Комментарии на сайте (6262)

Рыбак Эстонии прокомментировалТР Август Корк 11 декабря 2013 в 12:03

В мае 1972 года перегонную команду плавучей рыбообрабатывающей базы для Эстонского рыбного флота, «Рыбак Балтики», направили из Таллинна на Гданьскую судостроительную верфь на ТР Август Корк. ,
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПР Фридрих Р. Крейцвальд 11 декабря 2013 в 11:58

Левкович Вилиор Вячеславович


Накануне своего 43-х летнего возраста находился я на промысле в Гвинейском заливе. Климатические условия в экваториальной Африке в августе сравнимы разве что с чистилищем "Ада" Данте. Судовой кондиционер не спасал, а скорее гробил экипаж производственного рефрижератора "Август Крейцвальд". Из-за повальных простудных заболеваний кондиционер пришлось выключить и терпеть жару при девяноста девяти процентной влажности. Казалось, дышали мы не кислородом, а водяным паром. Судовой бассейн не спасал, температура воды за бортом была одинакова с воздухом +38 по Цельсию. На стенах в каютах конденсат не просыхает, а простыни хоть бери, да выкручивай. Но самое страшное, что может случиться на производственном рефрижераторе, конечно кроме пожара и кораблекрушения, - это вынужденный простой судового конвейера заморозки готовой продукции. Служебный долг капитана-директора - бесперебойное обеспечение сырьём цеха рыбной обработки. Если он не намерен оставить экипаж без заработка, то хоть тресни, но обеспечь ежесуточный план заморозки готовой продукции в 40 тонн! А где взять рыбу, если как обрезало и на промысловых судах ежесуточные уловы упали до 4 - 5 тонн вместо 30 - 40 тонн. Пользуясь нуждой приёмных плавбаз, "заелись" капитаны промысловых судов. Если раньше небольшие уловы они выбирали на палубу сейнера и сами подвозили, толкаясь в очереди у борта плавбазы, то на безрыбье заленились и диктуют свои условия: - есть, мол, тут в неводе немного рыбки, если хочешь, подходи и забирай. Деваться некуда, подходишь и собираешь уловы по крохам. Так вся ночь и проходит в швартовках.
А что значит швартовка махины плавбазы, к судёнышку с рыболовными снастями за бортом в десятки раз уступающей тебе по габаритам. Тут уж налицо случай, когда "Горе следует идти к Магомету". И не стоит рассчитывать, что в критический момент сейнер поможет тебе, подработав собственной машиной. Из-за невыбранных сетей он недвижим как младенец, закутанный в пелёнки. Приходиться полагаться лишь на собственный глазомер, безотказность машины и оперативность вахты механиков. И тут уж нельзя промахнуться. Не раньше, и ни минутой позже надо отработать полным ходом назад так, чтобы массу плавбазы в семнадцать тысяч тонн остановить в таком расчёте, чтобы сейнер прямой стенкой корпуса лёг на два плавучих кранца, буксируемых на цепях у причала плавбазы. Эти надувные резиновые сигары подобно тушам двух китов должны служить амортизатором между корпусами обоих судов. Не приведи Господь промахнуться на пяток метров! Тогда не предотвратить скрежета металла от контакта голой стали бортов с неизбежными для обоих судов вмятинами и разрушениями. Образно говоря, швартовка плавбазы к сейнеру с кошельковым неводом по сложности равнозначна подъезду впритирку к детской коляске автобусом "Икарус" да ещё с "гармошкой". "Автобус" надо поставить вплотную, да так, чтобы не качнуть "колясочку", чтобы непоседы-детки из коляски не выпали, и им было удобно подавать "свои игрушки" прямо в открытые двери автобуса. Нельзя потянуть невода с "золотой" рыбкой, он трещит и как "авоська" вот-вот порвется. Хозяин любит своих деток, их игрушки и "авоську", а ещё сильно любит рыбку. Если, не приведи Господь, ты сделаешь кому-нибудь или чему-нибудь из них бяку, то тебя так обесславят на весь радио эфир, что в дальнейшем ни один сейнер твой пароход к себе на пушечный выстрел не подпустит.
Южные ночи темны - хоть глаз выколи, и длятся они у экватора не менее полусуток, а по морю и довольно часто, ходят волны. Вот и вся лирика! Невзирая на лирику самым первостепенным и главным в кораблядской жизни капитана-директора завсегда остаётся Его Величество Производственный План! А ночные директорские погони за господином планом, не освобождают от ежедневных капитанских забот человека с двойным титулом: капитан - тире - директор.
Всё это вкупе выветрило из головы роковую фамильную цифру 43, в преддверии которой не мешало бы и поберечься. Вот за то, что не поберёгся, пришлось расплачиваться! Известно, где тонко там и рвётся! Тонким оказался директорский кровеносный сосуд в желудке. Месяц я держался я на уколах хлористым кальцием. Но не выдержали нервы у судового терапевта. А напомнил врачу про клятву Гиппократа, комиссар. И в два голоса они запросили шифровкой у берега совета: "Что делать?"
Реакция берега оказалась мгновенной: попутный траулер поволок меня в морской госпиталь на Канарских островах. Прибыли в Лас-Пальмас мы в выходной, когда в госпитале для моряков "Каса Дель Марино" заправляли лишь одни медсёстры. Так же, как это умудрялся делать Вини-Пух, я так же "счастливо" угодил в самый раз к обеду. В палату прикатили роскошный шашлык из барашка политого чилийским лечо. На моё размахиванием рук, означавшее - не перепутала ли сестра меню? Та, тараторя лишь два понятных мне слова: - Си, сеньор! - подвигала поднос поближе.
Тот, кто просидел месяц на манной кашке и подвергся подобному искушению, может меня простить. Отобедав, ушёл я в полный отруб, и спал бы ещё, но поутру меня повезли на рентгеноскопию. Кровотечения как не бывало. Рентген и гастроскопия обнаружили лишь след зарубцевавшейся язвочки. Раскланявшись и поблагодарив гастроэнтерологов за превосходный шашлык, в тот же день попутной оказией поспешил я на свой рефрижератор и вернулся как раз к началу вспышки промысловой обстановки. За время вынужденного безделья на безрыбье наши судовые умельцы, так наладили автоматическую линию заморозки и палубный генератор снега, что чуть ли ни вдвое была увеличена суточная заморозка и, словив миг удачи, мы выполнили рейсовое задание с перевыполнением на 140%. Естественно нас встречали в порту с музыкой.
Отдохнув и готовясь к очередному рейсу, даже не подозревая насколько дорого может обойтись советскому капитану испанский шашлык, направился я на медкомиссию. Консилиум дам в белых халатах медкнижку моряка у меня изъял, горячо убеждая, что действует только в моих интересах. А без медкнижки не брали на работу даже в портовый флот.
Так в 43 года оказался я в положении рыбы, вытащенной из родной стихии на сушу. Не обученного ни одной сухопутной профессии пристроили меня в контору морским инспектором, нисколько не смущаясь, что "не в жилу мне" быть чиновником, даже мелким. Вот и не будь суеверен: не верь роковым цифрам и не верь бабкиным сказкам и гадалкам!
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПлавбаза Иоханнес Варес 11 декабря 2013 в 11:28

К. Голованов, журнал Костёр 1966-12, страница 56

Селедка с привкусом

Впервые я понял, что значит настоящая исландская сельдь, десять лет назад в Голландии. Мы целый день бродили по Амстердаму, к вечеру порядком устали и проголодались. Вот тогда меня подвели к лотку. Мелкая монета прозвенела об оцинкованный прилавок. А продавец выхватил из бочки селедку, сделал два неуловимых взмаха острым, как бритва, ножом и ловко отбросил в корзину рыбий скелет вместе с головой и внутренностями. В руках у меня очутились два длинных и сочных ломтика филе. Мы съели их без хлеба тут же у лотка. Вкус был удивителен.

Вскоре исландская сельдь появилась и в наших магазинах. Темно-серая с просинью, она выделяется среди своих сородичей и солидными размерами и желтым бисером жира на широкой мясистой спинке.

И вот недавно я вдруг почувствовал, что как-то иначе стал относиться к своей любимой исландской селедке. Нет, ее качество было здесь ни при чем. Просто накануне на студии телевидения мы вскрыли необычную посылку. Она пришла из Атлантического океана с борта рыболовной плавбазы «Иоханнес Варес». Один из моряков, Владимир Воробьев, прислал кинофильм, который он снял во время очередного рейса.

Мы увидели на экране заснеженные, закованные в лед берега Исландии. Здесь, в самом центре Северной Атлантики, редкий день обходится без шторма — и именно отсюда начинает свое путешествие к прилавкам знаменитая сельдь. Десятки судов из Таллина и Риги, Калининграда и Клайпеды, Ленинграда и Мурманска день и ночь «пашут» океан мощными глубинными тралами.

Неподалеку от советской флотилии трудятся норвежские, голландские, исландские рыбаки. Открытый океан отдает свои богатства каждому, кто сумеет их взять. Так гласят международные законы о свободе мореплавания. Тех, кто осмелился их нарушать, испокон веков называли: «пират». И мало кому из бандитов удавалось кончить жизнь не на виселице.

В темном зале студии стрекочет проекционный аппарат. На экране документальные кадры. 4 февраля нынешнего года плавбаза «Иоханнес Варес» подошла к Джорджес-бан-ке. Здесь морское дно чуть поднимается и вода за бортом кишит рыбьими косяками. Моряки начали принимать с траулеров богатый улов.

Вдруг из облаков со стороны солнца вывалился самолет. С надрывным воем он пикировал прямо на судно и прошел вдоль борта так низко, что все увидели ухмылку на лице пилота и опознавательные знаки военной авиации США.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПлавбаза Иоханнес Варес 11 декабря 2013 в 11:08

В море все рыбаки равны, выкладывались до потери сознания, а вот в порту они делились на две категории: одни работали, чтобы жить, другие жили, чтобы работать. Некоторых деньги не лимитировали, они по своему усмотрению прожигали жизнь на берегу и тратили заработанное тяжким трудом в море. Они куражились, летая в Ригу бриться и в Ленинград поужинать в ресторане "Астория". Рекорд побил электрорадионавигатор плавбазы "Йоханнес Варес", заказавший себе эскорт из трех такси типа ЗИМ. В первой машине он восседал лично, во второй - шляпа, а в третьей -- его видавший виды, синий габардиновый плащ со следами на нем всех опробованных хозяином алкогольных напитков. Не без помощи добрых людей об этом узнали в парткоме. Там внимательно со всей серьёзностью разобрались, объявили строгий выговор "за проявление барских замашек", закрыли визу, после чего он предпочитал ходить только пешком.

Будем честными и объективными перед читателем, соплавателями и собственной совестью. Случалось, с приходом в порт напропалую веселились в ресторанах с до неприличия накрашенными девицами. Однако это ни в коей мере не значит, что все рыбаки беспробудные пьяницы. С глубоким знанием дела описал послерейсовое гуляние рыбака поэт Тимофей Синицкий, сам отдавший морю 35 лет:

Окончен рейс. Звенит в карманах
Не только медь и серебро...
Теперь в кафе и ресторанах
Он будет угощать щедро.
И будут песни исполняться!
Коньяк рекой! Шашлык! Икра!
И будут женщины смеяться
С ним беззаботно до утра!
И все бичи друзьями станут,
И три недели будут льстить
Ему, скитальцу океанов,
Что щедро он умеет жить.
И он последний рублик спустит,
И станет грустно и смешно,
Когда швейцар его не пустит
И скажет: "Топай, брат, в кино".
И он похлопает карманы,
В которых свищут сквозняки...
И вновь подастся в океаны
На ловлю рыбы и тоски.

Действительно, имели место случаи, когда рыбаки пили, напевая:

Пьем и водку, пьем и ром,
Завтра по миру пойдем.

И шли к комплектатору "дяде Паше" и просили: "Павел Михайлович, направьте, пожалуйста, на отходящее судно, денег ни копейки". И уходил рыбак на широкие океанские просторы навстречу штормам и туманам...
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПлавбаза Иоханнес Варес 11 декабря 2013 в 11:06

В один из дней, когда на вахте второго помощника выбирали трал, к судну подошел и лег в дрейф учебный фрегат военно-морских сил Канады. Кадеты гурьбой высыпали на палубу и о чем-то оживленно говорили, показывая руками в сторону СРТ-42...
- Корнеич, забондарь пару бочек и передай ребятам, пусть треской побалуются, - сказал второй боцману.
Когда бочки выбросили за борт, дали сигнал тифоном. Выловив бочки, фрегат поднял сигнал по международному своду с пожеланием счастливого плавания, а кадеты еще долго махали руками и головными уборами.
СРТ-42, вас вызывает "Варес", раздался из динамика женский голос, который в промысловом эфире является, безусловно, редкостью.
- Варес, я СРТ-42... Слушаю вас.
- 42, я Варес, у аппарата заведующая производственной лабораторией,меня зовут Галина Владимировна. Рыба, которую вы оставили на анализ, очень ядовита. Степень ядовитости в судовых условиях определить не представляется возможным, повезем в порт, где в стационарных условиях лаборатории врач-паразитолог сделает окончательное заключение. Скажите, кто-нибудь из членов команды употреблял эту рыбу в пищу?
- Варес, я СРТ-42.. Да, употребляли.
- СРТ-42, вы их с нами будете отправлять в порт?
- Варес, я СРТ-42.. Зачем их отправлять в порт?
- СРТ-42, я Варес. Вас поняла, по старому морскому обычаю вы предадите их тела морю?
- Варес, я СРТ-42.. Галина Владимировна, вы нас неправильно поняли. Те члены команды, которые потребляли в пищу эту рыбу, живы-здоровы, чувствуют себя превосходно и работают.
- 42, я Варес. Как живы??? Это невероятно! До связи.
- До связи.
Набор груза шел своим ходом. Второй и председатель ревизионной комиссии решили подбить бабки за рейс по организации питания в соответствии с существующими нормами -- по 1 руб.13 коп. в сутки на человека. Теперь только они могли вынести окончательный вердикт. Команда при наборе последнего груза и переходе в порт будет восстанавливать стройные фигуры, питаясь манной кашей с яблочным джемом, или несколько дней баловаться в обед свежей свининой, а к чаю получать копченую корейку. Ревизия показала, что все в порядке, да и при таком коке, как Ион Стамеску, иного и быть не могло. Команда всегда накормлена и никакого перерасхода.
Уловы были стабильны и груз набран. Соколову не верилось, что так быстро, спокойно и без каких-либо приключений это удалось. И все благодаря команде. Каждый умело и ответственно делал свое дело: штурмана несли вахту, благодаря механикам работал главный двигатель и вспомогательные механизмы, заслуга старшего мастера добычи в том, что надежно и безотказно работал трал, а рыбмастер правильно умел организовать обработку улова.
Соколов попросил добро на швартовку. Сдача шестого груза. Ничего нового, все, как уже было. Команда серьёзна и сосредоточена.
Был у рыбаков добрый обычай -- у борта плавбазы самый вкусный обед. С этой задачей Ион Стамеску справился отлично. Закончив все работы, СРТ-42.. отвалил от борта плавбазы "Йоханнес Варес" и последовал к группе судов.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПлавбаза Иоханнес Варес 11 декабря 2013 в 11:00

Рыбная промышленность делала свои первые шаги во внешнеторговых отношениях. Суда заходили в десятки портов Африканского континента. Делались и попытки выхода на европейский рынок. Западная Германия закупила партию соленой сельди, которую доставила в порт плавбаза "Йоханнес Варес". Этот деловой контакт чуть было не закончился трагически. В Таллинне продукцию на судне принимал служащий немецкой фирмы по фамилии Кондрат, и технолог В.П.Полещук предоставил ему свою каюту. В это самое время один шутник решил разыграть хозяина каюты. Надев на лицо маску с длинным носом и огромными черными усами, он резко открыл каютную дверь и с порога закричал: "Ахтунг! Ахтунг! Партизанен! Пиф-паф!" Немец распластался на палубе лицом вниз.
Начальника коммерческого отдела, Юрия Рястаса, вызвал В.В.Чернухин: "Срочно иди на "Варес" и ликвидируй конфликт!". В качестве главного миротворца выступила заместитель начальника производственного отдела Н.Т. Абранина. Как умели, начали объяснять немцу, что у нас существует добрая традиция шутить. Обведя парламентёров ошалелыми глазами, зарубежный гость выдавил: "Ну, я скажу, у вас и шутки...". Конфликт был улажен, Кондрат еще раз приезжал в Таллинн, а производственные рефрижераторы "Альбатрос" и "Буревестник" стали поставлять в порты ФРГ мороженую сельдь, из которой немцы делали деликатесы в горчичном и винном соусе.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалкапитан Вайно Матвеевич Ноор 6 декабря 2013 в 11:38

Часто на выборке рвали тралы. Был подобный случай с Вайно Ноор, командовавшим СТР-Р 9120 на Джорджес-банке, который заявил на капитанском совете: "Тватсатка коворит. Три тня трал шили, кальсоны получились. На бриёме".
0

Рыбак Эстонии прокомментировалкапитан Вайно Матвеевич Ноор 6 декабря 2013 в 11:34

Капитаном СРТ 4244 был назначен потомственный рыбак Вайно Ноор. Он родился на острове Муху в деревне Когува. Его отец был моряком, по стопам которого пошел юноша, поступив в Таллиннский рыбопромышленный техникум. После окончания техникума в 1951 году В. Ноор работал некоторое время на мурманских судах штурманом и капитаном.

Капитан Вайно Ноор продолжал командовать судами типа СРТ и СРТ-Р. Ему одному из первых было присвоено звание "Заслуженный рыбак Эстонской ССР". Потомственный моряк скончался в год 45-й годовщины своей экспедиции на СРТ 4244 в Атлантику.

Впервые в истории рыболовства эстонские рыбаки вырвались на океанические просторы из тесной Балтики в 1955 году. 3 июня в 21. 00 капитан СРТ -- 4244 Вайно Матвеевич Ноор скомандовал: "Отдать-концы!"

На собрании 15 апреля 1956 года в Таллинне министр рыбной промышленности П. Анисимов сказал: «Событием в жизни эстонских рыбаков является то, что в 1955 году мы впервые вышли на экспедиционный лов сельди в Атлантику. Коллективы наших первых судов там, я бы сказал, держали за нас экзамен - быть или не быть, развиваться дальше или не развиваться экспедиционному лову нашей республики. Они этот экзамен выдержали. Все суда выполнили рейсовые задания.»

СРТ 4244 - выполнил рейсовое задание на 120 процентов
0

Рыбак Эстонии прокомментировалАдминистративный аппарат ООкеан 6 декабря 2013 в 10:45

Эстонская рыбопромысловая экспедиционная база (ЭРЭБ) 1958 -1964 "Рыбкиной конторой"

В 1961 году после денежной реформы осуществили очередное упорядочение заработной платы плавсостава, в соответствии с которым была введена сдельно-премиальная система. На судах типа СРТ и СРТ-Р установили такие оклады (в рублях): капитан -- 185, старший помощник - 150, второй помощник - 135, третий помощник -- 105, матрос 1 класса - 82.
В Северной Атлантике существовал добавочный районный коэффициент 0,8 плюс 15 процентов за переработанное время в море. При выполнении плана - премия 40 процентов. За время работы в порту рыбаки получали 70 процентов должностного оклада.

Образована 21 мая 1958 года. В её составе насчитывалось до девяти десятков судов различного класса, береговая база и четырехтысячный коллектив.

Аппарат
В.В. Васильев - начальник отдела кадров
П.И. Кобзев "дядя Паша" – комплектатор экипажей, отставной капитан третьего ранга
Я.Осипов - комплектатор экипажей
Борис Борисович Андриевский - начальник службы главного капитана.
Альбин Филиппович Буко (в другом тексте – Альберт Филимонович Фуко) - комплектатор экипажей с 1962 года (сослуживец Г.А.
Мамренко – тот еще был фрукт, этот Альбин)

Алексей Алексеевич Борисов-Смирнов («Малышка»)- морской инспектор.
Поротиков Николай Иванович – начальник отдела добычи
Борис Архипович Галкин - начальник ЭРЭБ в 1959 году
Владимир Владимирович Чернухин - начальник экспедиции в 1961 году
Лембит Сонг - начальник ЭРЭБ в августе 1963 года
Г.А. Мамренко - начальник экспедиции в 1963 году
В.И. Баринов - начальник экспедиции в 1963 -64 году
Дмитрий Павлович Тихонов - начальник экспедиции
Лаптев - Начальник экспедиции «лапоть»
Николай Федорович Белов - дежурный портнадзора
Алексей Николаевич Евреинов - групповой морской инспектор
Канторович
0

Рыбак Эстонии прокомментировалКорабли Базы тралового флота с 1964 по 1970 год 6 декабря 2013 в 10:41

Капитаны
В.В. Богданов - "Ураган"
старейший капитан П.А. Ярковой – в 1957 на первой плавбазе "Урал"
капитан В.А. Знаменский - в 1960 на плавбазе "Йоханнес Варес"
капитан Ниит Аарне - СРТ 213 "Саку", СРТ-Р 9109 "Лихула"


капитан Иван А. Агеев - окончил Пярнускую мореходную школу, Калининградскую мореходку с рабочим дипломом штурмана малого плавания ( мой отец- его друг - уже имел штурмана дальнего плавания). Первый раз на СРТ 4283 в 1955 г. в 26 лет. В 1956 году принял СРТ 4291. Затем на СРТ 4341.
В последующих трех рейсах на СРТ 4574. На БМРТ 333 "Юхан Сютисте" он уже Герой соцтруда.

капитан В.Н. Заботин - 1955 в 1959 на плавбазе "Ян Анвельт"
капитан Вайно Ноор - 1955
капитан Г.И. Кошурников - 1956
капитан Геннадий Ф. Бедяев - 1957 в 26 лет
капитан И.А. Клочко - 1957 первый СРТ-Р 9026 "Азери"

капитан Л. Сонг - закончил Таллиннское мореходное училище в 1949 году. С июля 1957 года капитан РР-1281. В 1958 году капитан СРТ 4479. План был выполнен на 133,7 процента, и судно удостоено второй республиканской премии. В 1959 году СРТ 4557 под командованием Л.Сонга выполнил план на 167.0 процента и занял первое место в социалистическом соревновании. В 1961 году Л.Сонг на СРТ-Р 9121 "Пуйзе" за три рейса добыл 10615 центнеров рыбы. Это был первый траулер ЭРЭБ, годовой улов которого превысил тысячу тонн. На БМРТ 333 "Юхан Сютисте" Сонг сменил Агеева уже тоже будучи героем соцтруда.


капитан В.А. Уркунов - 1957
капитан Леонхард Анслан – в 23 года
капитан Георгий Белогорцев – в 23 года
капитан Виктор Нечитайло - в 24 года
капитан Александр Чеботарев - в 24 года
капитан Вячеслав Богданов - в 24 года
капитан Николай Леонтьев - в 25 лет
капитан Виктор Лунев - в 25 лет
капитан Виктор Панин - в 25 лет
капитан Павел Писарев - в 25 лет
капитан Юрий Аверин - в 26 лет
капитан Анатолий Малько - в 26 лет
капитан Виктор Сериков - в 26 лет
капитан Юрий Скучалин - в 26 лет
капитан Сергей Хорохонов - в 26 лет ( отец раньше него был уже)
капитан Борис Дерушев
капитан Спартак Копылов
капитан Алексей Котов
капитан Василий Кулягин

капитан Георгий Андреевич Мамренко - первый капитанский рейс на "полтиннике" (СРТ 4250) в 1958 году. В 1959 году на СРТ 4572 капитаном, его старший помощник Владимир Дорошенко, второй помощник Олег Спирин и третий - Виктор Сериков.

капитан Виктор Меркулов
капитан Лембита Сонг.
Капитан Владимир Григорьевич Толкачев - 26 лет

Капитаны выпускники Таллиннского рыбопромышленного техникума:
Леонхард Анслан
Николай Леонтьев
Алексей Нарышкин – капитан в 26 лет
Вайно Ноор
Хенн Ноор
Лео Сангель
Олег Яливец
Капитаны заочно окончившие Таллиннский рыбопромышленный техникум:
первый выпуск состоялся в 1960 году
В. Вербицкий
Ю. Дергунов
В. Еськов
Ю. Масубони
Г. Нечкин
Ю. Лысенко
А. Сиемер
В. Сусский
Ф. Тамм
Валентин Токмаков – капитан в 24 года
Н.Трунов
Б. Храмцевич.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалАдминистративный аппарат ООкеан 6 декабря 2013 в 10:39

Аппарат
Виктор Яанович Теносаара – генеральный директор

Как и следовало ожидать, он пришел со своей командой: главный инженер П.И. Мирошниченко, начальник планового отдела К.Я.Каземетс, начальник финансового отдела К.И. Белинская, начальник отдела труда и зарплаты Л.И.Туулик, начальник юридического отдела Я.М.Теппер. Все они были людьми генерального.
Мне довелось работать с ними, некоторых уважал и ценил, однако не могу заявить, что все они были выдающимися личностями и специалистами высокого класса. Но "боссу" преданы были все. Виктор Яанович ценил людей, смотрящих ему в рот и выходящих из кабинета вперед спиной и в низком поклоне, чтоб немедленно приступить к исполнению указаний. Знатоки приписывали одному начальнику крылатую фразу: "Если Виктор Яанович прикажет делать аборты, я приступлю немедленно".
Не скрою, я никогда не ходил в любимчиках у генерального, и в его кабинете оказывался редким гостем, между нами была дистанция огромного размера. Обиды на него не держал. Узнав о его кончине, с чистой совестью проводил в последний путь и был разочарован тем, что с руководителем крупнейшего предприятия пришли попрощаться менее десятка его бывших подчиненных. Ни в коем случае не желая оскорбить память о В.Я.Теносааре, всё же считаю, что он мог бы быть по отношению к людям несколько мягче и доступнее.


Аксель Х. Сиемер - Заместитель генерального директора, бывший капитан-директор плавбазы "Рыбак Балтики",
В 1972 году прибыла плавбаза "Рыбак Балтики", на неё капитан-директором назначили опытного производственника и хорошего организатора А.Х.Сиемера.
А.Х.Сиемер - бывший капитан-директор плавбазы "Рыбак Балтики", плечистый, осанистый, пышущий здоровьем моряк. Энергичный и волевой человек, действовал с той же решительностью, как на мостике судна. Документов сразу не подписывал, требовал доклада по существу вопроса. Ко мне относился спокойно, очень уважал М.Р.Фридмана, обращаясь за советом к нему: "Как ты думаешь, Рафаилыч?".
Аксель Сиемер прошел на флоте большой путь - от матроса до первого заместителя гендиректора. Высокие организаторские способности и невероятная энергия в немалой степени способствовали продвижению по служебной лестнице. Его морская биография началась в 1947 году, шестнадцатилетним юношей, после окончания в Таллинне мореходной школы, завербовался на Север и плавал матросом на мурманском траулере. После возвращения в Таллинн учился на судоводителя, работал на многих судах. Капитанскую карьеру начал на танкере "Выру" в 1962 году, закончил капитан-директором самой крупной плавбазы. В 1973 году получил почетное звание "Заслуженный рыбак Эстонской ССР".
Для стравливания пара общественного возмущения было начато расследование купли-продажи флота "Океана", которое фактически уводило в сторону от истинных виновников. В качестве "козла отпущения'" назначили бывшего директора по флоту А.Сиемера, его обвинили в том, что он-де купил перечисленные выше суда "по цене бутерброда". А то, что новые суда продавались по стоимости металлолома, уже никого не интересовало. Вообще случай привлечения к ответственности покупателя товара уникален, за всю многовековую историю института договора купли-продажи таких фактов не зафиксировано. При расследовании произошел забавный случай: для продавшего дешево товар Ф.Ундуска истёк срок давности, а для дешево купившего товар А.Сиемера срок исковой давности сохранился. Получается, что по одному делу работают разные законы.


Л. Г. Виск - Заместитель генерального директора

П. И. Мирошниченко - главный инженер, его сменил после гибели Н.К.Первушин, удостоенный в 1982 году звания "Заслуженный работник промышленности Эстонской ССР".


К. Я. Каземетс - начальник планового отдела

К. И. Белинская - начальник финансового отдела
Л. И. Туулик - начальник отдела труда и зарплаты
Я. М. Теппер - начальник юридического отдела.
Поротиков Николай Иванович - первый заместитель генерального директора Эстонского производственного рыбопромышленного объединения "Океан"
Эдгар Густавович Тоблер - заместитель по производству

Г. А. Канторович – начальник службы эксплуатации
Заместители
М. Р. Фридман
Б. В. Румянцев.
Ю. Е. Дергунов - начальник службы мореплавания
Е. Ф. Злобин
М. И. Корольков
А.С.Наумов
Л. Карпусь - инженер, вырос от группового механика до генерального директора Объединения.
Коммерческий отдел
Ю. Рястас - начальник
Владимир Егорович Бутель –старший инженер
Евгения Николаевна Смирнова - старший экономист
Валентина Михайловна Болдина - экономист
Х.А.Метсик - в 1951 году закончил Таллиннское мореходное училище, работал в Эстонском пароходстве, перешел в ЭРЭБ, где плавал на различных судах, в последнее время был капитан-директором транспортного рефрижератора "Иней".
В.В. Богданов
Николай Алексеевич Брагин - работал на плавбазе "Урал" под командованием П.А.Яркового.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭльмар и Хенн Ноор 5 декабря 2013 в 13:26

Илмар Ноор - бывший военоморской офицер, отец Вайно и Хенна Ноор
Хенн Ноор - в 1979 году Капитан-наставник.
Из стен Таллиннского рыбопромышленного техникума вышли Вайно Ноор и Хенн Ноор.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалХуго Майде, справа 5 декабря 2013 в 13:16

С 1979 года по 1981 год генеральный директор Эстрыбпром
0

Рыбак Эстонии прокомментировалюрий рястас 5 декабря 2013 в 13:07

Светлая повесть о таллиннской мореходке

13 декабря в актовом зале Таллиннской морской академии прошла презентация новой книги Юрия Рястаса “Это вам, романтики”. Это воспоминания выпускника Таллиннского мореходного училища торгового флота.

Поскольку выход книги почти совпал с днем рождения автора, мероприятие прошло тепло и, что называется, неформально. Хотя “коряги-мореходы”, пришедшие поприветствовать друга, все как один облачились в парадную морскую форму. Первым речь держал Сергей Петрович Смоляков, старпом теплохода “Скания”, а также художник-оформитель и один из главных героев воспоминаний Юрия Рястаса. Затем - редактор Р.Ю.Титов. И, наконец, юбиляр, поблагодарив всех многочисленных героев и помощников, блеснул перед гостями своим хобби. Как часто случается с моряками, увлечение Юрия Рястаса оказалось неожиданным - оперное пение. Под бурные аплодисменты заслуженный моряк (явившийся на торжество во фраке) исполнил несколько старинных морских песен, любимых арий из опер и оперетт. Концерт продолжил друг Юрия Рястаса, артист “Ээсти контсерт” и известный певец Лембит Антон.

Если о чем-то и взгрустнулось участникам торжества, то только о том, что многих преподавателей и однокашников уже не было с ними, да еще немного - о старых стенах мореходки, здании на бульваре Эстония, 10, где у них прошло буквально полжизни.

Книга Юрия Рястаса - простой, без претензий, отличающийся местами крепким и всегда добрым юмором рассказ о своих курсантских годах, о первых морских рейсах и о тех людях, которые сопутствовали ему на трудном пути из “салаг” в настоящие мореходы. На страницах этих мемуаров мы встретим множество имен - буквально поименно автор назвал своих однокашников, “учителей и отцов-командиров”, причем для каждого нашлось у него доброе и благодарное слово. Редкий пример воспоминаний, где действительно соблюден принцип говорить о других “либо хорошо, либо ничего” - причем не только о мертвых, о живых тоже. И чувствуется в этом - благо голова автора уже седа, и он, хотя и романтик, человек много повидавший и не такой уж наивный - не прекраснодушие бессмысленное, а великодушие и мудрость. Конечно, были у курсантов таллиннской мореходки и нелюбимые наставники, такие, о которых “и вспоминать не хочется”, - но здесь на помощь автору приходит шутка - как, например, не улыбнуться, читая о капитане по прозвищу “В Дарданеллы-мать” или о командире роты, сопровождавшем любую свою речь словечком “бенть”? Книгу вообще читаешь с улыбкой, а очень часто - и хохочешь от души. Множество морских и сухопутных баек, уморительных историй о буднях мореходки и курсантских объяснительных из разряда “нарочно не придумаешь” (переданных автору книги очень серьезным человеком - заместителем начальника училища по военно-морской подготовке Г.П.Кангро) встретит здесь читатель. Особо трепетно описывает Ю.Рястас парусную практику на красавице “Веге” (именно это судно вы видите на обложке). Увы, теперь “Вега” продана в Финляндию, а ее капитана Льва Ланцова, не покинувшего судно и тогда, когда оно стояло в аварийном состоянии в доке Балтийского судоремонтного завода, уже нет в живых... Хотя, как пишет сам автор, двадцатый век вынес смертный приговор парусному судоходству, он, Юрий Рястас, остается и теперь горячим приверженцем парусной практики и считает ее очень важной для выработки настоящего морского характера.

Помимо “романтиков”, мечтающих о море, книга Юрия Рястаса будет интересна тем, чья судьба - их или их родственников - так или иначе связана с таллиннской мореходкой - как называли ее в народе полвека. Ведь у нас в Таллинне - да и вообще в Эстонии - почти в каждой семье моряки есть если не в родне, то в друзьях дома. А еще, думаю, она принесет пользу студентам, изучающим краеведение или историю Таллинна, - непринужденный рассказ о курсантском житье-бытье с большим количеством бытовых подробностей, которые не сочинишь и которые лучше всяких рассуждений передают дух эпохи, дополнен серией фотографий и мини-энциклопедией, в которой отмечены все этапы жизни Таллиннского мореходного училища - от его основания в октябре 1919 года до преобразования в Эстонскую морскую академию в сентябре 1999-го. И перечислены, разумеется, все начальники: от первого, прибалтийского немца Вольфганга Руссова, до Х.Кантера (недавно ушедшего из жизни, чью память присутствовавшие на презентации почтили минутой молчания) и Т.Кыутса, руководивших училищем после 1990 г. А всех преподавателей и курсантов я здесь назвать просто не имею возможности: их имена и портреты вы найдете в книге.

И в заключение маленькое дополнение к портрету автора, из которого следует, что он действительно является романтиком. В начале повествования Юрий Рястас пишет, что никогда в детстве и юности не нюхал морского ветерка, не слышал крика чаек, а только читал книжки и мечтал о настоящей тельняшке. И вот, когда я спросила, где он, чистокровный эстонец, научился так хорошо говорить и писать по-русски, выяснился факт биографии, о котором автор в своей книге скромно умолчал: Юрий Рястас вырос вовсе не в Южной Эстонии (как я думала), а в поселке Коломенские Гривы Томской области. Он происходит из семьи репрессированных эстонцев, и его возвращение на родину предков и судьба моряка - результат осуществления его романтической юношеской мечты.

Лидия СЛАВИНА.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалюрий рястас 5 декабря 2013 в 13:07

25 01 1964 года - газета Рыбак Эстонии

Замечательных успехов добился в минувшем году экипаж СРТ-4590, которым командует капитан В. Токмаков. Рыбаки добыли 11.101 центнер рыбы, выполнили годовое задание на 180,5 процента.
Три рейса проплавал на этом судне воспитанник Таллинского мореходного училища третий штурман Юри Рястас. Он зарекомендовал себя умелым судоводителем, хорошо знающим промысловое дело.
Юри Рястас пользуется заслуженным авторитетом у членов экипажа, принимает активное участие в общественной жизни судна.

На снимке: Ю. Рястас. Фото Д. Пранца.

Выпускник ТМУ ММФ 1961 года

Похоронен на Liiva kalmistu Männiku, место - H, 32a-19 Jüri Rästas - родился 15.12.1934, умер 17.08.2010 , захоронен 24.08.2010
0

Рыбак Эстонии прокомментировалкапитан Сергей Петрович Смоляков 5 декабря 2013 в 13:06

В 2000 году старпом теплохода “Скания” и оформитель литературных воспоминаний Юрия Рястаса
0

Рыбак Эстонии прокомментировалкапитан Виктор Тимофеевич Казанцев 5 декабря 2013 в 12:56

Выпускник ТМУ ММФ 1961 года
0

Рыбак Эстонии прокомментировалкапитан Анатолий Алексеевич Огибенин 5 декабря 2013 в 12:42

Закончил ТМУ ММФ как техник-судоводитель 3 августа 1961 г. No 313 г. Таллин
0

Рыбак Эстонии прокомментировалВольдемар Пикат 5 декабря 2013 в 12:24

Биография Вольдемара Юлиусовича Пикат
(материалы любезно предоставленны Викторией Пикат при посредничестве Рудольфа Альфредовича Тенна)

Пикат В. Ю. родился 27 сентября 1942 года в селе Подгорное Курсавского района Ставропольского края. Родители по национальности эстонцы.

Отец: Пикат Юлиус Михайлович (12.07.1910 г.)

Место рождения: село Подгорное, погиб в 1944 году на острове Сааремаа (Эстония)


Мать: Пикат Лидия Мартыновна (1915 - 1947 гг.)

После смерти матери жил и воспитывался у дяди Реук Карла Мартыновича в станице Воровсколесской. В 1959 году окончил среднюю школу в станице Воровеколесской. После окончания школы приехал в Таллин, поступил учится в Таллинское мореходное училище.

Окончил училище в 1962 году по специальности "техник-судоводитель". Поступил на работу в ГАО "Ookean" (Эстрыбпром) где работал на различных рыболовных судах в должности капитана дальнего плавания.

В 1983 году окончил Калининградский Технический институт. За долгосрочную и успешную работу неоднократно награждался почетными грамотами. В 1983 году присвоено почетное звание заслуженного рыбака Эстонской ССР. В 1986 году указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом "Знак Почета".

Был женат.

Жена: Пикат Алевтина Ивановна (1938-2002 гг.).

Дочь: Пикат Виктория Вольдемаровна (1965 г. р., проживает в Таллине)

Внук: Пикат Марк-Юлиус (1994 г. р.)

В последние годы работы занимал должность помощника генерального директора АО "Эстрыбпром".

После болезни скончался 14.03.2000 г.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалАадо Луксепп 5 декабря 2013 в 12:13

В 1998 Aado Luksepp -- Генеральный директор морской инспекции
В 1997 году работал в рыбколхозе Хийу Калур
0