0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (137)
Памяти Калью Треу. 25 ЛЕТ РЫБАЦКОЙ ЖИЗНИ – 11 07 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матросу первого класса Калью Треу скоро исполнится 50 лет. Из них больше половины отдано морю, нелегкой рыбацкой профессии. Выросший на острове Хийумаа, среди моряков-рыбаков, он с детства мечтал о море. Даже работая в юности шофером, он, сидя за баранкой автомашины, представлял себя за штурвалом.
Море влекло, манило смелого энергичного парня. И, видимо, не случайно после военной службы он сразу же пришел во флот, к рыбакам «Эстрыбпрома».
Корабль — дом родной — гласит народная поговорка. Но корабли бывают разные. Сейчас рыболовные суда благоустроенные, тепло, светло, уютно. Но вот матрасу Калью Треу четверть века назад пришлось промышлять на малых примитивных судах типа СРТ, где и условия труда, и условия жизни были далеко не идеальные.
Сейчас молодые матросы с трудом представляют себе, что когда-то на судах не было рыбообрабатывающих машин, холодильных установок, даже простого головоруба. Все делалось в основном силами матросов. Длинный шкерочный нож да проворные матросские руки — вот и вся механизация. А чтобы рыба не испортилась — постоянно поливали ее холодной морской водой.
— Бывало выбираем «кошелек», — вспоминает Калью, — а вода с улова так и течет ручьями. Промокнешь до нитки, а работать надо и просушить одежду некогда. Теплый душ для нас был роскошью. Пресной воды часто не хватало, банный день для нас был праздником.
Много забот причиняла постоянная качка, особенно в шторма. Небольшое суденышко бросало по волнам как щепку. Приходилось каждый предмет, каждый груз постоянно крепить, привязывать. Матросы буквально изматывались.
Но даже в тех условиях Калью Треу отличался своей ловкостью, проворством, а, главное, исполнительностью. Никто лучше его не крепил швартовые концы, никто лучше его не выбирал трал, не шкерил рыбу. Только за смену Калью нарезал более ста килограммов филе.
А как быстро он осваивал любые рыбацкие профессии! Капитаны видели незаурядные способности матроса и доверяли ему разные участки работы.
На СРТ-4327 он был на рыбообработке, на БМРТ-333 — в команде добычи. На РТМС-7507 заменял выбывшего боцмана, на РТМС-7561 — стоял на руле и на лебедке.
За годы своей многолетней рыбацкой жизни Калью Треу приобрел богатый производственный опыт. Этот опыт и знания он охотно передает молодому поколению моряков. Учит их высокопроизводительному эффективному труду. Большую заботу Калью проявляет о качестве рыбопродукции.
За особую трудовую доблесть Калью Треу награжден двумя орденами «Трудовая слава», а в 1984 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный рыбак Эстонии».
Свой профессиональный праздник — День рыбака — Калью Треу встречает новыми трудовыми победами и готовностью снова выйти в море на промысел.

В. ВАСИЛЬЕВ.
Памяти матроса Бориса Андреевича Лебедева. ЧЕСТЬ И СЛАВА ПО ТРУДУ - 30 06 1987
ВЕСТИ С МОРЯ

Борт РТМКС-901 «Моонзунд» (по радио).
Четверть века отдал нелегкому труду матроса Борис Андреевич Лебедев. Свой полувековой юбилей довелось ему встречать в море. Но отдаленность от родных берегов не уменьшила для него праздничности этого события. Весь экипаж собрался на торжественное собрание, посвященное юбиляру. В теплых словах товарищи по работе воздали ему — подлинному труженику моря — дань искреннего уважения за долголетний и безупречный труд. Члены бригады подарили имениннику красочный поздравительный альбом, а судовой пекарь приготовил торт, какого и на берегу не найдешь. За большой личный вклад, внесенный в выполнение рейсового задания, Б. Лебедев поощрен денежной премией.
А в начале рейса экипаж поздравлял другого ветерана флота — газоэлектросварщика Казимира Юлиановича Бурбу.
Так торжественно чествует заслуженных юбиляров профсоюзный комитет РТМКС-901 «Моонзунд», прививает здоровые традиции в праздновании знаменательных дат.

В. ФИЛОНЕНКО, первый помощник капитана.
«НАСТРОЕНЫ НА УСПЕХ...» - 27 06 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Для экипажа БМРТ-457 «Каарел Лийманд» началась очередная промысловая «страда». Переход после МРТО в ин-порту в район промысла короткий — двое-трое суток, так что с первых же часов придется и настраивать, и работать «на полную мощность». ЦВА — район капризный, в каждом квадрате свои «законы», свои особенности. На первый взгляд — плановое задание невелико: вылов от 23 до 27 тонн в сутки, заморозка — 15—16 тонн. Соответственно и другие показатели. Но это только «на первый взгляд» (да и то с берега).
— Легкого рейса не ожидаем,— сказал перед вылетом на подмену первый помощник капитана Ю. Шалаев. — Промысловая обстановка в ЦВА, как правило, неустойчивая, по принципу «то густо, то пусто», а то рыба идет не та, что предполагалась по заданию. Есть и еще одна сложность: выходим с сокращенным штатом. Но мы настроены на успех. Капитан-директор Ю. Викис— рыбак опытный, этот район, его особенности изучил, еще будучи старпомом... Словом, идем с хорошим настроением.
НА СНИМКЕ (слева направо): старший матрос ветеран «Эстрыбпрома» кавалер ордена Трудового Красного Знамени Иван Галета и матрос Алексей Тент, слесарь Анатолий Тихонов и рефмашинист Евгений Проскуряков беседуют перед вылетом — все трое идут в рейс впервые.

Фото Р. Эйна.
Матрос Иван Степанович Галета. Люди нашего флота – 09 06 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Двадцать пятый год работает в нашем объединении матрос Иван Степанович Галета: впервые пришел он на рыбопромысловые суда в 1963 году, когда еще главной «боевой силой» рыболовного флота были суда СРТР. Пришел уже «бывалым» моряком — военную службу проходил на флоте. Так и на первой фотографии в личном деле запечатлен — в тельняшке, с синим гюйсом на плечах.
Флотскую военную закалку принес в мирный рыбопромысловый флот. Четкость в работе, высокая дисциплина сразу выдвинули его в ряды передовиков. Из первого же рейса он вернулся с благодарностью от администрации и отличной характеристикой. Так было и дальше.
Когда стали поступать большие морозильные траулеры, Иван Галета перешел на них, а затем работал на многих других судах - «атлантиках», РТМС. Доводилось выходить в рейсы боцманом, предлагали подготовиться на мастера добычи. Но он остался верен матросской специальности: «Как солдат на войне, так матрос в море — главная сила», — шутит он. Но за шуткой стоит твердое убеждение в необходимости высокой профессиональной подготовки, опыта, знания морского дела.
В 1970 году Иван Галета подал заявление о приеме в партию. Партийный билет получил одновременно с медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», а в следующем году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
За 25 лет в его личном деле накопилось много различных документов, но больше всего — выписок из приказов о поощрениях.
На многих судах И. Галета избирался в состав партийного бюро, руководил группой народного контроля. Вот и в последнем рей-на БMPT-396 «Иоханнес Рувен», который он закончил с двумя благодарностями от администрации судна, он был избран секретарем партийного бюро.

Фото Р. ЭЙНА.
Отзывы - только самые лучшие - 14 05 1987
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Анатолий Примак в нашем объединении работает сравнительно недавно — шестой год. Но с первого же рейса на БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» зарекомендовал себя с самой хорошей стороны: добросовестный, старательный, с коллективом уживается хорошо.
Собственно, с такой же характеристикой он пришел уже из Таллинской мореходной школы, в которой отмечали развитое чувство товарищества, ответственности, стремление взять на себя более трудные задачи. Морю у Анатолия предшествовал достаточно большой жизненный и трудовой опыт, служба в армии. Пришел в «Эстрыбпром» уже со званием ударника коммунистического труда, которое подтверждает в каждом рейсе.
Так, с первого же судна у него и пошло, что ни рейс, то благодарность, премия, занесение на судовую доску Почета. В 1984 году Анатолия приняли в ряды КПСС.
Недавно А. Примак совершил рейс на РТМС-7508 «Батилиман» рулевым матросом. К ставшим уже привычными словам характеристикам «добросовестен, инициативен» добавлено: «охотно оказывает посильную помощь вахтенному помощнику капитана».
Так что настоящим моряком человек становится необязательно с ранней юности.

Фото Р. ЭЙНА.
ДОБРОЕ НАЧАЛО - 18 04 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Свой очередной ремонтный рейс подменный экипаж-2 начинает в знаменательные Ленинские дни. Работа над первым судном цепочки — РТМС-7583 «Куртка» — начнется накануне Красной субботы. И этот день пройдет особенно напряженно и продуктивно: делом чести вся команда считает отметить коммунистический субботник высокопроизводительным трудом.
В числе передовиков будет и старший матрос Виктор Васильевич Татаринов. За девять лет работы в «Эстрыбпроме" он показал себя умелым матросом, «моряком на все руки». Любая работа на судне ему знакома, на палубе ли, в трюмах, на грузовых устройствах...
Товарищи ценят его за отзывчивость, готовность помочь, командование экипажа — за трудолюбие, добросовестность, высокий профессионализм.

Фото Р. ЭЙНА.
ОНА СТАНЕТ ТЕХНОЛОГОМ - 11 04 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В «Эстрыбпром» Елена Васильевна Юдина пришла по объявлению, И вот уже более десяти лет работает пекарем на наших судах. У кого-то день рождения, кто-то стал победителем социалистического соревнования, — Елена Васильевна никогда не забудет, всегда успеет испечь праздничный торт.
Трудно одновременно работать и, пусть даже заочно, учиться, Но Е. Юдина учится успешно. Сейчас она — на III курсе технологического факультета Таллинского мореходного училища МРХ СССР. И не известно, как сложится ее жизнь после окончания учебы, будет она выходить в море или нет, но в «Эстрыбпроме» Елена Васильевна останется наверняка. А полгода назад Елена Васильевна поступила также в университет марксизма-ленинизма ЦК Компартии Эстонии.
Елена Васильевна останется наверняка. А полгода назад Елена Васильевна поступила также в университет марксизма-ленинизма ЦК Компартии Эстонии.
Последние несколько рейсов Е. Юдина сделала на ПР «Крейцвальд". Член партийного бюро и судового комитета, она активно участвует в проведении культурно-массовых мероприятий. Надолго запомнятся рыбакам, которые были с ней в последнем рейсе, викторины на Новый год и на 7-е ноября. Кроме того, Елена Васильевна была членом комиссии по контролю деятельности администрация судна.

Фото Р.ЭЙНА.
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР - 02 04 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Владимир Ильич Федорченко четверть века проработал на судах ПО «Эстрыбпром». Плавал и слесарем-ремонтником, и электросварщиком, Знает он и токарное дело, и автокар водит мастерски.
В 1983 году ветеран объединения В. Федорченко перевелся из плавсостава в холодильник « Эстрыбпрома», где и трудится все эти годы слесарем-ремонтником. Отзывчивого, всегда готового помочь, Владимира Ильича уважают и ценят в коллективе.
В. Федорченко много занимается изобретательской, рационализаторской работой. Его последнее изобретение — перемоточная установка. Для механизмов по обвязке коробов готовой продукции подходят катушки только определенного типа. И пока еще нет на холодильнике лучшего устройства для перемотки обмоточной ленты с фабричных бухт на катушки, чем приспособление В. Федорченко.

Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Ян Мытуса. ДОКТОР - 07 07 1965
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
""

Человек в беде. Десятки людей вокруг. Помочь никто не может. Хорошо на берегу: скорая примчится. А в море?
Ян Мытус — судовой врач. Работал на «Альбатросе". Однажды за стони миль от него какому-то рыбаку не посчастливилось...
- Доктора! — как на берегу, позвали к пострадавшему.
И вот Ян Мытус в рубке радиста. Заочно дает консультацию.
- Рана распухла и болит, - доносится до врача из эфира. - Как быть?
Доктор думает. Впервые встретился с этим заболеванием. Самому бы не мешало с кем-нибудь посоветоваться, но хирург в районе один..
- Какие симптомы? Повторите еще раз, - переспрашивает врач.
- Гангрена, - наконец, заключает он.
Рыбаку 18 лет. Капитан траулера торопится доставить парня на берег. На операцию.
А Ян Мытус, оставшись один, еще долго думает, правильно ли поставил диагноз.
Профессия медика трудна. Особенно на флоте. На суде приходится быть и терапевтом, и зубным врачом, и невропатологом, и хирургом. Ян много читает. Никогда не упускает случая совершенствовать свое врачебное мастерство.
Вот на "Альбатросе" с промысловика передали тяжелобольного. Гнойный аппендицит.
Спасти рыбака могла только срочная операция. Быстро соорудили операционный стол. На тумбочке разложили инструменты.
- Кто будет мне ассистировать? - спросил врач.
И помогали врачу добровольцы. Операция закончилась благополучно. Больной выздоровел через несколько дней. В условиях моря, когда здорово болтает "операционную", - такой результат - блестящий.
Человек поправляется от порошков. А слово? Дружеское, ласковое слово. Оно - лекарство. И возможно, самое надежное.
- Доктор! Я заболел? - спросит какой-нибудь бородач.
Ян осмотрит пациента. Организм в общем-то здоров. Но неможится человеку.
- Как дела, рыбак? Как дома?...
Разговорится парень, и легче на душе станет. В порядке нервы - моряк хорошо себя чувствует.
Ян Мытус работал на "Урале".
- Вылечить - хорошо, - говорит он, - но болезнь надо предупредить.
Врач следил за санитарным состоянием "Урала". Лучшую по чистоте каюту отмечал, ставил другим в пример. Часто в салоне собирались рыбаки на беседу.
Ее вел доктор Мытус. Моряки должны иметь элементарные медицинские знания.
- Лечить доктор умеет. Но главное - понимает человека, - говорят моряки.
За это его уважают и ценят, желают ему хорошего здоровья, успехов в работе и личного счастья.
Скоро рыбацкий праздник. Рыбаки встречают его в море.
Они добрым словом вспомнят Яна Мытуса - рыбацкого доктора.

Н. БОНДАРЬ
Наша Петровна – 16 06 1965
О людях хороших
""

Многие моряки ремонтирующихся судов ТБОРФ хорошо знают Татьяну Петровну Кондратьеву. Она - повар. Вот уже три года она готовит для ремонтников разнообразную вкусную пищу. Блюда, приготовленные Татьяной Петровной, пожалуй, не уступают ресторанным. В образцовом порядке и чистоте содержится камбузное хозяйство, посуда.
Сама Кондратьева всегда чисто и опрятно одета. Однажды Татьяна Петровна получила травму. Но она отказалась от больничного листка и не ушла со своего трудового поста. Моряки уважают эту скромную, трудолюбивую и заботливую женщину. Ее труд неоднократно отмечался благодарностями, денежной премией. С теплотой и любовью отзываются о Татьяне Петровне все судоремонтники, которым приходилось работать рядом с ней.

Г. БЕРМАН, механик ТБОРФ.

На фото - Татьяна Петровна Кондратьева.
Фото А. Дудченко.