Памяти СРТР-9062 декабрь 1968 - Шестьдесят второй - под двумя вымпелами.

Автор
Опубликовано: 3653 дня назад (25 апреля 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 1 мая 2014
0
Голосов: 0
СРТР-9062 вошел в Таллинский порт под двумя вымпелами. Это значит, на судне праздник: взят двойной план. Задание по вылову было установлено в 578 тонн, экипаж выловил 1230 тонн. Засолено
300 тонн сельди. План рейса выполнен на 218,4, годовой - на 124,7 процента. Это но вый рекордный вылов среди кошельковых
судов. С отличными результатами экипаж встречает Новый год, в котором судно отметит десятилетие своей работы. Свои успехи рыбаки посвящают приближающейся знаменательной дате — 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

ВАЖНАЯ ВАХТА
В. БОНДАРЧУК, третий механик

ВЕРНО, когда говорят, что большая добыча — заслуга в первую очередь капитана. Я же расскажу о его помощниках, благодаря труду которых мы смогли поднять на мачте два вымпела.
Обычно, если капитан впервые вышел на новый для него вид лова, на
судно рекомендуется принять капитан-наставникa, который должен помочь ему сделать первые шаги. Но у нас был ОПЫТНЫЙ старший помощник капитана Виктор Фомич Дудкин. Он плавает с первого рейса траулера "под кошельком». Он помог капитану освоить этот вид лова. Первый, контрольный замет был проведен под его руководством.
Вахта старпома npoходит в самое ответственное время: с четырех до восьми вечера. В эти часы у нас интенсивный поиск и замет. От вахтенного в этот период зависит многое. В. Дудкин всегда был на высоте своей должности. Отстояв положенное время в рулевой рубке, он выходил на подвахту.
Пример старпома заразителен. Выходили на подвахту и второй, и третий штурманы — Олег Телещук и Геннадий Малюгин.
Второй рейс хожу с Малюгиным. Хотя ему нет и тридцати, знания у него основательные. Может помочь и починить невод мастеру добычи, и обработать улов рыбмастеру. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что Малюгин вполне может ходить в должности второго помощника, да и другие штурманы могут быть рангом выше С ними легко было работать и мастеру добычи В. Орнату, и его помощнику А. Койдла.
Они отлично справлялись с заметами, с ремонтом невода.
Это и их заслуга, что брали большие уловы, что судно сэкономило значительную сумму на умелом обращении со снастью в новых условиях лова.

После рейса траулер планировали поставить в средний ремонт.
Однако, все механизмы находятся в хорошем состоянии и работают
безотказно. Поэтому мы предложили отсрочить ремонт еще на два
рейса. Это дает базе немалую экономию. Без среднего ремонта судно ходит свыше пяти лет. Такой результат стал возможным благодаря ответственному подходу к его эксплуатации, к обслуживанию механизмов машинной команды под руководством старшего механика Николая Алексеевича Петропавловского.




На малых глубинах

В. ПРУДЦЕВ, капитан СРТР-9062

Рейс наш занял три с половиной месяца. Вначале ловили в Норвежском море, но результаты там были безрадостными. За две недели ни одного полного замета. В Норвежском удалось взять не многим более двухсот тонн. Первые результаты работы нас, конечно, не радовали. Надо было что-то предпринимать.
Приняли решение отправиться в Северное море. Но здесь нас поджидали другие трудности. Известно, что в этом море самые крупные косяки сельди держатся на малых глубинах, около 100 метров над грунтом. А у нас — «кошелек», его стенка — 150 метров. Дель пойдет по грунту — порвет снасть. Поэтому до сих пор на таких глубинах «кошельками» ловить остерегались, не столько поймаешь, сколько получишь убытку от испорченного невода. Но, с другой стороны, нужно выполнить план. Каким образом это будет сделано — забота экипажа.
И мы решили рискнуть, проверить, так ли страшен черт, как его малюют. Каждому матросу разъяснили обязанности. Ведь от того, насколько четко будет работать экипаж, зависел результат эксперимента. Нужна исключительная слаженность палубной команды, особенно лебедки. Надо успеть окольцевать «кошелек» раньше, чем он сядет на грунт. Что и говорить, задача не из легких, но тем не менее вполне разрешимая. Мы учли рельеф грунта, выбрали более Ровные места, песчаное дно, но все же волновались перед первым заметом: шутка ли порвать дорогую снасть. Но все прошло благополучно. Сказалось здесь и то, что сливная часть была из двойной дели. Это исключало ее порывы, сохраняло рыбу от просачивания и не позволяло объячеивать дель. Словом, эксперимент удался, пустых заметов не оказалось, невод за грунт ни разу не зацепился.
В поисках больших уловов мы старались идти своим путем. Чтобы не созда вать толчею судов в одном квадрате, уходили от флота н а 30-40 миль. Поиск сельдяных косяков начинали с середины дня, а к вечеру успевали сделать замет первыми. Это давало возможность первыми и сдавать еще живую рыбу на плавбазу или транспортный рефрижератор. Часов с шести вечера и до утра сдавали улов.
Чтобы ускорить засыпку рыбы в бочки, мы приспособили брезентовый рукав. По нему с палубы из рыбного ящика спускали рыбу в трюм прямо в бочки. Отпала необходимость их майнать.
Конечно, далеко не всегда мы имели возможность сдать весь замет. Вот однажды был любопытный случай. Выследил наш гидроакустик большую стаю, а она ушла под соседнее судно. Все же кое-как «зачерпнули» косяк. Оказалось в «кошельке» 300 тонн. Жаль, сохранить всю рыбу не удалось, хотя суда и обслуживали хорошо. Особенно производственный рефрижератор «Крейцвальд». Капитан Ю. Дергунов не боялся швартоваться в пять-шесть баллов. Приемка на этом судне всегда проходила исключительно деловито, без суеты. Вежливость н спокойствие капитана передавались на весь экипаж.
Таким образом, чуть ли не весь улов рейса мы взяли на малых глубинах. Особенно большие стаи долго находились на глубине вs 110—115 метров в районе Викинг банки. Всегда, когда мы обнаруживали стоящие косяки, сообщали об этом другим судам, даже не дожидаясь общего совета. По нашему примеру на такой же лов перешли многие траулеры.
Хочу отметить хорошее руководство экспедицией ее начальника Б. И. Баринова. Он распределял прием и сдачу рыбы в зависимости от имеющейся тары Благодаря этому, насколько мне известно, потери уловов были незначительные.
А теперь я хочу высказать некоторые предложения. Рыбакам известно, как необходимо иметь светящиеся буи. Иначе в темноте можно потерять невод или намотать его на винт. Но почему-то отдел добычи об этом не беспокоится. Ми переделываем буи кустарным методом, ставим на них лампочки и батареи от карманных фонариков.
Коррозия и ослабление с течением времени пружин замков стяжных колец. В результате кольцо раскрывается и при замете может основательно "потрепать" «кошелек». Необходимо разработать систему защиты колец, сделать их стой
кими к влиянию морской воды.
В рейсе мы достигли большой экономии по многим показателям. Не менее 20.000 рублей. Считаю, что этому помогли беседы на тему «Каждый должен быть экономистом на своем рабочем месте», проводимые в море.

Рейс начинается с берега
Н. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, старший механик

УСПЕХ лова зависит от общей слаженности. Выйди из строя хотя бы звено — страдать всему экипажу. Одно из этих звеньев — судовые машины. Работа механиков начинается с берега. Перед выходом судна в рейс мы буквально прощупали все детали машин. Получая механизмы от рабочих судоремонтного цеха, еще раз убедились в необходимости внимательной проверки качества ремонта. Когда принимали от них холодильник, то заметили, что он пропускает в пресную воду забортную. А если бы поверили на слово — имели бы уйму хлопот и море. Поэтому я хотел бы обратить внимание руководства и работников судоремонтного на то, чтобы они не забывали, что обслуживают не береговые объекты.
Кстати, в море ремонтники ответственнее подходят к качеству своей работы. Когда мы обратились на производственный рефрижератор «Крейцвальд» с просьбой изготовить ведущий валик барабана блока для выборки " кошелька", поскольку наш вышел из строя, то машинная команда выполнила заказ
быстро и хорошо. Вот это по-морскому закону!
Чтобы квалифицированно обслуживать механизмы, нужно обладать серьезной подготовкой. У нас таких немало. Это Владимир Бондарчук, плавающий на судне уже три года, Пеэтер Эллик, второй механик, регулярно проводящий осмотры
механизмов и устраняющий небольшие неполадки сразу же.
В дни интенсивного лова члены машинной команды не щадя своих сил помогали палубной. Электрик И. Гукиш и рефмоторист В. Лопатин стояли на руле, замещая матросов. Выходили на подвахту и другие наши механики. Цель у всех была одна — сдать государству больше рыбы.
Я уже семнадцать лет плаваю, видел разные команды, но такой спайки, как на нашем судне, могут позавидовать многие.


В ЧАСЫ ДОСУГА
П. ЛОПАТИН, рефмоторист


ПОЛОВИНУ рейса из-за штормов мы провели в бухтах. Приводили в порядок оборудование, занимались личными делами. И читали. Много читали. Я выдаю книги из сдовой библиотеки. Самые разные - от справочника до детектива. Много лет шефствует над нами Таллинская библиотека имени Горького. В каждом рейсе рыбаки имеют возможность прочитать около двухсот различных книг.
Чтобы по возможности максимально удовлетворить желание экипажа, мы заранее составляем список необходимой литературы. Например, Н. Петропавловский заказал справочник по судовым механизмам - он повышает квалификацию, М. Титову нужны учебники - учится в "мореходке". В. Дудкин и В. Прудцев просили словари и книги на английском языке — увлекаются иностранными языками.
Трудно не только с новинками литературы. Такое же положение и с кинофильмами. «Три плюс два» - уже на память выучили. Бывает и так, что одну серию получишь, а вторую ищи в море.
В свободное время мы проводили в занятии по программе школы основ
политических знаний. Рыбаки внимательно слушали лекции о международном положении СССР и о ходе социалистического строительства. Подготовили к вступлению в ряды КПСС боцмана Михаила Ивашиева, помогали ему глубже изучить Устав и Программу партии, разъясняли вопросы текущей политики.
Несмотря на удаленность от родных берегов, экипаж постоянно находился в курсе событий, происходящих в мире.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!