Памяти Генриха Ратнера. МОРЕ И ХУДОЖНИК – 05 12 1967
Автор
|
Опубликовано: 2765 дней назад (10 мая 2017)
Редактировалось: 1 раз — 10 мая 2017
|
0 Голосов: 0 |
ГЕРМАН РАТНЕР ПИШЕТ РЫБАКОВ
Моро всегда привлекало к себе внимание художников всех эпох и течений. Не миновал этой участи и молодой московский художник Герман Ратнер, имя которого уже известно многим нашим рыбакам.
Романтик и мечтатель, со студенческих лет он много путешествовал по родной стране: верховья Мезени и Печоры, Средняя Азия и Памир, путешествия в малоизведанные края, a не теплая московская квартира влекут художника. Тропы путешественника, любящего «пощупать» руками темы своих будущих работ, привлекли Ратнера на борт рыбопромыслового корабля.
Прекрасно понимая, что графические листы получат жизненную правдоподобность только в том случае, если он сам пройдет через все трудности, связанные с жизнью рыбаков, и не художником или пассажиром, не знающим, как "убить» свободное время, а матросом палубной команды БМРТ «Коралл» уходит он в море в 1965 году.
Жизнь среди рыбаков и горячая работа на море дали ему возможность прочувствовать и пережить темы своих будущих графических листов. В марте 1966 года в кинотеатре «Космос» открылась выставка работ Германа Ратнера «Полгода в Атлантике» — своего рода творческий отчет художника о путешествии на борту «Коралла». Тогда же он выполнил свой первый экслибрис для таллинских моряков. Это был небольшой подарок художника коллективу корабля, на котором он приобрел много друзей. Экслибрис БМРТ «Коралл» Ратнер решает очень лаконично и просто: силуэт корабля и сбоку в виде штурвала надпись «Библиотека БМРТ «Коралл».
Тяжелый труд рыбака оставил неизгладимое впечатление у художника, но именно труд, а не «морская романтика». Художник решает пополнить свои знания жизни рыбаков, и это приводит его в 1967 году на борт «Иоханнеса Вареса», направляющегося в Северную Атлантику, но на этот раз матросом боцманской команды.
Первое задание, которое получил молодой матрос от боцмана, было дано с учетом его основной профессии: развести определенного колера краску и покрасить рубку. Так снова началась морская жизнь художника. Рыбаки прекрасно знают, как мало бывает свободного времени у матроса на промысле, когда к борту один за другим подходят промысловые суда. Художник своим трудолюбием поразил даже видавших виды моряков; в свободное время он успевал делать зарисовки, а ночами, вооружившись штихелем, переносил все на линолеум.
За сравнительно короткий срок он выполнил большой цикл графических листов, причем в двух вариантах.
Среди рыбаков, которые первоначально скептически отнеслись к «столичному художнику», у Ратнера опять появляется много новых друзей, на этот раз среди экипажа «Иоханнеса Вареса". Художник, верный своей привычке делать приятное для друзей и знакомых, тут же в море режет для них целый ряд экслибрисов.
Весьма неожиданно и оригинально он решает книжный знак для судового пекаря В. Маева: упавший в воду бублик, который со вех сторон рвут на части самые фантастические рыбы.
Нос корабля и человека с поднятыми вверх руками, на которых одеты рабочие рукавицы, видим мы на экслибрисе Рихо Кинка. Широко расставлены ноги моряка — так и ждешь, что с этого маленького листка линогравюры раздастся команда: «Вира помалу!».
На книжном знаке Рейна Пыльдару художник изобразил плавбазу «Иоханнес Варес» в окружении рыбопромысловых судов на фоне гор Шпицбергена, где им пришлось отстаиваться от шторма.
Рассматривая экслибрисы Ратнера, не говоря о больших графических листах, можно смело сказать, что и здесь художник остался самим собой - романтиком и мечтателем. Но романтика Ратнера не оторвана от реальной жизни, а возвышающая, поднимающая человека над силами природы.
Пословица говорит "Бог троицу любит». Возможно, художник и в третий раз решится пойти в море с рыбаками, но во всех плаваниях, как житейских, так и морских, можно только пожелать ему старой морской пословицей «три фута под килем!».
С. ПИЙЛЬМАН.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Архив новостей