0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2768)
Для любознательных - 1963
,,... И отпируй сей праздник моряков!"

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Есть добрая старая морская традиция — переходя экватор, отмечать приход новичков во владения Нептуна купанием. Этот снимок сделан на БМРТ-355 «Антон Таммсааре». Грозный Нептун — бог морей — стоит в стороне, а его помощница наблюдает за купающимися. Она довольно сердита, т. к новичок, хотя и в бассейне, но не совсем ретиво исполняет обряд

Поэт В. Бенедиктов обратился к И. А. Гончарову, когда тот готовился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада», с таким напутствием: «Пересеки тропик, и отпируй сей праздник моряков!. .».
Когда же моряки начали отмечать особой церемонией пересечение экватора, прощание с Полярной звездой и встречу с Южным Крестом?
Первое упоминание о том, что вообще как-то отметили пересечение экватора, принадлежит французскому картографу и мореплавателю Пармантье (1529 год). На судне, шедшем из Дьеппа на Суматру, отслужили торжественную мессу; около пятидесяти матросов, которые никогда не были в Южном полушарии, получили звание «рыцарей моря». Но ни о каком особом ритуале Пармантье не упоминает.
В 1557 году французский мореплаватель де Лери в своем «Путешествии в Бразилию, иначе именуемую Америку», пишет, что в момент пересечения экватора купают новичков, появляются «черти» с намазанными сажей лицами. А купали («крестили») под тропиками, опуская с реи на тросе прямо в море. Такое купание вышло из моды лишь в конце XVIII века. Правда, английские моряки, которые по старой традиции не меняли платье в течение всего путешествия, считали «экваториальное купание» полезной процедурой. Она, как пишет английский моряк Вудс Роджерс, «помогла многим восстановить естественный цвет кожи».
Выкуп, освобождавший от купели, требовали со всех, не исключая капитана. Каждый после морского крещения давал клятвенное обязательство проделывать ту же церемонию над другими, попавшими впервые в царство Нептуна. И действительно, свита грозного Нептуна, его супруги Амфитриты и их сына Тритона — дьявол, черти, чертенята, наяды, писец и доктор — имели в лице ново крещённых самых рьяных помощников.
Мало кому удавалось избежать участия в празднике. Когда в феврале 1832 г. «Бигль» впервые появился на экваторе, Чарльза Дарвина вместе с 32 молодыми моряками окунули в бочку и побрили. В 1936 году президент США Франклин Pyзвельт отправился на корабле в Буэнос-Айрес, и с ним в надлежащий момент проделали обряд в полной мере, к немалому ужасу его личной охраны.
Не все капитаны одобряют церемонии в честь Нептуна. К числу их, в частности, принадлежал знаменитый капитан Кук, а также "дёд" – командир фрегата "Паллада", который так и не дал И. А. Гончарову возможность выполнить напутствие Бенедиктова. Однако, большинство капитанов понимало, как нужна команде разрядка в долгом и трудном плавании.
Очевидное — невероятное


Очевидное — невероятное


научно-популярная программа


Производство

Главная редакция научно-популярных и образовательных программ Гостелерадио СССР
(1973—1991)


Ведущий(е)

Сергей Капица (1973—2012)



Продюсер(ы)

Нина Зарецкая
(1995—2000)
Светлана Попова (2002[1]—2012)




Период трансляции

с 24 февраля 1973 по 26 мая 2012 года


«Очевидное — невероятное» — научно-популярная программа, впервые вышедшая на экраны 24 февраля 1973 года.


В передаче рассказывается о науке и технике, изобретениях, освещаются философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делаются прогнозы на будущее. Информация тщательно проверяется профессионалами в своих областях.

В советское время программа «Очевидное-невероятное», ориентированная на широкую аудиторию, имела сравнительно высокую, для научно-образовательных программ, популярность.

В 1980 году создатели программы Сергей Петрович Капица и Лев Николаевич Николаев получили Государственную премию СССР за программу «Очевидное — невероятное».

В 1992—1995 годах выходила на 1-м канале Останкино, в 1995—1998 годах программа выходила на канале ОРТ, в 1998 году на РТР. В 1998—1999 годах программа выходила на канале «Культура» и назвалась «Очевидное-невероятное: XXI век». В 1999—2000 годах непродолжительное время программа выходила на дециметровом телеканале «Прометей АСТ».

С 25 мая 2002 по 12 августа 2006 года программа под оригинальным названием выходила на канале ТВЦ в дневное, реже в ночное время. После изменения концепции вещания на ТВЦ программа была убрана из сетки вещания телеканала.

12 февраля 2007 года программа вышла в эфир на телеканале «Россия» и просуществовала в его эфире до 26 июня 2010 года. Изначально программа выходила на «России» в ночное время, но со временем программа стала выходить по субботам утром или днём, при этом в регионах перекрывалась включением региональных филиалов ВГТРК. С 7 августа 2010 по 26 мая 2012 года программа выходила в эфир еженедельно по субботам в обеденное время на канале «Россия-Культура», после чего ушла в летний отпуск. После смерти Сергея Капицы была закрыта окончательно.

24 февраля 2008 года программе исполнилось 35 лет.

Сергей Петрович Капица в 2008 году получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения, как бессменный ведущий программы «Очевидное — невероятное».
В мире животных

Научно-популярная передача


Производство

ЦТ СССР (1968-1991)
АСС-ТВ (1991-2009, с 2015)
Моя планета (2010-2014)


Ведущий(е)


Первая программа ЦТ (1968—1991), 1-й канал Останкино (1991—1995), РТР (1991—1997), ОРТ/Первый канал (1995—2005), Домашний (2006—2009), Россия-2 (2010—2015), Моя планета (2010—2014), Живая планета (с 2015)


Период трансляции

с 17 апреля 1968 по настоящее время



«В мире животных» — советская и российская телепередача, посвященная зоологии и исследованиям животного мира, в частности повадкам и среде обитания его представителей.


Основателем и первым ведущим передачи был народный артист СССР и профессор ВГИКа режиссёр-документалист Александр Згуриди. 17 апреля 1968 года она впервые вышла в эфир

В начале 1970-х годов передача начиналась под композицию в исполнении оркестра Поля Мориа «Colombe Ivre» (авторы: Ф. Тома, Ж.-М. Рива, С. Приссе), с заставкой, где были изображены жираф и носорог.

В 1974 году передачу проиллюстрировали заставкой с летающей обезьянкой, бегущими страусами под волнующую музыку Ариэля Рамиреса «La peregrinación (Паломничество)» из Рождественской кантаты «Наше Рождество», также в адаптации оркестра Поля Мориа. Данная музыка для открывающей заставки была выбрана самим Згуриди. Эта заставка просуществовала до 2009 года.

В 1978 году мультфильм «Подарок для самого слабого» спародировал эту заставку, перерисовав по-своему её ключевые кадры под неизменную фонограмму. По сюжету заставка предваряла вымышленный выпуск передачи, которую смотрел заглавный герой мультфильма.

Выходила в эфир по субботам (позже по воскресеньям) на Первом канале советского (позднее — российского) телевидения в течение 37 лет.

В 1991—1997 годах передача транслировалась сразу на двух каналах: на Первом канале и на РТР, подчас в одно и то же время. Данная ситуация возникла после создания Российской телерадиокомпании, когда творческая группа программы перешла с первого канала на второй. В 1991 году на 1-м Канале Останкино транслировалась с сурдопереводом.

Осенью 2005 года, после реформы сетки вещания на Первом канале, программе не нашлось места в эфире, после чего руководство предложило модернизировать программу, сделать её более развлекательной, чем ведущий программы был недоволен. По этой причине в марте 2006 года передача стала транслироваться на телеканале «Домашний».

После перерыва с декабря 2009 года, трансляция программы возобновилась на канале «Россия-2», где она выходила с 21 августа 2010 по 31 октября 2015 года. Старая заставка передачи была заменена на новую, более современную, но музыкальное сопровождение осталось прежним. С 2010 по 2014 годы передача выходила в повторах на отдельном канале «Моя планета».

С 2015 года программа выходит на канале «Живая планета» и снимается в формате 16:9. Изменилась и заставка. Теперь она максимально приближена к заставке 1974—2009 годов.

Ведущими передачи были:
с 1968 по 1975 год Александр Згуриди,
с 1975 по 1990 год Василий Песков (с 1977 года по очереди с Николаем Дроздовым),
с 1977 по настоящее время Николай Дроздов.

Гостями передачи были, например, доктор биологических наук В. Е. Флинт, американский орнитолог, президент Международного союза по охране журавлей, доктор Д. Арчибальд (выпуск, посвященный журавлям), профессор Б. Гржимек, автор фильма «Белый медведь» Ю. Я. Ледин, академик В. Е. Соколов, писатель Б. С. Рябинин, ведущие советские ученые А. Г. Банников, П. П. Второв, В. М. Галушин, М. П. Павлов, Д. В. Панфилов, олимпийская чемпионка, кандидат биологических наук Е. В. Петушкова.
А ну-ка, девушки!


«А ну́-ка, де́вушки!» — популярная игровая телепрограмма-конкурс, выходила в эфир в 21:30 по Центральному телевидению (ЦТ) с 24 января 1970 года сразу после программы «Время» и представляла собой телевизионный конкурс среди девушек, отобранных по профессиональному признаку. Участницы соревновались за звание лучшей по профессии. В передаче выступали популярные советские исполнители и вокально-инструментальные ансамбли, известные танцевальные коллективы того периода.

Название передачи — из припева песни «Идём, идём весёлые подруги!», написанной Исааком Дунаевским на слова Василия Лебедева-Кумача для фильма «Богатая невеста» (1937, режиссёр Иван Пырьев):


А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!
Пускай поёт о нас страна!
И звонкой песнею пускай прославятся
Среди героев наши имена!

Передача позиционировалась как «спортивно-интеллектуальное соревнование самых красивых девушек Советского Союза».

Маргарита Эскина, будучи руководителем молодёжной редакции, приняла решение о реализации проекта в день подачи заявки. Позднее она вспоминала:



На общей летучке вовсю ругали программы для женщин, что они убогие, — про кастрюли, про причёски. Я предложила придумать что-то новое. И вот приходят ко мне редактор Марат Гюльбекян и режиссёр Володя Акопов (они тогда делали КВН), начинают рассказывать идею передачи «А ну-ка, девушки!». Мне показалось, что должно получиться. И программа действительно стала безумно популярной. Ведущей была Кира Прошутинская. Каждую летучку говорилось о том, что она не годится. Она действительно совершенно не соответствовала образу ведущей, принятому на ТВ, — тоненькая зажатая девочка. Это вызывало раздражение у руководства. А мне ужасно нравилось, что делает Кира.

После 1975 года передачу вёл Александр Масляков.
Здесь не скучно никому, потому что потому! Советская передача «Будильник»

Просыпаться по утрам в воскресенье советские дети любили с передачей «Будильник».

С 1965 года по конец 80-х советская телепередача «Будильник» выходила каждое воскресенье в 9:30 и длилась полчаса. В передаче снимались известные актёры и выступали сами дети. Общими силами показывались небольшие спектакли, проводилось «мультлото» - из писем ребят, с присланными заявками выбирали мультфильм для просмотра.

Незатейливые сказочные сюжеты «Будильника» завораживали детей. Одним из самых любимых участников и ведущих передачи «Будильник» 70-х выступал актер театра им. Моссовета Геннадий Бортников в образе Ганса Христиана Андерсена. Его вкрадчивый мягкий голос создавал незабываемую чарующую сказочную атмосферу.

Неизменной ведущей передачи «Будильник» все годы была актриса Надежда Румянцева. На пару с ней, в разное время, вели программу знаменитые телеведущие Светлана Жильцова и Ангелина Вовк.

За годы существования детской программы Будильник ее исполнителями и ведущими были такие звезды советского театра и кино, как Виталий Соломин, Юрий Богатырев, Ирина Муравьева, Леонид Броневой, Евгения Симонова, Нина Корниенко, Евгений Леонов, Спартак Мишулин, Олег Попов, Александр Абдулов, Сергей Проханов и многие другие.

Дети ждали с нетерпением, когда их любимые актеры почитают стихи известных поэтов, расскажут сказки, рассмешат и споют песни. В советской передаче «Будильник» исполнялись стихи Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова, звучала музыка Владимира Шаинского. А знаменитая заставка «Будильника» начиналась с песни Геннадия Гладкова, которую все советские дети знали наизусть. Исполняли ее ВИА «Самоцветы»:

«Прекрасно, если вам с утра

Воскликнуть хочется «ура» –

Кричите на здоровье и не спорьте!»

Актеры, которые почти не играли в детских спектаклях в своих театрах, Виталий Соломин и Ирина Муравьева, хорошо запомнились детям в передаче «Будильник», в известной сказке «Волк и семеро козлят».

Появление актера Спартака Мишулина (Карлсона) в программе «Будильник» вызывало у юных зрителей настоящий восторг. Клоун Олег Попов, как никто другой, умел насмешить восторженную аудиторию.

Благодаря детской передаче «Будильник» всего за полчаса дети получали невероятный заряд радости, культурно и эмоционально развивались. Целевая аудитория советской передачи «Будильник» была самая разная. Ее смотрели дети детсадовского возраста, школьники начальных классов, их бабушки и дедушки.

Детских программ на советском телевидении было не так много, дети ждали передачу «Будильник» всю неделю, и смотрели от начала до конца. А вот родители, утомленные рабочей неделей, могли поспать лишних полчаса в законный выходной.

«Будильник» — это полчаса

На песни и рассказы,

«Будильник» — это голоса

Любимых наших сказок».

Виктория Мальцева
Передача "Кабачок 13 стульев"

Улицы советских городов пустели, когда по телевизору показывали передачу «Кабачок «13 стульев».

«Добрый вечер, друзья! Позвольте пригласить вас в кабачок «13 стульев», где всегда собираются веселые люди. Все они – персонажи юмористических журналов разных стран: польских «Шпилек», болгарского «Стершла», немецкого «Оленшпигеля» и нашего «Крокодила». Заглянем же в кабачок пана Юзефа!» - с этих слов начинались выпуски передачи «Кабачок «13 стульев», самой популярной программы советского телевидения конца 60-х-начала 70-х.
Идею «Кабачка» привез из Польши Александр Белявский, который снимался там в «Четырех танкистах» и увидел кабачок пана Юзефа по польскому телевидению. Главным режиссером передачи стал Георгий Зелинский. Актерами "Кабачка 13 стульев", в основном, стали артисты театра Сатиры. Передача была построена на юмористических миниатюрах и эстрадных номерах. Первый выпуск, впрочем, назывался «Добрый вечер», кабачок был переделан в кафетерий, пиво волшебным образом превратилось в кофе, а пан Директор – в товарища Директора. Однако уже со второй передачи все встало на свои места, в уютном кабачке собрались чудаковатые завсегдатаи: пан Юзеф, пани Зося, пани Моника, пан Профессор, пани Тепреза и другие. Многие не знали настоящих фамилий актеров из "Кабачка 13 стульев" и называли их попросту: пани Катарина или пан Спортсмен. А бывало, встретив на улице артистов Сатиры, люди шептали (или кричали) друг другу: «Смотри, стулья идут!»
В передаче "Кабасок 13 стульев" можно было услышать песни Марыли Родович и Далиды или увидеть платье от Диора. Улицы пустели, когда по телевизору показывали «Кабачок». Несмотря на это, в газетах и журналах регулярно публиковались фельетоны, в которых шутки, звучавшие в передаче, назвались плоскими, а эстрадные номера – «дурно пахнущим приемом с песнями». Только в 1971 году после личного вмешательства Брежнева и последовавшей за этим положительной статьи в «Правде» «Кабачок» оставили в покое. В 1976, к 10-летию «Кабачка», польское правительство присвоило всем создателям передачи звание заслуженных деятелей культуры ПНР. Но в 1980-м после обострения политической обстановки в Польше передачу пришлось закрыть.

Наталья Вишнякова
Клуб кинопутешествий. Окно в мир


В середине марта 1960 года на советском телевидении открывается окно в мир – передача «Клуб кинопутешествий». Ведет ее писатель, кинорежиссер и путешественник Владимир Шнейдеров. У советского человека появляется возможность попутешествовать по миру – хотя бы посредством телеэкрана, но в 60-е для большинства увидеть страны и народы, о которых до этого можно было поговорить только на уроке географии было сравнимо с полетом на Марс.
В первых выпусках программы "Клуб кинопутешествий" Шнейдерова в студии собирались люди, которым довелось побывать в дальних странах, и просто рассказывали об этом. Позже появились киноальманахи, снятые на студии Центрнаучфильм. Киноальманахи состояли из четырех очерков по четыре минуты. Но и четыре минуты о Лондоне, Мадагаскаре или Камчатке вызывали у зрителей такой восторг, что письма от них потом грузили мешками. Приходили гости, герои своего времени – такие, как Иван Папанов. Да и самому Шнейдерову было, что рассказать: еще в 20-е годы он участвовал в экспедиции в Йемен и на Памир, плавал по Северному Морскому пути, искал женьшеневые плантации в Уссурийской тайге.
Под влиянием передачи "Клуб кинопутешествий" началось повальное увлечение туризмом. В рюкзаке туриста все чаще оказывалась камера, которой он снимал путешествия по нехоженым землям, тайге и пустыне. Затем эти, непрофессионально снятые, материалы показывали по телевидению. Так «Клуб кинопутешествий» Шнейдерова стал «Клубом кинопутешественников».
В 1973 году Владимир Шнейдеров ушел из жизни. На его место пришел врач и путешественник Юрий Сенкевич. История «Клуба кинопутешественников» продолжалась.

Наталья Вишнякова
Спят усталые игрушки. ТВ программа Спокойной ночи, малыши!


В начале 60-х главный редактор телевизионной редакции программ для детей и юношества Валентина Федорова отправилась в командировку в ГДР. Там она профессиональным взглядом окинула немецкое телевидение и обратила внимание на детские передачи о Sandm?nnchen, песочном человечке. На родину начальственная дама возвращалась с идеей вечерней передачи для детей – «Спокойной ночи, малыши!»
Поначалу «Спокойные ночи» представляли собой что-то вроде телевизионного комикса: детям показывали картинки с закадровым текстом. Со временем в передаче стали по чуть-чуть показывать кукольные спектакли и небольшие пьесы. Первые герои, Буратино, Алеша-Почемучка, заяц Тёпа, Шустрик и Мямлик, сделаны в театре Образцова.
Наконец, главными героями передачи стали будущие народные герои: Филя, Хрюша и Степашка. Все они вполне басенны: пес Филя энергичен и предан, зайчик Степашка боязлив и рассудителен, а Хрюша – он и есть Хрюша. За то мы его и любим.
У героев были сложные отношения, конфликты и неразрешенные вопросы к миру. Отвечали на эти вопросы ведущие: тетя Валя, тетя Таня, тетя Лина, тетя Света, дядя Володя и дядя Юра. Когда мир восстанавливался, а вопросы решались, дети получали в награду мультик. Так в нашу жизнь ворвались Кржмелик и Вахмурка, Лелек и Болек, пес Рекс и кротик.
По крайней мере, дважды эпизоды детской передачи запрещались цензурой: рассказ Фили о том, почему у него человеческое имя – накануне визита Фиделя Кастро и сюжеты о медвежонке Мишке, который никогда не доводил начатое до конца – в начале перестройки.
«Нет, никаким ребятишкам я бы не советовал на ночь эти передачи смотреть. Ни с какими педагогическими и врачебными рекомендациями это несообразно. Ведь не то что детишкам, даже взрослым не рекомендуется на ночь читать. Так то читать, понимаете ли, чи-та-ать! Чтение все же не так будоражит воображение. А тут изволь на ночь глядя телевизор смотреть» - угадайте, чьи это слова? Ни за что не догадаетесь: ярым противником сказки на ночь был «отец Незнайки» Николай Носов.

Наталья Вишнякова
Утренняя почта - музыкальная передача с Юрием Николаевым



Впервые утренняя почта музыкальная передача вышла 1 сентября 1974 года. Транслировалась утренняя почта ссср по Первой программе каждое воскресенье в 10 часов утра. На следующей неделе повторный выпуск проходил по Второму каналу в субботу. Программу утренняя почта подготавливала Главная редакция музыкальных программ ЦТ. Стандартная длительность эфира - 30 минут, в редких случаях время увеличивалось до 50 минут.
Поначалу ведущие утренней почты часто сменялись. Но в 1975 году предложение о сотрудничестве принял недавно зачисленный в штат центрального телевидения Гостелерадио СССР двадцатисемилетний актер Юрий Николаев.
Зрители сразу же полюбили нового телеведущего.
Утренняя почта с Юрием Николаевым пришлась на самый расцвет периода застоя. Тем не менее, утренняя почта передача выделялась среди немногочисленных музыкальных программ того времени нетрадиционным форматом.
Понятия клип в советскую эпоху не существовало. Но именно утренняя почта ссср явилась первой экспериментальной площадкой отечественного клипмейкерства.
Не только отдельные музыкальные эпизоды, но и вся утренняя почта телепередача строилась как театрализованная постановка. Для каждого выпуска писался тематический сценарий. Песни подбирались с учетом общего сюжета, а наиболее популярные шлягеры умело вставлялись в канву музыкальной программы. Съемки проводились в декорациях, интерьерах, на натуре. Порой к работе приходилось привлекать несколько съемочных групп.
Несмотря на серьезность подхода к съемкам создавалось полное ощущение того, что Юрий Николаев является непосредственным автором программы утренняя почта музыкальная передача. Юрий Николаев отличался природным обаянием: миловидное лицо, лучистые глаза, светлая улыбка. Тонкое актерское чутье подсказало ему безошибочный стиль общения со зрителем: жизнерадостный, дружелюбно-шутливый, доверительный. Казалось, что происходящее на экране рождается естественным образом именно в данную минуту.
Благодаря Юрию Николаеву утренняя почта передача открыла много талантов: бит-квартет Секрет, Виктор Зинчук, ансамбль Доктор Ватсон.
Иногда в эфир проскальзывали модные иностранные песни. Многие телезрители подготавливали к началу трансляции Утренней почты магнитофоны, чтобы успеть записать неожиданный музыкальный подарок.
Телевизионного утреннего почтальона знал каждый советский гражданин. Всеобщее воскресное утро в СССР долгие годы начиналась с экранного приветствия Юрия Николаева. Толпы поклонниц преследовали телезвезду. Каждый мужчина норовил пригласить закадычного теледруга за празднично накрытый стол. У Юрия Николаева начались серьезные проблемы с алкоголем.
Летом 1978 года Юрий Николаев вышел в прямой эфир новостной программы в состоянии алкогольного опьянения. Лишь всенародная любовь спасла Юрия Николаева от неминуемого увольнения с телевидения. Тогдашний председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин вынес вердикт о строгом наказании провинившегося диктора. Однако Юрия Николаева не уволили с телевидения.
Телеведущим утренней почты Юрий Николаев оставался в течение тридцати лет. Всего утренняя почта ссср с участием Юрия Николаева насчитывает почти 750 эфиров.
В начале девяностых годов утренняя почта передача утратила популярность. Юрий Николаев покинул программу и создал авторский музыкальный проект Утренняя звезда.

М.Шарапова
Передача Кинопанорама

Любили у нас в Советском Союзе французскую эстраду. Прогноз погоды шел под песню Мари Лафоре о Манчестере и Ливерпуле, жирафы, обезьянки и фламинго «В мире животных» бегали по экрану под «Жаворонка» Ариэля Рамиреса в исполнении оркестра Поля Мориа. Тот же оркестр обогатил и заставку другой культовой телепередачи – в 1962 году в эфир вышел первый выпуск «Кинопанорамы». Именно там для миллионов советских людей впервые прозвучала мелодия Pardonne-moi ce caprice d’enfant – «Прости мне этот детский каприз». Настоящего названия никто не знал, и все знали эту мелодию как музыку из передачи «Кинопанорама».
Программа задумывалась как тележурнал, листаемый вместе с ведущим – человеком, знающим все тонкости кинопроцесса. Первым из 53 ведущих программы «Кинопанорама» стал Зиновий Гердт. Но артист был занят в кино и театре, и на время его отсутствия приглашали других артистов: Олега Табакова, Ию Саввину, Григория Чухрая, Григория Александрова, пока, наконец, в 1966 году передача не обрела постоянного ведущего – кинодраматурга Алексея Каплера. При нем передача шла в прямом эфире. В начале 70-х ее стали выпускать в записи. Каплер не смог смириться с тем, как ее режут по живому, и ушел. Снова начался калейдоскоп ведущих, который продолжался до 1989 года, когда уже еле дышащую «Кинопанораму» не стал вести Виктор Мережко, который отсрочил гибель передачи на несколько лет.
Начиналась передача «Кинопанорама» обычно с представления нового фильма, затем шел репортаж «Со съемочной площадки страны». Потом следовали рубрики «Читая титры фильма» (о закадровых кинопрофессиях), «Творческий портрет» (представление артиста), «Документальное кино», «Зарубежная хроника», «Архивная страничка», «Творчество молодых», «Музыка в кино», «Детское кино». Бывало, передача заканчивалась показом нового мультика. А первой заставкой передачи стала незамысловатая песенка в исполнении Майи Кристалинской:

Добрый волшебник из сказки и детства
Яблочко с блюдцем людям дарил,
И если оно начинало вертеться,
Можно было увидеть весь мир.
Отложите дела, разговоры и споры.
На улицах стало темно.
И в дом к Вам приходит волшебник,
Который теперь называется просто - Кино

Александр Достян