Памяти СРТР-9045 , июль 1968 - ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ!

Автор
Опубликовано: 3626 дней назад (24 апреля 2014)
0
Голосов: 0
ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ!



СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

ТОРЖЕСТВЕННО встречали в порту СРТР-9045 из последнего рейса.
Судно работало в Северном море на кошельковом лове сельди.
Экипаж в соревновании за достойную встречу Первомая и дня рождения В. И. Ленина одержал большую трудовую победу. Задание по добыче рыбы было выполнено еще 29 марта, а продолжительность рейса - до двадцатого мая.
О том как работали члены экипажа и каких результатов добились,
рассказывает капитан судна Александр Иванович Рысаков.
- Прежде всего надо сказать о том, что у нас подобрался на редкость замечательный экипаж: любознательный, трудолюбивый, поэтому мы быстро освоили кошельковый лов.
За исключением старшего мастера добычи Неймара Кальюла, его помощника Иосипа Гринкевича, гидроакустика Павла Семерюка и третьего помощника капитана Аду Лахи, никто из экипажа, в том числе и я, прежде не бывали на кошельковом лове. Но благодаря настойчивости мастеров добычи в обучении личного состава умению правильно действовать при замете и выборке невода, хорошей организации учебы новый для нас метод лова был освоен в короткий срок.
Первые два замета невода были сделаны под руководством капитана-наставника Владимира Спицына. Потом мы произвели за рейс шестьдесят заметов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июнь 1968 - На снимке: сек-ретарь первичной
парторганизации СРТР-9045 матрос первого класса Михаил
Буллах





Итоги рейса говорят сами за себя. За восемьдесят девять промысловых суток при плане 552 тонны добыто 895 тонн сельди. Это 173,5 процента. Первым сортом сдано более 722 тонн, что к плану составило 1765,3 процента. За рейс, длившийся сто двое суток, за счет бережливого отношения к промвооружению, горюче-смазочным материалам сэкономлено 14.900 рублей. Сверхплановая прибыль составила 53.900 рублей.
Наш невод был второй раз в работе, но он в отличном состоянии.
Что обеспечило нам успех в работе? Здесь трудно выделить какой-либо один фактор. Судно работало по новой системе. Все члены экипажа были ознакомлены заранее с рейсовым заданием, с системой оплаты. Люди ясно представляли свои задачи, и с огоньком, с полной отдачей сил работали. Если судить о процессе работы, то можно сказать, что нам многое дал самостоятельный поиск скоплений сельди. Поиск производили тщательно, и когда обнаруживали скопление рыбы, ложились над ней в дрейф и ждали. Когда рыба поднималась, производили замет невода на среднем, полном ходу судна потому, что сельдь в весеннее время очень подвижная. Замет делали за 3—3,5 минуты — почти наполовину меньше рекомендованного времени. Иногда в невод попадало до двухсот тонн сельди, но мы брали до 70 тонн.
Хочется отметить трудолюбие матросов первого класса Задворного, Булаха, Михайлова, матроса второго класса Яремчука, старшего матроса Келварта. Из штурманского состава хорошо работали
третий помощник Аду Лахи, он ходил второй раз на кошельковый лов, и второй помощник Анатолий Логинов. Безупречно обеспечивал работу палубных механизмов третий механик Николай Рычков.
Отличившиеся члены экипажа заслужили поощрения, часть командного состава рекомендована на повышение в должностях.

К. АЛЕКСАНДРОВ.







ПОРЯДОК –МОРСКОЙ

ЕЩЕ _ НЕ СТУПИВ ногой на палубу СРТР-9045, обратили мы внимание на внешний вид судна. Ни за что не скажешь, что били его
в рейсе три месяца штормы. Впечатление такое, будто выходит судно из ремонта. Фальшборт надстройки, палубные механизмы, — все очищено от ржавчины, просуричено. Чистота и порядок на палубе. Все лишнее убрано, а что осталось — аккуратно сложено и принайтовано. Напротив трапа укреплена доска с фамилиями заступивших на суточную береговую вахту. Во всем видна крепкая, хозяйская рука старпома.
...Его самого застали мы на судне. Борис Никифорович Казаков сидел у себя в каюте, обложившись со всех сторон кипами исписанной аккуратным почерком бумаги. Извинился, что посадить гостей негде:
— Канцелярщина поглотила и место и время. Третьи сутки сижу над составлением бумаг и копий с бумаг... Вздохнуть некогда! Замучили отчеты по рейсу.
— Борис Никифорович! Понравился нам вид судна, порядок. Когда все это успел экипаж сделать? Ведь переход из Северного моря короткий, такую работу трудно осилить.
— Верно, на переходе всего не сделать. Судовые работы вел экипаж в период промысла, когда выпадали «окна» между заметами... ПОРЯДОК дался нелегко, слишком выматывает людей ночная работа с «кошельком». От аврала до аврала люди спали одетыми — какой тут отдых!
- Порядок у вас прямо-таки морской, приятно смотреть. Да вы сами не из военных моряков случайно?
— Служил. Было это на дивизионе Героя Советского Союза Чалова. А теперь вместе с бывшим командиром работаем на рыбацком флоте.
- С какого года работаете?
- С самого начала организации океанического лова, с 1956 года. Начинал с матроса. Ходил боцманом. Учился, осваивал штурманское дело.
- С такой трудовой биографией, пожалуй, любое дело по плечу?
- Пожалуй. С планом и приведением корпусной части в порядок справились хорошо в рейсе, а вот с "бумагой" - не под силу. Это вы услышите от любого старпома. Неужели нельзя сократить отчетность?


С. НИКОЛАЕНКО




В НЕУСТАННОМ П О И С К Е

ПОИСК косяка — задача для экипажа первостепенная,
начало всей последующей работы. Успешно решить ее помогают поисковые суда флотилии. На советах, проводящихся руководством экспедиции, капитаны промысловых судов получают постоянную информацию о промысловой обстановке, узнают наиболее перспективные для работы квадраты. А дальше все зависит уже от самого экипажа, от его умения найти контакт с косяком, правильно определить его плотность, вертикальное и горизонтальное развитие, сделать замет невода. Поиск косяков сельди в рекомендованных квадратах у берегов Норвегии мы вели при помощи гидроакустической станции "Омуль" и поискового эхолота «Кальмар". В дневное время, когда стая держится на глубине, работали "Омулем" в диапазоне 0-600 метров при наклоне вибратора 5-10 градусов. Этот режим считаю по опыту самым рациональным нa первой стадии поиска - до вхождения в
контакт с косяком. Импульсы, или, как мы говорим, посылки вибратора, при встрече с косяком отражаются. Отраженный сигнал прослушивается через наушники или блок звуковой индикации и
одновременно регистрируется на бумажной ленте самописца.
Очень важно настроить станцию так, чтобы свести помехи до минимума. У каждого комплекта аппаратуры свой «почерк», свой "ХАРАКтер". Его надо знать. Это дается только практикой, опытом работы на данной аппаратуре.
Лично мне очень пригодились навыки, полученные в годы службы акустиком на эсминце. В хаосе пустых шумов и треска ухо улавливает вдруг ХАРАКТЕРНЫЙ сигнал — косяк! Да и на ленте самописца сразу видишь: малюет "бороду", сигналы идут отраженные от воздушных пузырьков и других факторов гидрологии моря... А вот появилась долгожданная полоска или зигзаг - стая!
Если делать замет по "бороде", "бороду" и получишь в неводе, а не рыбу. Ряд пустых заметов - падает НАСтроение у экипажа. Kроет палубная команда нашего брата, акустика...
Когда получен контакт с косяком, идем на сближение. По мере сокращения расстояния ( а при хорошей концентрации косяка он прослушивается уже на расстоянии 1200-1500 метров) перехожу на работу в диапазоне 0-300 метров. Одновременно, чтобы не потерять контакт, увеличиваю угол наклона вибратора.
Чтобы узнать глубину погружения косяка, вовсе не обязательно проходить над ним, разворачивать вибратор на 90 градусов, или же переключать в режим эхолота. Я пользуюсь секторной таблицей, позаимствованной у мурманчан. По ней, в зависимости от имеющихся данных: дистанции до косяка и угла наклона вибратора, легко, просто и довольно точно — до 2—3 метров, определяю глубину погружения.
Если же для этой цели пользоваться "Кальмаром" или эхографом, штурманским прибором, нужно пройти над стаей. Сельдь пугается шума винтов, садится на глубину, что нежелательно.
Когда обнаруженный косяк находится на глубине, недосягаемой для замета невода, судно ложится в дрейф и поджидает темного времени суток и подъема рыбы. С косяком все это время поддерживаю контакт.
При замете невода работаю в диапазоне 0—200 метров. Он обеспечиавает более частые посылки импульсов, следовательно, более надежный контакт с косяком.
Пульт управления " Омуля" смонтирован на СРТР-9045 в штурманской рубке по левому борту. Капитан же при замете находится на крыле правого борта, со стороны которого ведется замет. Приходится обо всех параметрах кричать ему во весь голос. В этом определенное неудобство такого размещения.
Не все было гладко в рейсе с работой аппаратуры — барахлила несколько раз. Находил неисправность, устранял. Один случай заслуживает, чтобы поделиться опытом через газету.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июнь 1968 СРТР 9045 гидроакустик Петр Семерюк


Случился "пробой" одного из трех конденсаторов каскада мощности в схеме генератора. Отключил я вышедший из строя, стал работать на двух - да только недолго длилась работа. Нагрузка большая, сгорели. Запасных таких конденсаторов не было.
Что делать? Запросили берег, проконсультировались.
Но выход из положения нашли благодаря калининградским рыбакам.
Они подсказали верное техническое решение. Вот кратко его суть:
в аналогичном случае они изменили схему работы генератора.
Как именно? Во вторичную обмотку выходного трансформатора
(позиция 47 на схеме, выводы №3 и №4) поставили один конденсатор
на 3 киловольта 0,25 микрофарады. Первичную обмотку выходного трансформатора
(вывод №17 ) поставили через сопротивление (позиция 53 на схеме) на корпус.
То же самое сделали мы у себя. "Омуль" ожил! Работал до конца рейса нормально.
Экипаж успешно завершил рейс.

П. СЕМЕРЮК
гидроакустик СРТР-9045.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!