Памяти Ровбут Олега Михайловича
Автор блога: | Рыбак Эстонии |
Как всегда с утра старший механик БМРТ-368 Евгений Подольский спустился в машинное отделение. Второй механик Борис Максимов, моторист Юрий Сенников и токарь Леонид Чернявский производили профилактический осмотр главного двигателя. Евгений Подольский остался доволен. Работа велась со знанием дела. Старший механик дал несколько практических советов подчиненным и вернулся в свою каюту.
Накануне у него был разговор с четвертым механиком Анатолием Окуловым. Вышла из строя траловая лебедка. Что делать? Идти в порт или исправить лебедку в море? Анатолий Окулов сказал, что идти в порт долгая история. Взвеси-ли и решили, что работу проведут своими силами. - Лично я, - сказал Евгений Подольский, - попробую расточить кулачковую муфту. Когда-то до флота мне приходилось заниматься и этим делом. Работа была выполнена в короткий срок. Старший механик доложил капитану, что судно готово к промыслу. - Можете и отдохнуть, - сказал капитан Владимир Плешаков. Но Евгений Подольский не из тех, кто отдыхает в море. Наоборот, он не может обходиться без дела. И нет такой работы, которая была бы ему не под силу. Не случайно на судне называют старшего механика мастером на все руки. Ну, а главное Евгений Подольский не хранит свои знания и опыт под спудом, а щедро делится ими с подчиненными. И они с полуслова понимают старшего механика. Никому не нужно напоминать и подсказывать, что нужно сделать каждый знает свое дело и добросовестно выполняет его. Своими силами машинная команда за десять месяцев плавания выполнила большой объем ремонтных работ, сэкономила более 20 тысяч рублей государственных средств. Когда я попросил Евгения Подольского рассказать о своей работе, он ответил: — Право, не знаю, что и рассказывать. Биография у меня простая. До поступления в Ломоносовское училище жил под Москвой, там окончил семь классов. Теперь плаваю. Полюбил море, людей, с которыми работаю. Хорошие плавают на флоте люди. Легко с ним работать. Конечно, бывают и трудности. Но в хорошем коллективе с ними легко справляться. Евгений Подольский умолчал о том, что он знает и слесарное и токарное дело. Он умеет найти путь к сердцу каждого человека. С любовью вспоминают о нем бывшие мотористы, а ныне механики Леонид Сергеев, Валерий Удовичев и бывший второй механик Леонид Мускевич, который сейчас стал старшим механиком БМРТ-355. Н. ЕРМОЛАЕВ
Рыбак Эстонии
16 мая 2016
0
Нет комментариев
|
СЕГОДНЯ трудящиеся нашей республики отмечают 80 лет со дня рождения Яна Анвельта - большевика-ленинца, одного из руководителей Коммунистической партии Эстонии. Добрыми делами отмечают эту дату моряки плавбазы, носящей имя пламенного революционера. Шесть лет назад, 28 апреля 1958 года на плавбазе был поднят Государственный флаг Родины. Через три года экипаж судна первым в нашей базе был удостоен почетного звания коллектива коммунистического труда. - С начала плавания, - рассказывает капитан-директор Владимир Ставрович, — наше судно сделало 29 рейсов, побывало у северных берегов Норвегии, в районе Лофотенских островов, у Ян-Майена, у Шетландских и Фарерских островов, на Джорджес-Банке. «Ян Анвельт» прошел свыше 100.000 миль. В апреле 1960 года котельные установки плавбазы были переоборудованы на жидкое топливо, что значительно облегчило труд машинной команды. С тех пор судно не вставало на заводской ремонт. Все работы были проделаны силами экипажа на промысле и при обработке плавбазы в портах. Они выполнялись под руководством старшего механика Леонида Никитина и других специалистов машинной команды. Подлинно хозяйское отношение моряков к судовым механизмам, их бескорыстный труд сберегли государству сотни тысяч рублей. Также дружно работает весь экипаж. В трудную минуту люди помогают друг другу, стремятся быстрее обработать промысловые суда, досрочно выполнить каждое рейсовое задание, перевезти больше грузов сверх плана. Заслуженным уважением пользуются на корабле технолог Петр Полещук, рыбмастер Егор Бичиков, боцман Владимир Смотров, кочегар I класса Виктор Бондаренко, матросы Рафаил Сизов, Хярм Ноот, Антс Тамберг, плотник Яак Ваалк и другие передовики производства. Многие из них плавают на судне с первых дней его вступления в строй. Многих моряков, кто начинал свою службу на флоте на «Ян Анвельте», можно встретить сегодня на других кораблях промыслового флота. Стали судоводителями бывшие матросы Виктор Ваазика, Владимир Курилев и Арво Такин. Бывший боцман Николай Брагин сейчас учится на курсах штурманов, матросы Виктор Гриб и Алдонис Гринс стали заочниками Таллинского рыбопромышленного техникума. Инициаторами, запевалами всех добрых дел являются на судне коммунисты и комсомольцы --верная опора судовой администрации. Они идут во главе предпраздничного социалистического соревнования, ведут большую общественную работу, постоянно заботятся о досуге и учебе экипажа. Наш корабль, говорит первый помощник капитана Николай Южаков, носит гордое имя. И каждый из членов экипажа делает все. чтобы оправдать это имя, служить Родине и народу так, как служил верный ленинец Ян Анвельт. К . ТАММ. Передовики производства плавбазы "Ян Анвельт" : машинист I класса Владимир Лысогор и судовой плотник Яак Валк. Фото Д. Пранца |
На СРТР-9080 закончился ремонт, и судно готовится к переходу в район промысла к Ньюфаундленду. В Таллин мы возвратились из рейса 23 марта. План добычи рыбы экипаж выполнил на 140,5 процента. Чтобы достигнуть такого результата, надо было обеспечить бесперебойную работу всех механизмов. В начале рейса было принято обязательство сократить сроки ремонта судна в порту за счет проведения его собственными силами во время рейса, а сэкономленные средства отчислить в фонд большой химии. Ремонт механизмов в машинном отделении возглавлял второй механик А. Цыпов, палубных установок — третий механик В. Карро. Электрооборудованием занимался электрик Н. Махов. Работы в машинном отделении производились только на вахтах во время переходов судна в другие квадраты промысла и к базам. Ремонт того или другого механизма мы планировали в зависимости от его состояния. После штормовых погод электрик Н. Махов и третий механик В. Карро проверяли состояние и готовность палубных установок к выборке сетей. Если обнаруживались дефекты, сразу приступали к их устранению. Такая подготовка и осмотр механизмов дали хороший результат. Наше судно не имело ни часа простоя из-за механизмов. В рейсе провели ремонт вспомогательных двигателей 150 л .с, 28 л. с. с подъемом поршней, проверкой состояния подшипников, переборкой топливной аппаратуры. Эффективно использовав время стоянок у баз, произвели профилактический ремонт электрокомпрессора, электрошпиля, сетевыборочной и сететрясильной машин, осушительного и пожарного насосов. За счет выполнения этих работ в море нам удалось намного сократить срок ремонта судна в порту. Э. ГРИБОВСКИЙ, старший механик. На снимке: третий механик В. Карро. Фото Д. Пранца. |
В начале декабря после ремонта вышел на промысел СРТР-9110 (капитан Е. Косарев). Вместе с бывалыми моряками в море ушло немало новичков. Знакомиться с судном и своими обязанностями им помогли старший мастер добычи В. Гелкин, рыбмастер В. Вяйкмец, матросы А. Койдла, С. Редер.
На переходе было принято обязательство: выполнить рейсовое задание на 105 процентов. Тяжел путь к рыбацкой удаче. За 110 суток удалось сделать всего 60 дрейфов. Остальное время ушло на переходы и длительные стоянки у баз. Только в январе судно потеряло 17 суток в ожидании тары. Часто штормило. Но как только стихал ветер, экипаж метал сети. Работали все. Случалось, что на палубу за сутки поднимали более 40 тонн рыбы. А когда идет рыба, то и работа спорится. Одним словом-за рейс, не смотря на трудности, экипаж добыл 3 870 центнеров, выполнил план на 119,5 процента. Умело руководил палубной командой, по-хозяйски относился к промвооружению старший мастер добычи комсомолец В. Галкин. Так же на совесть трудились рыбмастер В. Вяйкмец, матросы А. Койдла, С. Редер, И. Тихомиров и Л. Ныйме. Благодаря хозяйскому отношению к делу, рыбаки сберегли на 3 800 рублей промвооружения, повысили на 5 процентов сортность рыбной продукции. Н. ЕРМОЛАЕВ |
По режиму работы в 1964 году СРТР-9120 после ремонта (в январе) должен был, промышлять в Норвежском и Северном морях до конца апреля. Затем предполагался межрейсовый ремонт и с середины июля по 7 сентября вновь работа на дрифтерном промысле в Северном море. С 15 сентября по 15 ноября — текущий ремонт, а в декабре — промысел в Норвежском море. Годовой план судна по такому режиму работы составлял 6670 центнеров,
Экипаж СРТР-9120 во главе с капитаном В. Токмаковым, решил работать в течение 6 месяцев без захода в порт. Профилактику механизмов рыбаки обязались произвести своими силами в море. Это позволит вести промысел рыбы в наиболее продуктивных на этот период районах Начал работать экипаж близнецовыми тралами в паре с СРТР-9107. Но ввиду плохой промысловой обстановки судно перешло на дрифтерный лов в Норвежском море. Досрочно выполнив план добычи сельди, судно готовится к переходу на промысел донных рыб тралами в Северо-Западной Атлантике. Обсудив возможности, экипаж СРТР-9120 взял обязательство закончить выполнение годового плана добычи рыбы к 1 июля. Таким образом, новый режим работы судна позволит экипажу до конца года (после текущего ремонта в августе—сентябре) за 90 промысловых суток дать стране сверх годового плана сотни тонн рыбы. М. РАУШЕНБАХ. |
ЗКИПАЖ СРТР-9103 под командованием Виталия Нечитайло к концу июня добыл 7000 центнеров рыбы и тем самым первым в нашей базе выполнил план пятого года семилетки.
К декабрю рыбаки добыли 11.000 центнеров рыбы. В начале декабря на промысле экипаж сменился. В командование судном вступил Виктор Червяков. Сменная команда дала слово не уронить доброй славы корабля, умножить его трудовые успехи. На днях СРТР-9103 вернулся из сдвоенного рейса. За год добыто 12.131 центнер рыбы. Второе рейсовое задание выполнено на 128,2 процента. На 14.618 рублей сэкономлено промвооружения, смазочных материалов и топлива. Себестоимость одного центнера рыбы снижена на 3 рубля 55 копеек. — Промысел, — рассказал капитан Виктор Червяков, — мы начали с профилактического ремонта. Старший помощник капитана А. Геращенко и старший мастер добычи В. Огурцов расписали палубную команду по заведованиям, провели инструктаж по технике безопасности. Чтобы быстрее закончить профилактику главного и вспомогательных двигателей пришли матросы I класса Сергей Левченко и Григорий Бредун. А когда на палубе появлялась рыба в большом количестве, члены машинной команды не ждали специального распоряжения. Все свободные от вахты выходили на работу... СРТР-9103 был флагманом второго отряда. В. Червяков не только давал советы и рекомендации капитанам судов своего отряда, но первым переходил в новые районы, вел разведку, наводил на рыбу все суда. Несмотря на трудности со сдачей рыбы па плавбазы и длительные простои в ожидании очереди, экипаж СРТР-9103 успешно вел промысел. Немалая заслуга в этом старшего механика Владимира Зайцева. Под его руководством машинная команда обеспечила бесперебойную работу главного и вспомогательных двигателей и палубных механизмов. По вине механиков не было ни одного случая простоя судна. В своей работе капитан Виктор Червяков опирался на партийный и комсомольский актив. Умело вели общественную работу коммунист Ю. Сеппиус, рефмоторист Б. Артюхин, матрос В. Самохин, третий помощник капитана В. Кашлев. На судне регулярно проводились лекции по материалам Пленумов ЦК КПСС и по вопросам промысла. Говоря о работе экипажа судна, нельзя умолчать о радиооператоре У. Пайо. Он впервые самостоятельно исполнял обязанности, но его работой были довольны капитан, команда и отдел связи базы. За хорошую работу экипаж судна премирован. Капитан Виктор Червяков, старший механик Владимир Зайцев и старший мастер добычи Виктор Огурцов награждены почетными грамотами. Команда СРТР-9103 высказала на разборе рейса серьезные претензии к работникам бухгалтерии, которые задержали выплату денег членам семей экипажа. Надеемся, что виновники понесут заслуженное наказание. П. КУДРИН. |
Из промыслового рейса в родной порт вернулся СРТР-9080. Морякам нашлось, что рассказать о своей работе. Рейс начался еще в январе. Вначале промысел шел у берегов Исландии, а во второй половине февраля и в марте — в Норвежском море. Квартальное задание выполнено на 122 процента, выловлено не 338 тонн рыбы, как предусматривалось планом, а около 470.
Успех не случаен. Это результат усилий всего экипажа, итог хорошо налаженного социалистического соревнования, борьбы за коммунистическое отношение к делу, к быту. В дни работы февральского Пленума ЦК КПСС моряки приняли на себя повышенные обязательства— выловить сверх годового задания 580 центнеров рыбы, все сверхплановые накопления отчислить в фонд большой химии. Моряки крепко держат слово. Это видно не только из показателей их работы на промысле. Они сокращают межрейсовые стоянки за счет выполнения ряда ремонтных работ в море. Так, в минувшем рейсе машинная команда произвела профилактический ремонт двух двигателей, привела в порядок палубные механизмы, электрооборудование. Моряки добились значительной экономии орудий лова, горючесмазочных материалов, тары. Экипаж СРТР-9080 борется за звание экипажа коммунистического труда. Восемь человек представлены к присвоению звания ударника. Это второй механик Аким Ципов, второй штурман Рем Смирнов, третий механик комсомолец Владимир Карро, электрик Николай Махов, мастер добычи Владимир Шелег, матрос-бондарь комсомолец Хенно Уйбопуу, матрос первого класса Михаил Домничев и повар Виктор Зайцев. Трудолюбивый экипаж добился высоких производственных показателей на промысле, вывел судно в число передовых. А. ЕГОРОВ. На фото: Старший мастер добычи комсомолец Владимир Дидык. |
ИЗ ОПЫТА ПАРТИЙНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА ДНЯХ в Таллине побывал дизель-электроход «Альбатрос». Экипаж судна успешно выполнил рейсовое задание, добился высокой производительности труда. В этом немалая заслуга партийной организации судна, которая по-боевому возглавляет соревнование за коммунистический труд. Решения июньского, декабрьского (1963 г.) и февральского Пленумов ЦК КПСС вооружили коммунистов новыми формами идеологической и организационной работы, помогли улучшить и оживить всю партийно-политическую работу на судне. У коммунистов «Альбатроса» есть чему поучиться, есть что перенять. Поэтому партком КП Эстонии рыбопромыслового флота решил заслушать отчет первого помощника капитана Александра Оленичева на заседании бюро парткома, а бюро провести на борту «Альбатроса» и пригласить на него первых помощников, секретарей партийных организаций и коммунистов с судов, стоявших в Таллине. Пусть послушают, посмотрят и у себя используют то, что, несомненно, принесет им пользу в идейно-воспитательной работе. Выездное заседание бюро парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота на борту «Альбатроса» Ведущая сила Доклад первого помощника капитана Александра Оленичева был немногословным, но веским. Экипаж судна по ряду причин, добавим, не всегда оправданных, сменился после ремонта. — Наша задача, — сказал первый помощник. — заключалась в том, чтобы в последнем рейсе сколотить единый коллектив, в котором бы каждый отвечал за всех, а все за одного. Итоги рейса показывают, что нам удалось сделать это. ... Нет, не все так просто было на самом деле, как может показаться на первый взгляд. В море уходят разные люди. Они не похожи друг на друга. Одних тянет в рейс романтика других высокие заработки. Одни прошли закалку: " просолились» на ветрах суровой Северной Атлантики и " прокоптились» под африканским солнцем, другие еще не ведали штормового ветра. И вот этих различных, не похожих друг на друга людей, плохих и хороших, надо было заразить духом морского братства , рыбацким азартом, объединить единой целью, создать из них тот сложный организм, который называется экипажем судна. Нет, не все шло так гладко. Тяжело досталось бригаде Алексея Кочетова. До седьмого пота трудились ребята. Самое бы время отдохнуть. А тут новые борта. Потребовалось срочно перегрузить на промысловые суда промвооружение. — Не положено заставлять усталых людей работать сверх нормы, — запротестовали рыбообработчики. В море в горячие дни никто не смотрит на часы и не высчитывает время. Встал с места коммунист матрос Михаил Горкуша. — Если нужно, значит надо, — сказал он. Застегнул потуже ватник и пошел туда, где нужны были рабочие руки. Переглянулись матросы, молча встали и ушли вслед за Михаилом Горкушей. Так показывали коммунисты пример в труде, так работали агитаторы. А они были в каждой смене, бригаде, на каждом участке, — там, где решалась борьба за план. И еще один пример. Не сразу пришлись по вкусу строгие порядки матросу второго класса Равану Мамедову. Отлынивал человек от работы, нарушал элементарный распорядок. Решили списать парня с судна. Тогда за нарушителя встал коллектив. — Выходит нам не под силу воспитать одного человека, Мол, пусть воспитывают его другие. Выходит, в собственной беспомощности расписываемся. — Берем Равана Мамедова в свою бригаду, — сказал рыбмастер Николай Толстенков — Верим, что будет из этого парня толк. Доброе слово, вовремя сказанное, дружеская поддержка много значат. Нет, не ошибся Николай Толстенков и члены его бригады. Когда на заседании бюро Парткома шел разговор о художественной самодеятельности, то одним из активных участников и организаторов коллектива судовых артистов-любителей был назван Раван Мамедов. Личный пример коммунистов явился лучшим средством воспитания. И не случайно здесь же, на выездном заседании бюро парткома было утверждено решение партийного собрания о приеме кандидатами в члены КПСС четырех моряков. Каждый из них написал в заявлении: «Обещаю быть в первых рядах строителей коммунизма, делом оправдать доверие партии». Это ударник коммунистического труда токарь машинной команды Павел Кихо, рыбмастер Николай Толстенков, начинавший службу рядовым матросом, активный труженик и агитатор матрос I класса Виктор Воронков, бывший рыбообработчик, а сейчас один из лучших рыбмастеров Виктор Ишутин. Все четверо — уважаемые люди на судне, верные товарищи, мастера своего дела. А жизнь ставила перед коллективом все новые и новые задачи. Море есть море! На промысле случается всякое, что трудно предусмотреть рейсовым заданием. Капитан-директор «Альбатроса» Игорь Клочко привел убедительные цифры, показал, сколько было потеряно времени из-за непредвиденных причин. Из сорока семи суток пребывания на промысле 18 падают на штормовые дни. В течение 11 суток поступало очень мало рыбы. Приходилось работать не на полную мощность. Но случалось, что шла большая рыба, и тогда с заморозкой было не так легко управляться. На сортировку рыбы дружно выходили все свободные от вахт, работали, не взирая на ранги. Игорь Клочко не без гордости называл цифры. Фактически за половину отведенного по плану времени экипаж обработал 159 судов, заморозил 1321 тонну рыбы вместо 1300 тонн. Средняя заморозка в сутки превысила плановую и составила 38,4 тонны вместо 32,5. Средняя заморозка на человека в час достигала свыше 120 килограммов. Есть чем гордиться! Скромные, сделанные руками судовых энтузиастов,, висели Почетные алые вымпелы на виду у всех в столовой экипажа, где проходило выездное заседание бюро парткома. Они завоеваны в горячем, боевом соревновании за коммунистический труд. Этих знаков рыбацкой доблести удостоены в рейсе бригады рыбмастера коммуниста Алексея Кочетова, вахты второго механика Георгия Изотова, рефмоториста Александр Лазюк, из боцманской команды — вахты матроса I класса Анатолия Ленина и столяра Вальтера Иннос. Школа хозяйствования Выступает секретарь комсомольской организации фельдшер Иван Бобров. Присутствующие на заседании бюро парткома с интересом рассматривают небольшие листовки-молнии «Сигнал». Их выпускал в рейсе штаб «Комсомольского прожектора»: рефмоторист Калью Кукк, матрос Сергей Барышников, официантка Лариса Голубцова. "Сигнал» информировал об успехах передовиков, подбадривал их, призывал всех равняться по лучшим людям экипажа. Вот листок-молния за 22 января. «Молодцы! % Сегодня при ремонте рулевой машины отличились товарищи Чаплин и Терпинский. Благодаря их слаженной работе рулевое управление было быстро отремонтировано, и судно могло продолжать переход на промысел. Молодцы! Поздравляем вас, товарищи!» Многие листки посвящены бригадам рыбообработчиков Алексея Кочетова и Леонида Степаненко. Они вели напряженную борьбу за первенство, старались не отставать друг от друга. Много добрых слов сказано в этих листках-молниях о бригаде Леонида Степаненко. Но штаб «Комсомольского прожектора» был объективным и строгим. Он не только хвалил, но и критиковал, подсказывал, что нельзя добиваться высокой производительности труда в ущерб государству. В «Сигнале» за 25 января помещена карикатура. Подпись под ней гласит: «Наш рыбмастер т. Степаненко решил облегчить труд лебедчиков, бросая бочки на СРТР-9032. Он по-видимому забыл, что бочки не капроновые, а деревянные и легко разбиваются. Каждая бочка стоит 5 руб. 70 коп. и помещается в ней на 100 рублей сельди». Стоит ли говорить, что этот листок-молния многих заставил серьезно подумать об экономике производства. Кстати, экономике производства на судне уделялось немало внимания. В начале рейса была создана школа коммунистического труда, которую возглавил первый помощник капитана Александр Оленичев. Группой командного состава руководил капитан-директор И. Клочко, машинной команды — старший механик Ш. Абдуллаев, рыбообработчиков — член КПСС Николай Симоненко. палубной команды — заместитель секретаря партийной организации Владимир Кузьмук. В группах были обсуждены доклады: «Передовой опыт заморозки рыбы». «Методы улучшения эксплуатации и продления сроков службы судовых механизмов», «Образцовый порядок и чистота на судне — залог здоровья и бодрости личного состава», «Командир — пример для подчиненных». Кроме обсуждения докладов и собеседований проводились занятия на рабочих местах , шел практический обмен опытом. Партийная организация вместе с командованием судна выносила на обсуждение моряков вопросы хозяйственной деятельности, учила считать каждую государственную копейку. Постепенно у всех членов экипажа появился вкус к экономике и что главное — появилось хозяйское отношение к труду, каждый почувствовал и осознал, что успех коллектива зависит от его конкретных дел, его добросовестного отношения к труду. Скучать было некогда И еще одна примечательная черта в работе партийной организации. Здесь постарались найти всем дело по душе, привлечь почти весь экипаж к общественной работе. Разные люди плавают на «Альбатросе». Разные у них судьбы, характеры, склонности, образование. Партийная, комсомольская и профсоюзная организации искали и находили такие формы работы, чтобы увлечь каждого, удовлетворить его запросы, сделать разнообразным и полезным досуг — те короткие часы отдыха, которые выпадают на промысле. Большую популярность завоевали на судне вечера вопросов и ответов, встречи любознательных, на которых каждый мог получить ответ на интересующие его вопросы, по душам потолковать и поспорить на волнующие темы. С завидной активностью прошло обсуждение кинофильма «Все начинается с дороги» и романа Ааду Хинта «Берег ветров». Много веселых минут доставили литературные викторины, шуточная лотерея, концерты самодеятельности и другие, если употреблять скучное слово, — мероприятия, которые придумывали и проводили судовые затейники. До сих пор не редко можно слышать жалобы. Мол, что можно сделать в море, в тяжелой, напряженной обстановке? Оказывается, многое. Нужно только, не сидеть, сложа руки, а изучать людей, их способности, их желания. Целеустремленная идейно-воспитательная работа партийной организации расширила кругозор моряков, помогла лучше разбираться в событиях внутренней и международной жизни. И не случайно на «Альбатросе» в рейсе не было нарушений трудовой дисциплины, не найдешь на корабле безразличных людей, которым не дорога честь экипажа, честь своего судна. Бюро парткома КП Эстонии одобрило работу, проведенную партийной организацией производственного рефрижератора «Альбатрос» по идейно-политическому воспитанию экипажа. В решении бюро отмечены и имеющиеся недостатки, намечены конкретные меры по их устранению. Как отметил в своем выступлении секретарь парткома Владимир Маслаков, опыт партийной организации «Альбатроса» должен найти самое широкое распространение на всех наших судах. * «Альбатрос» снова в море. Желаем дружному коллективу моряков новых успехов в соревновании за коммунистический труд. Н. СОЛОВЬЕВ. |
РЕПОРТАЖ
-+- Буксир изо всех сил тянет «Урал» на выход из акватории завода. Конец, закрепленный за стоящий первым бортом «Юхан Сютисте», звенит как струна. — Отдать конец! — приказывает капитан. Раздвигая льдины, судно выходит на белый простор залива. Одиннадцать месяцев плавбаза «Урал» стояла в ремонте. И видимо, за все это время не было столько хлопот, как в последние дни. Только и слышалось: «Пропал вакуум», «Что делать с манжетами?». «Где взять двенадцатимиллиметровый трос?». Теперь найдено все. Пароход идет на чистую воду — в прямом и переносном смысле. На воде, освобожденной ото льда, будут проверяться ходовые качества судна, режим работы машины, управление. Одним словом все, от чего зависит нормальная жизнь корабля. И в то же время будут выведены на «чистую воду» те, кто проявил недобросовестность при ремонте. Целый день идем в кильватере «Урагана». Время даром не пропадает. Представители завода хлопочут у механизмов. Матросы во главе с боцманом Алексеем Прокопчуком наводят порядок на палубе и в помещениях.. Невысокая фигура старпома Харри Метсика появляется то в одном, то в другом месте. Он указывает на недостатки, дает задания матросам. Навигатор Геннадий Чернятин подготавливает к работе свое сложное хозяйство. Третий механик Евгений Величко, опираясь на палочку, спускается на вахту в машинное. Когда я спрашиваю: «Чего хромаешь?», — он, чуть прищурив правый глаз, улыбается: — Тут было такое, что не только человек, чёрт бы ногу сломал. Смеемся... Хороший человек Евгений. Ему перевалило за тридцать. А его морской стаж — двадцать лет. — Бывало всякое, — рассказывает Величко. — Однажды переходили Атлантику на этом же самом «Урале». Приближался шторм. Набираем скорость, чтобы «убежать». И надо же, в это время вышла из строя трубка одного из котлов. На одном далеко не убежишь. Загасили форсунку. В топке температура плюс восемьдесят. Ждать, когда остынет, некогда. Вот и полез в топку, чтобы исправить повреждение. Напарнику, котельному машинисту, было легче. Он худ, и поэтому лазил в ватнике и стеганых брюках. А меня и голого с трудом затолкаешь в топку. Так вот налегке и протискивался. — смеется Евгений. — Но ничего. Только глаза слезились от жары. Отремонтировали. Пошли под двумя котлами... Капитан Всеволод Николаевич Заботин на мостике. Он оглядывает горизонт. Везде белым-бело. Словно мы едем по бескрайней Кулундинской степи, а не идем морем. Так и кажется, вот-вот откуда-то выбежит и проскачет степной беляк. — Вода! — раздаются вдруг голоса. Действительно, горизонт на многие мили отливал чернотой. Лед стал блинчатым, похожим на оладьи, плавающие в масле. Началась качка. С буксира отдают концы, и наше судно остается один на один с морской стихией. Испытания идут полным ходом. Старший механик Александр Александров периодически появляется на мостике. Докладывает капитану о делах. Есть недостатки. Но их тут же устраняют судоремонтники. После обеда погода заметно ухудшается. Море — семь баллов! Волны невысокие, но длинные. Нос судна резко взлетает вверх, затем падает, поднимая каскад брызг, вспенивая зеленоватую воду. Наступило время испытывать полный ход машины. Но по волне нельзя — оголяется винт. Капитан принимает решение: идти лагом к волне. Восемь часов кажутся долгими и томительными. Заводские парни, участники ходовых испытаний, шутят: — Капитан, а отсюда далеко до Таллина? — Изрядно. Пешком не дойдешь. Дорога плоховата. Ходовые испытания показали, что после устранения небольших недоделок плавбаза «Урал» может уходить в очередной, рейс. А. КВАШНИН. |
Семь месяцев экипаж СРТР-9108 находился в водах острова Свободы. Он вел промысел новых пород рыб, оказывал помощь кубинским морякам в овладении методов лова.
Незнакомые районы промысла, тропическая жара, высокая влажность воздуха затрудняли работу наших моряков. Но, несмотря на трудности, экипаж с честью справился со своими задачами. Сегодня в нашей газете выступают моряки замечательного траулера. В рейсе на Кубу СРТР 9108 - 1964 РАБОТАЛИ ДРУЖНО Экипаж СРТР-9108 вел промысел, в основном, в Мексиканском заливе. Условия для работы здесь довольно тяжелые. Они усугублялись еще тем, что СРТР не приспособлен, плавать в тропиках. Температура в жилых помещениях достигала плюс сорока. Вентиляция на судне не могла обеспечить приток свежего воздуха в помещения, а поэтому нашим людям приходилось спать на палубе. У машинной команды условия работы были еще труднее ... СРТР-9108 находился в море второй рейс. Это накладывало особую ответственность на машинную команду, так как на Кубе не было ни запчастей, ни ремонтной базы. Победить все трудности мог лишь только слаженный, дружный коллектив. Наша партийная, комсомольская и профсоюзная организации направили свои усилия на сплочение команды. Это им удалось. Весь рейс люди работали хорошо. Промысел мы вели круглосуточно. Для этого экипаж разбили на две смены. Между ними шло социалистическое соревнование за высокие уловы и скорейшую обработку рыбы. После окончания рейсов экипаж подводил итоги. Отмечалось положительное. Разбирались недостатки, вырабатывались методы их устранения. На одном из таких разборов было предложено экономить время при подъеме и спуске трала. Старший мастер добычи В. Федорук предложил изменить несколько конструкцию трала. Впоследствии, реализовав предложение старшего мастера добычи, мы стали тратить на подъем и спуск трала не более тридцати минут. У нас на судне широко практиковалась взаимовыручка. На самых трудных участках всегда можно было видеть секретаря первичной партийной организации Николая Николаевича Ермолаева. Однажды рефмеханику Г. Скубченко потребовалась помощь. Матросы И. Палеха и В. Ляпин добровольно начали работать у рефустановки, и судно своевременно вышло в рейс. При обильных уловах на палубу выходили все свободные от вахт. Много времени проработали на уборке рыбы старший помощник Забегаев, моторист А. Оносов, старший механик И. Макаров. Главной задачей мы считали увеличение добычи рыбы. Поэтому старались использовать все возможные резервы. У нас была разработана рациональная схема загрузки трюмов. Большое внимание мы уделяли повышению сортности рыбопродукции. Всю рыбу мы сдали первым сортом. В этом большая заслуга рыбмастера Саранчина. Много пришлось потрудиться мастерам добычи В. Федоруку и Уткину. За короткий срок они обучили личный состав работе с тралом, его ремонту. В условиях Мексиканского залива это очень важно, так как грунты там коралловые, тяжелые. Слаженная и дружная работа всего коллектива знание поставленных задач позволили нашему экипажу добиться высоких трудовых успехов. План по добыче рыбы выполнен на 150 процентов! В. ВЕЛЛЕМАА, капитан. ПОД ТРОПИЧЕСКИМ СОЛНЦЕМ Трудности с рыбой начались с самого начала рейса, так как никто из команды не знал, какие породы можно брать, а какие из них несъедобны. Правда, технолог ознакомил нас с описанием пород, но со слов судить о них было трудно. Однако мы освоились быстро. Нам в этом помогли практиканты-кубинцы, находившиеся на судне. Трудность была еще и в том, что температура воздуха превышала сорок градусов в тени. В такую жару рыбу долго держать на палубе нельзя. На помощь рыбообработчикам выходили все свободные от вахты штурманы и механики. Вначале ящики с рыбой мы укладывали штабелями , но оказалось, что при качке (ведь не всегда в море штиль) ящики необходимо было крепить распорками. Подумав, решили изменить способ погрузки: вначале устанавливали полностью один ряд ящиков по ширине всего трюма, а затем второй ряд и т. д.. Таким способом мы экономили время. Ящики не нужно было крепить. Увеличилось число погрузочных мест в трюме. Большую роль в быстрой обработке рыбы сыграло организованное соревнование между сменами. Каждый член команды был заинтересован, чтобы работа, выполняемая им, была проделана с высоким качеством. После смены всех тянуло в кают-компанию. Там вывешивался график работы наших смен и соседних судов. Весь эки-паж боролся за выпуск продукции первым сортом. Большую помощь в быстрой сдаче продукции нам оказали кубинские товарищи. Если в первых рейсах они разгружали рыбу вручную, и это отнимало много времени, то позднее они поставили разгрузочное устройство. Ящики с рыбой из трюма по конвейеру поступали прямо на пирс и направлялись в холодильник. Претензий к сданной рыбопродукции, мы не имели. Всю выловленную рыбу мы сдавали только первым сортом. В. САРАНЧИН. рыбмастер. На улицах Гаваны - СРТР 9108 1964 Копейка счет любит Подготовке промвооружения к работе мы уделяли первейшее внимание. Перед выходом в море мы тщательно проверяли тралы, чинили их. Во время промысла добытчики никогда не выбрасывали верхний или нижний пласт, а ремонтировали их. Этим мы достигали большей экономил. Вся бригада добытчиков очень бережно относилась к промвооружению. О. Уткин, X. Лиивсаар умело эксплуатировали трал. В октябре рыба переместилась в новый район. Нам пришлось работать как поисковому судну. Мы побывали в таких местах, где еще никто не вел промысел. Во время первого же траления команда потеряла снасть. Найдя хорошие показания, экипаж провел экспериментальный лов. Но пришлось переделать трал. Мы отбросили клячевки, удлинили концы, провели еще ряд конструктивных изменений. Это позволило нам увеличить раскрытие трала. Снятие клячевок позволило нам сократить (что особенно важно) время постановки и выборки. Рекордное время постановки равнялось семи минутам. Каждый день за счет нововведений мы дополнительно проводили одно траление. Это значительно повышало ежесуточный вылов рыбы. Добытчики со своей задачей в кубинском рейсе справились хорошо, годовой план выполнен досрочно, сэкономлено промвооружение на сумму около четырех тысяч рублей. В. ФЕДОРУК, старший мастер добычи Одному - тяжело, сообща – легче Члены машинной команды СPTP-9108 взяли обязательства в течение рейса не иметь простоев судна из-за неисправностей механизмов. Несмотря на непривычные климатические условия, отсутствие ремонтных баз и нехватку запчастей люди старались работать. Трудностей было много. Например, отсутствовала искусственная вентиляция, а поэтому температура воздуха доходила до + 55 С. Воздух в Мексиканском заливе влажный. И чтобы предохранить системы и механизмы от ржавчины, мы очистили их от старой краски. Все машинное отделение и механизмы мы окрасили заново. Краску доставали на транспортных советских судах. Приходилось попросту ее выпрашивать. Инициативу в этом проявлял первый пом. капитана Н. Ермолаев. Неполадки в работе механизмов были. Поломался, в частности, горизонтальный валик регулятора. Его отремонтировали своими силами, не прекращая рейса. В рейсе нам пришлось заменить мотылевые подшипники в двигателе 100 л. с. и 150 л. с. Большую помощь в этом оказали нам механики транспортных судов, так как расточку подшипников своими силами мы произвести не могли, такой возможности не было и в мастерской Гаваны. Все работы по профилактике и ремонту мы выполняли, как правило, на переходах и во время выгрузки рыбы в порти. Из-за отсутствия запасных частей коэффициент полезного действия рефрижераторной установки значительно снизился. Пришлось производить частный ремонт. Добросовестно трудились на промысле 11 механик Александр Гончаров, III механик Хейно Окас, моторист Алексей Оносов. Они не только умело работали в машинном отделении, но и передавали свой опыт кубинским практикантам-морякам. Весь состав машинной команды принимал участие в уборке рыбы. Благодаря взаимной выручке палубной команды и машинной, правильной эксплуатации всех механизмов, проведению профилактических ремонтов судно не имело простоев. Главный двигатель отрабо-тал после последнего заводского ремонта 5.500 часов и сейчас находится в хорошем техническом состоянии. После небольшого профилактического ремонта, который производится членами машинной команды. СРТР-9108 будет готов к дальнейшей эксплуатации. И. МАКАРОВ, ст. механик. ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ПЕРЕД началом ведения промысла на СРТР-9108 был создан актив. В него вошли дрифмастер комсомолец Вадим Федорук, II механик комсомолец Александр Гончаров, кандидат в члены КПСС Игорь Палеха, комсомольцы Петр Шумейко, Лембит Саарепуу, член КПСС Иван Макаров и другие. С этими товарищами капитан и секретарь партийной организации делились мнениями о том, как лучше организовать на судне политико-воспитательную и общественную работу. Актив не только давал советы, но и проводил много мероприятий, направленных на укрепление трудовой дисциплины, выполнение производственных заданий. Вся наша политико-воспитательная работа увязывалась с деятельностью экипажа, его практическими задачами. Постоянно на судне действовал агитколлектив. Мы учли, что многие агитаторы не имели опыта пропагандистской работы, а поэтому регулярно проводили семинары. На одном из них были рассмотрены вопросы, как агитатор должен работать среди членов команды по принятию индивидуальных социалистических обязательств, пропагандировать на ярких примерах кодекса строителей коммунизма, проводить беседы. Особенно разъясняли правила использования цитат, наглядных пособий, цифр. вели с личным составом по материалам июньского Пленума ЦК КПСС Валентин Саранчин, Игорь Палеха. Доходчиво разъяснил людям материалы XIII съезда профсоюзов Григорий Скубченко. Тематика проводимых лекций и бесед была самой разнообразной: о партии, ее борьбе за построение коммунизма, чистоту марксистско-ленинских идей; о международных вопросах, о культуре и т. д. Большой популярностью на судне пользовались диспуты и тематические вечера. Перед началом вечера «Готов ли ты жить при коммунизме" мы вывесили красочный плакат с вопросами: что значит учиться, жить, работать по-коммунистически; в чем счастье человека; как понимать определение «воспитанный человек»; как понимать принцип коллективизма и товарищеской взаимопомощи. Активно принимали участие в подготовке вечера Вадим Федорук, Виктор Ляпин, Валентин Саранчин. У нас состоялись диспуты о культуре, хорошем тоне, вечер отдыха на тему: "Человек человеку друг, товарищ и брат», «Коммунизм и труд неотделимы». Все это положительно сказывалось на производственной деятельности экипажа. Регулярно проводились у нас партийные собрания, большинство из , них были открытыми. К ним мы тоже старались подходить творчески. Готовя собрание с повесткой дня «Умеешь ли ты себя вести», мы выпустили плакат, который начинался словами: «... Мы предлагаем всем глубоко вникнуть в строчки наших слов и вокруг них развернуть раз говор». Ниже мы написали: мало быть хорошим исполнителем дела, трудись творчески; позор тем, кто бегает с одного предприятия на другое в поисках длинного рубля"; цель каждого моряка — стать кадровым специалистом флота; если товарищ ошибся — помоги; там, где появился ты, нет места хулиганам, пьяницам, тунеядцам; все на судне твое, будь бережлив; сделанное твоими руками должно быть отличным». Люди вдумывались в эти слова, и они становились впоследствии главным мерилом в их поведении, труде. Проводилась большая индивидуальная работа, оказывалась помощь людям, попавшим в трудное положение. Около семи месяцев экипаж провел вдалеке от Родины. Моральный дух был очень высоким, задание партии и правительства мы выполнили с честью. Н. ЕРМОЛАЕВ, первый помощник. Добились главного Когда наша команда приняла СРТР-9108, сразу же приступили к созданию общественных организаций. Члены профсоюза на своем собрании избрали судовой комитет. Мы поставили перед собой задачу оказывать помощь администрации в укреплении трудовой дисциплины, налаживании производства, проявлять заботу об отдыхе личного состава. Судовой комитет много уделял внимания вопросам производства. Организацию социалистического соревнования судком взял под свой контроль. Регулярно подводили итоги проделанной работы. На расширенном заседании комитета выявляли лучшие смены и вручали переходящий вымпел «Лучшей смене». Мы уделяли большое внимание пропаганде передового опыта. У нас на судне выпускались бюллетени, посвященные лучшим производственникам матросам Евгению Бугрову, Яну Тохверу. Особо отмечали машинную команду, возглавляемую старшим механиком Иваном Макаровым, которая постоянно выходила на подвахту. Большая работа проведена по организации культурного отдыха экипажа. У нас регулярно проводились соревнования по шахматам, шашкам, настольному теннису, волейболу. Работа нашего судового комитета способствовала выполнению рейсового задания. Мы считаем, что добились главного — воспитали у людей чувство ответственности за свой труд. Л. СААРЕПУУ. |
Архив новостей