содержащие: перечень плавбаз и танкеров, участвующих в сельдяной экспедиции 1956 года, план распределения дрифтерных сетей, нормы выработки и снаряжения промвооружением одного СРТ на добычу сельди в Северной Атлантике, типовой режим работы СРТ, график нахождения судов в море, план отгрузки пенопласта, временные нормы износа промснаряжения для одного СРТ, Положение об оплате труда плавсостава (ф.Р-225, оп.7, д.110, л.34-45; д.362,л.27-29).

В фонде Балтгосрыбтреста есть протокол совещания при управляющем Балтгосрыбтрестом «Об итогах работы Северо-Атлантической сельдяной экспедиции в 1956 году и мероприятия по дальнейшему увеличению добычи сельди» (ф.Р-225, оп.7, д.362, л.15-21) .

1957 год характеризуется окончательным переходом на круглогодичный лов сельди.

Документы отражают многочисленные мероприятия по подготовке и организации экспедиции: снабжение флота, утверждение штатов экспедиционного состава флотилий, изменения в штатном расписании плавбаз, нормы добычи и обработки рыбной продукции, положение об оплате труда плавсостава, порядок отчетности плавбаз, назначение начальников экспедиций, приказы о включении в состав экспедиционного флота вновь принятых судов (ф.Р-517, оп.3д.1.72, 195; д.2, л.2, 19-22, 36-38, 100, 101, 183, 188-193, 294; ф.Р-225, оп.7, д.362, л.1-35; ф.57, оп.1, д.75, л.246).

Сведения об итогах экспедиций 1957 года в документах архива почти отсутствуют. Имеются приказы о премировании за безаварийное плавание работников плавбаз Северо-Атлантической сельдяной экспедиции (ф.Р-517, оп.3, д.18, л.30).

В июле 1958 года организуется Совет Северо-Атлантических сельдяных экспедиций, созданный для координации работы на промысле сельдяных флотилий и научно-промысловых перспективных разведок Калининградского, Карельского, Латвийского, Ленинградского, Литовского, Мурманского и Эстонского совнархозов (ф.Р-225, оп.7, д.503, л.119-122, 115-116; д.498, л.1-12).

В апреле 1961 года была организована экспедиция в Северо-Западную Атлантику на промысел сельди, положившая начало промысловому освоению нового района (ф.Р-225, оп.7, д.673, л.33-35), содержат переписку, донесения с судов экспедиции в адрес отдела добычи Балтгосрыбтреста и промразведки (ф.Р-225, оп.7, д.673, л.15-123). Имеются документы о результатах работы этой экспедиции (ф.Р-225, оп.7, д.673, л.42-44, 122-123; д.674, л.1-55).

В целях сохранения и пополнения запасов сельди в водах Мирового океана принято решение в дальнейшем не проводить специальные сельдяные экспедиции.
Рыбак Эстонии # 4 января 2014 в 11:15 0
Организация дрифтерного лова

(Источник: Войниканис-Мирский В. Н. Техника промышленного рыболовства и промысел морского зверя. Пищепромиздат, М. 1961)

Дрифтерный лов принадлежит к активным видам лова. Суда, снабженные сетями, топливом, продуктами, водой и т. д., уходят на промысел далеко в море, разыскивают рыбные косяки, облавливают их и возвращаются на береговые базы идя сдают уловы на приемные суда и плавучие базы-матки.
Наиболее широко дрифтерный лов применяется в Северной Атлантике, которая является основным районом сельдяного промысла, начатого здесь в 1948 г. Сначала промысел проводился лишь в весенне-летний период. Однако опыт работы промыслового флота показал, что промысел можно с успехом проводить круглый год и что в осенне-зимний период уловы значительно выше. Определился и тип дрифтерного порядка: в весенне-летний период, когда сельдь держится в верхних горизонтах, стали применять порядок с нижним вожаком, а в осенне-зимний, в связи с опусканием сельди на глубины, применяют порядки с верхним вожаком.
Наличие скоплений сельди в течение всего года в Северной Атлантике у Фарерских островов, Исландии, Ян-Майена и даже в Северном море обусловило возможность создания наиболее крупного экспедиционного лова. В настоящее время сотни судов типа СРТ выходят в этот район из Мурманска, Калининграда, портов Латвии, Эстонии, Литвы. Рейс СРТ продолжается 100- 130 суток и даже больше. В море суда базируются на матки- крупные океанские пароходы, куда они сдают продукцию и откуда получают все необходимое. Суда сведены в отряды (по 10-20 судов в каждом) с флагманом во главе.
Большую роль на промысле играет хорошо организованная промысловая разведка и оснащение судов новейшей поисковой аппаратурой.
На Каспийском море существует два вида дрифтерного промысла - весенний и зимний экспедиционный.
Весной суда находятся в море на протяжении всей путины, т. е. около 50 дней, не возвращаясь к берегу. Вместе с промысловым флотом в море выходят приемно-транспортные суда, принимающие улов от сейнеров и доставляющие его на плавучие или береговые рыбозаводы. Сейнеры в море снабжаются продовольствием, водой, горючим для двигателей и т. д. Благодаря этому путинное время не теряется на переходы к базам и возвращение в море. Следуя за косяками сельди, суда занимаются только ловом. Выметав с вечера сети, рыбаки отдыхают ночь, а утром приступают к выборке порядков и выпутыванию рыбы.
Днем команда занимается мойкой, чисткой и ремонтом сетей,заменой некоторой части их новыми, дезинфекцией и сушкой сетей и т. д. В это время капитан, получив по радио указания о скоплениях сельди в каком-либо районе, направляет туда судно. Рыбаки набирают порядок и готовят судно к новому дрейфу.
По окончании сельдяной путины суда возвращаются на береговые базы или, в связи с развитием в последние годы летнего килечного лова на электросвет, большей частью переключаются на этот вид лова.
Осенью ввиду ухода сельди на зимовку в южные районы Каспийского моря промысел носит экспедиционный характер. Экспедицию, состоящую из промысловых и транспортных судов, возглавляет плавучая матка - большое морское судно, имеющее на борту ремонтные механические мастерские, цех консервирования орудий лова, склады сетематериалов, запасных частей, продовольствия и т. д. На матке имеется клуб, кино, баня, прачечная и т. д.
Сейнеры ловят сельдь в течение всей зимы. Приемно-транспортные суда, принимая от них рыбу, выполняют функции снабжения, связи и т. д. На судах установлены рации. Управление всей флотилией осуществляется с базы.
В Баренцевом море организация дрифтерного промысла несколько иная. Лов сельди дрифтерными сетями здесь начинается в открытых районах моря с июня и продолжается до декабря, т. е. в период перемещения ее с запада на восток.
В июле сельдь подходит к прибрежным районам, где держится до октября. Зимой она отходит в западные районы моря и опускается ,на большие глубины, недоступные для дрифтерных сетей.
В прибрежных районах сельдь ловят с малых судов - МРТ, РБ и других, выходящих в море на 3-5 суток, а в открытых частях моря работают СРТ, находящиеся в море 15-20 суток. Суда берут с собой запас соли для посола выловленной сельди.
По указанию промысловой разведки суда выходят в район наиболее густых концентраций сельди и занимаются поиском рыбы. Обычно днем сельдь опускается на глубину, а с наступлением темноты поднимается к поверхности. Поэтому ловят ее большей частью ночью.
Порядки выметывают вечером, и после ночного 6-7-часового дрейфа выбирают их. Рыбу .вытряхивают из сетей, сети перебирают, моют, чинят и готовят к новому дрейфу. При этом одну треть сетей заменяют новыми. Одновременно с обработкой сетей убирают и засаливают рыбу. Если береговая база расположена близко от района лова, то сельдь доставляют на нее в свежем виде.
В условиях полярного дня сельдь ловят при дневном освещении. Опыт передовиков дрифтерного лова свидетельствует о полной возможности дневного лова и в период смены дня и ночи.
Взяв полный груз сельди, судно возвращается в порт. В прибрежных районах при лове с малых судов иногда приходится возвращаться в порт ежедневно, доставляя рыбу в свежем виде.
На Дальнем Востоке у берегов Сахалина и Приморья дрифтерный лов развит главным образом в прибрежной зоне. Суда днем выходят в море, разыскивают места концентрации рыбы, выметывают порядки, дрейфуют ночь и после выборки порядков возвращаются на береговые базы. В Охотском море лов жирующей сельди проводится экспедиционным способом с участием плавучих баз.
Рыбак Эстонии # 4 января 2014 в 11:16 0
Какие трудности испытывали моряки при лове сельди

За стахановскую работу, успешное освоение техники рыбного лова и высокие производственные показатели 2 апреля 1939 года 278 работников рыбной промышленности страны были отмечены правительственными наградами. Среди награжденных орденом Ленина были капитан РТ-29 «Киров» А. И. Стрельбицкий, капитан рефрижератора «Комсомолец Арктики» Д. А. Бурков, помполит Б. Г. Куликов, управляющий трестом «Мурманрыба» Н. Е. Скорняков, матрос траулера «Киров» И. В. Старовойтов, кочегары траулера «Двина» Н. Ф. Бусленко и А. А. Виноградов.

Впервые в истории северного рыбного промысла для обнаружения рыбных косяков стали использоваться гидросамолеты. Первые неудачные вылеты не обескураживали – уже в осенние дни 1938 года авиаразведка оправдала себя. Обычно в рейс отправлялись четверо: летчик, бортмеханик, представитель ПИНРО и промысловик. Летели на высоте 600 – 700 метров со средней скоростью 170 километров в час. Как только замечали в воде темные очертания косяков, сообщали траулерам.

Не все, конечно, на сельдяном промысле шло гладко: не было достаточного опыта, недоставало снаряжения. Путина шла не организованно. В мае 1938 года искал сельдь лишь один траулер, спустя некоторое время отправился второй. Они обнаружили мощные косяки сельди, но не смогли вовремя сообщить о них. Руководители флота не сумели быстро переключить рыболовные суда на дрифтерный лов. Итоги весенне-летней сельдяной путины в Баренцевом море были подведены в приказе Наркомпищепрома № 1171 от 28 октября 1938 года.

В нем отмечалась успешная работа траулеров «Скумбрия» (капитан Я. А. Гунин), «Мойва» (капитан Д. Е. Миргородский), «Лещ» (капитан И. В. Анисимов), «Судак» (капитан В. В. Криворученко). Хорошо работали на промысле сельди экипажи РТ-52 «Сом», РТ-55 «Кета», РТ-48 «Севгосрыбтрест». Но в целом «Мурманрыба» оказалась неподготовленной к лову сельди в открытом море: суда вышли на лов с опозданием, ощущался недостаток дрифтерных сетей, отсутствовало единое руководство промыслом, колхозный флот фактически не участвовал в лове сельди.

В приказе высказывалось много упреков в адрес управляющего трестом «Мурманрыба» Н. Е. Скорнякова, начальника управления тралового флота Г. Г. Тисленко, руководителя промысловой разведки А. Ф. Тарана. Для лова сельди в открытом море выделялось еще 10 паровых траулеров. Было предложено ввести новую систему оплаты труда на поисковых судах. Главным критерием для оценки труда становилась мощность обнаруженных косяков. Улучшалась ежедневная информация по радио о местах концентрации сельди и трески.

В то же время Наркомат излишне регламентировал работу флота. Дело доходило до того, что в приказах Наркомата пищевой промышленности предписывались способы лова рыбы, методы ее обработки, система вооружения тралов, время траления и т. д.

Перед промысловыми организациями Мурмана в конце 1938 года стояли две задачи: во-первых, ликвидировать отставание, наверстать упущенное и выполнить план; во-вторых, усилить темпы лова сельди.