Олег Михайлович Ровбут как объект классовой борьбы в период развитого социализма - 1959 -1964 годы

Автор
Опубликовано: 3813 дней назад (14 февраля 2014)
Редактировалось: 10 раз — последний 25 октября 2016
0
Голосов: 0
СРТР-4590 был, как писал Юрий Рястас, «Последний из семейства СРТ. На флоте его называли судном с "золотым килем", потому что за весь эксплуатционный период он никогда не возвращался в порт без плана, независимо от того, кто им командовал. Все капитаны СРТ 4590 внесли свой достойный вклад в развитие рыбной промышленности республики : Г. Иванов-Левинзон , О. Ровбут, А. Рысаков ..»

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Как минимум с 1962 капитан СРТ 4590 - в центре группы - Олег Михайлович Ровбут.


Заметки в газете парторганизации ТБОРФ тех лет пестрят упоминаниями об этом судне.

Ход выполнения годового плана по добыче рыбы промысловыми судами ЭРЭБ на 1 октября 1962 года

СРТ 209----Токмаков-----план---7480--- цнт.-----факт---4648----62,1--%
СРТ 4590---Ровбут------------------7040----------------------- 4593----66,2--%


СРТР-4590 - план 65% выходит из порта на промысел ноябре 1962.

СРТР-4590 - в декабре в Норвежском море. Там же Ураган Варес и Анвельт. Шторма через день

СРТР-4590 - 11 января 1963 в Норвежском море

По 1964 год на СРТ-4590 работал беспартийный капитан судна, выпускник-отличник Выборгской школы юнг и Ломоносовского мореходного училища вспомогательного флота, Олег Михайлович Ровбут. Из газет известно, что в его экипаже состоял 2-м помощником В. Пяткин. Скромная информация для столь тиражируемого в прессе корабля? Несмотря на существование газеты «Рыбак Эстонии» с середины 1962 года, не так уж много можно узнать о членах этого экипажа СРТ-4590. «ЭТОГО» потому, что вы обнаружите, что комсомольско-молодежный экипаж-близнец СРТ-4590 существует словно в параллельном мире славы и дефирамбов, наград и поощрений. Такое было возможно потому, что сменщиком капитана О. Ровбут с 1963 года был капитан-комсомолец В, Токмаков, почему-то пожинавший с тех пор все лавры успехов работы сдвоенного экипажа вплоть до 1964 года - года ухода Ровбут М. О. с СРТ.

Читаем
Ноябрь 1963 года

НАШ РУБЕЖ-11000

Одним из первых экипажей СР'Г-4590 в базе завершил выполнение годового задании
о добыче рыбы. Команда на достигнутом не остановилась. Капитан В. Токмаков, парторг Ю. Кощеев, профорг Л. Евсеев сообщают из района, промысла:
"Встав на трудовую вахту в честь 46-й годовщины Великого Октября, команда СРТ-4590 взяла обязательство в 1963 году выловить 11 тысяч центнеров рыбы. Настроение у людей бодрое.
Они говорят, что сделаем все, чтобы сдержать слово.

Постойте, а экипаж Ровбут О. не поддержал сей почин и филонил на промысле? Рыбка то шла от обоих экипажей в общий зачет судна, в общий план! Выполнить и перевыполнить план, одним экипажем было невозможно.

В этом же номере

Лучших успехов по группе судов СРТ имеет экипаж СРТ-4590 (капитан В. Токмаков). Ему присуждено первое место.
Экипажу СРТ-222 (капитан Н. Трунов) — второе

Почетное звание коллек-тивов коммунистического труда присвоено экипажам судов:
СРТР-9130 (капитан Б. Аскилейскири);
СРТР-9063 (капитан В.Соколов);
СРТ-4590 (капитан В. Токмаков);
БМРТ-333 (капитан Л. Сонг, Ю. Дергунов);
БМРТ-350 (капитан С. Хорохонов).

Ба-а! А где же фамилия РОВБУТ? А как же весь его трудовой экипаж? СРТ были самые маленькие и менее приспособленные к успешному лову суденышки бортового лова сетями - даже не кошелькового -, которые и сравнить то с БМРТ нельзя. Уж молчу про разницу с условиями труда даже по сравнению с СРТР. Судно несколько лет находилось в исключительно суровом Норвежском море, где сильнейшие штормы обычное дело. Не поэтому ли Ровбут Олег Михайлович каждый год проводил часть отпуска в больнице – заработал на этом крошке-СРТ острую язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Ниже лучший образец партийных текстовок.



Суббота 3 августа 1963 года

С ПОБЕДОЙ ДРУЗЬЯ


Еще зимой нынешнего года в Эстонской рыбопромысловой экспедиционной базе возник новый почин - полностью использовать технику, производить замену команд промысловых судов непосредственно в море.
ОДНОЙ ИЗ первых менялась команда СРТ-4590. Экипаж этого судна под руководством капитана Олега Робута четыре с половиной месяца находился на промысле, отлично справился с рейсовым заданием, добыл 380 тонн рыбы. Перед отбытием домой команда траулера сделала необходимый ремонт судовым механизмам и машинам.
CPT-4590 был передан в руки новой команды, пришедшей в район промысла на дизель-электроходе «Советская Родина».
Новый экипаж сразу же приступил к переоборудованию судна. Предстояло ловить рыбу тралом. Налаживание трала возглавил старший мастер добычи Волут Сарике. В прошлом году он плавал на 9103 с капитаном Нечитайло и имел богатый опыт работы.
Снасти были очень быстро подготовлены к действию. Без всяких задержек экипаж стал брать по 20—25 тонн рыбы в сутки. Такой улов не всегда обработаешь. быстро. Тем более, что ловилась треска и морской окунь. Их нужно было шкерить (обезглавливать).
Капитан В. Токмаков предложил создать две бригады — траловую и шкерников. Такая организация труда позволила без особого напряжения обрабатывать улов.
Обсудив почин дальнево-восточных рыбаков, команда СРТ-4590 взяла обязательство в два раза больше добывать рыбы на каждого члена экипажа и к июню завершить выполнение годового плана судном.

Море нынешнего лета отличилось штормами. Рыбакам приходилось порою туговато. Но никто не робел. Каждый член команды старался работать так, чтобы справиться со взятыми обязательствами.
В апреле рыба шла обильно, а вот уже в мае — на палубу поднимали не более 3—4 тонн.
Решили заниматься ловом круглосуточно. Появились две сменные бригады, в которых были и добытчики и рыбообработчики. Ночной сменой руководили Ювеналий Кощеев и Вилли Саммель-сельт, дневной — Волут Са-рике и Анатолий Зыбин. Смены соревновались между собой.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Митинг при встрече СРТ-4590

Вот так упоминали, в лучшем случае, СРТ в период работы сменного экипажа Ровбут О. - кроме фамилии капитана никто отмечен из матросов и комсостава, дававшего план не хуже экипажа Токмакова.

Рыба сверх плана
БОРТ СРТ-4590, (ПО РАДИО).
Экипаж на 38 суток раньше срока выполнил рейсовое задание. До конца промысла выло-вим сверх плана еще 700 центнеров рыбы.
Замечательно трудятся мастер добычи И. Зонов, боцман А. Кявер, матрос Н. Тарасенко, радист И. Панов, старший помощник капитана В. Шевцов, третий механик Я. Вилл.

В. МАРЧЕНКО.

А кто управлял судном? Судно вышло в рейс без капитана? Но даже радист Панов трудится «замечательно»!



Капитан В.Е.Токмаков - 15 марта 1963 года

Мы легко узнаем из газет, что в экипаже Токмакова были старший помощник капитана Анатолий Ефимович Евсеев - закончил Батумское мореходное училище. Ему 25 лет.
Второй помощник капитана Виктор Иванович Сауленко - однокашник и ровесник Евсеева
Позднее третьим помощником был Эндель Суси, третьим механиком - закончивший тоже ТМУ –был Велло Тоомела. Позднее Э.Суси заменил Вольдемар Пикат из Таллиннского мореходного училища.


Вольдемар Пикат.

Еще в 1959 году выпускники ТМУ А. Емельянов и А. Сенин ушли с рыбаками матросами на СРТ 4590 в Северную Атлантику, а позже Витя Дурнев, Женя Нигородов и В. Пикат.

Я был удивлен, что Рястас – сам работавший в то время в экипаже Токмакова и также круто пошедший вверх к трудовой славе с СРТ-4590 - лишь один раз упомянул О. Ровбут во всех своих мемуарах , хотя явно знал его неплохо.





Эта фотография 1963-1964 годов - времен работы на СРТ-4590 - для Юрия Рястаса стала любимой и исторической, с нее ему делали личный портрет.

Из Рыбака Эстонии

Замечательных успехов добился в минувшем году экипаж СРТ-4590, которым командует капитан В. Токмаков. Рыбаки добыли 11.101 центнер рыбы, выполнили годовое задание на 180,5 процента.
Три рейса проплавал на этом судне воспитанник Таллинского мореходного училища третий штурман Юри Рястас. Он зарекомендовал себя умелым судоводителем, хорошо знающим промысловое дело.
Юри Рястас пользуется заслуженным авторитетом у членов экипажа, принимает активное участие в общественной жизни судна.

Указ Президиума Верховного Совета Эстонской ССР

О награждении рыбаков и работников рыбной
промышленности
Почетной граматой Президиума Верховного Совета
Эстонской ССР

За успехи в развитии рыбной промышленности республики наградить Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР рыбаков и работников рыбной промышленности:

Токмакова Валентина Егоровича — капитана рыболовного судна СРТ-4590 Таллинской базы океанического рыболовного флота


Рястаса Юрия Хансовича — помощника капитана рыболовного судна СРТ-4590 Таллинской базы океанического рыболовного флота
Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. МЮРИСЕП Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
Б. ТОЛБАСТ
Таллин, 4 февраля 1064 г.

При всем моем уважении к Юрия Хансовичу Рястасу, он дал веский повод полагать, что Рястас хорошо знал «чью рыбку съел» напару с Токмаковым и кому даже спасибо не сказал за успешный старт своей карьеры - как там.. "кому я должен - я прощаю".
Если бы один Рястас … сама парторганизация и комитет комсомола старались замолчать не только фамилию Ровбут, но и фамилии всего сменного экипажа Ровбут.

Анализ заметок в газете Рыбак Эстонии с 1962 по 1965 год выявил удивительные дела или делишки парторганизации ТБОРФ. Конечно, можно сослаться на тот факт, что газета Рыбак Эстонии официально была рупором дел и успехов партийной организации и могла освещать лишь труд коммунистов и комсомольцев, однако, это не мешало ей освещать и всю работу ТБОРФ, успехи беспартийных матросов и капитанов других судов. Она же клепала всеми способами трудовых героев исключительно партийцев и комсомольцев, откровенно замалчивая – буквально закапывая в небытие - успехи беспартийных моряков комсостава, даже если они были де факто … ЛУЧШИМИ в Таллиннской Базе Океанического Флота на протяжении многих лет! Беспартийный Олег Михайлович Ровбут в те годы был ЛУЧШИЙ КАПИТАН РЫБОЛОВНОГО ФЛОТА ТБОРФ. И это документальный факт, который так и не удалось и не удалось бы скрыть – ведь, оставались квартальные и годовые отчеты ТБОРФ, изредко в «подвалах» газеты Рыбак Эстонии мелким текстом и даже без подписи .

Заметка 1963 года

На морских просторах
В Норвежском море ведут промысел семь судов. Обстановка лова здесь слабая -18 июня добыто всего сорок центнеров сельди. В Баренцевом море дела обстоят лучше. Три судна, находящиеся в этом районе, 18 июня выловили 110 центнеров рыбы.
Отличная промысловая обстановка на Джорджес-банке. БМРТ - 333 и 350 уже сдали по одному грузу. БМРТ-350 (капитан С. Хорохонов) выполнил полугодовой план добычи рыбы.
Всего по ЭРЭБ на 18 июня справились с полугодовым заданием шестнадцать СРТ и шестнадцать СРТР.
Замечательных результатов добился экипаж СРТР-9103 (капитан В. Нечитайло). До выполнения годового плана ему осталось выловить всего 30 центнеров, рыбы.
Намного перевыполнили план первых двух кварталов СРТР-9130 (капитан Г. Бедяев), СРТР-9062 (капитан В. Плешков), СРТ-4543 (капитан Г. Сиородекий), СРТ-4590 (капитаны О. Ровбут и В. Токмаков).

Значит, не филонит Ровбут Олег и СРТ-4590 держит первое место и "золотой киль" с его помощью в том числе.

18 апреля 1963 года

ПО СУДАМ ТИПА СРТ Первое место — СРТ-4590 — капитаны О Ровбут, В. Токмаков, секретарь парторганизации Ю Кощеев, пред. судкома А.
Евсеев. Годовой план добычи рыбы — 6.150, по соцобязательству — 11.000, фактически выловлено 11.101 центнер.
Второе место — СРТ 4543 - капитан Г. Смородский, пред. судкома Д. Вовк. Годовой план добычи рыбы — 9.040, по соцобязательству — 9.500, фактический вылов -
10.083 центнера.
Третье место - СРТ-4575—капитан А. Зубанов, секретарь парторганизации Г. Мальцев, пред.
судкома С. Марков. Годовой план добычи рыбы — 6.780, по соцобязательству — 6.950, фактический вылов — 7.900 центнеров.

Новость не типична для тех лет своей откровенностью. Просто, это официальный отчет в СНХ, и скрыть совсем фамилию Ровбут невозможно. А цифры плана говорят, что свои 50% добычи Ровбут дал как минимум. Кто давал львиную долю плана расшифровал второй помощник О. Ровбут, сумевший засунуть странным образом без заголовка крошеную заметку мелким шрифтом в Рыбак Эстонии между двумя помпезными статьями.
2 марта 1963 года Рыбак Эстонии.

Экипаж нашего судна вы полнил январский план добычи рыбы на 218 процентов
и на 40 суток раньше срока завершил рейсовое задание.
Умело руководил работой экипажа капитан О. Ровбут, хорошо трудились палубная
и машинная команды.
Экипаж горячо поддержал почин рыбаков Дальнего Востока и взял на себя новые повышенные социалистические обязательства.

В. ПЯТКИН,
второй помощник капитана СРТ-4590.

Т.е. 2/3 плана и еще раньше срока давал Ровбут Олег Михайлович, который и без указки парторгов поддерживал трудовой почин на благо Родины и советских граждан.
Рискнуть упоминанием фамилии Ровбут в газете как передовика труда мог только большой друг с хорошим карьерным положением, каким был, например, Алексей Нарышкин.
НА ПРОМЫСЛЕ НЕТ МЕЛОЧЕЙ

Меняющаяся промысловая обстановка в Норвежском море требует от капитанов промысловых судов особой внимательности и вдумчивой работы Как показывают результаты экспедиции, наилучших успехов добились экипажи тех судов, где капитаны тщательно анализировали поведение сельди при изменении гидрометео-рологической обстановки, внимательно расшифровывали записи показаний эхолота
Примером служат итоги работы СРТР-9097 (капитан П. Писарев и СРТР-9063 (капитан В. Соколов). Капитаны этих судов всегда выходили на рыбу и выводили на нее суда своих отрядов.
Большую роль играет точное определение места судна и прокладка на промысловом планшете курсов и записей о местонахождении рыбы. Это позволяет производить выметку порядка с учетом сноса судна на показания в момент под'ема сельди на горизонт облова.
При поиске не может быть мелочей. Все изменения глубин, температур, записей, должны тщательно фиксироваться и изучаться. Очень хорошо приспособились к обстановке П. Писарев, Г. Нечкин, В. Соколов. Их работа характеризовалась стабильными уловами и выметкой сетей в стороне от основного расположения флота.
Во время отхода крупной сельди к берегам Норвегии очень хороших успехов добились СРТ-4590 (капитан О. Ровбут), СРТ-4589 (капитан Э Котсенски). Они своевременно ринулись за отходящей рыбой и метали сети с учетом перемещения рыбы и сноса судна.
Одним словом на промысле нет мелочей. Поэтому нужно учитывать, взвешивать и ис-пользовать все возможности наилучшего лова. Только тогда можно добиться успеха

А. НАРЫШКИН,
капитан-наставник.

1964 год

Как бы не эта, несогласованная заметка, стала последней в его карьере капитана-наставника?! Более о Нарышкине и тем более в должности капитана наставника в прессе вы не услышите, а фамилию увидите только в таблицах выполнения плана ТБОРФ по добыче рыбы, хотя и Нарышкин был не последним среди успешных капитанов. Кстати, о Пяткине вы тоже больше ничего и никогда не узнаете из Рыбака Эстонии.

ЛУЧШИЕ СУДА ПО ВЫЛОВУ РЫБЫ:

№№ судов___капитан___План____бязательство____Фактич. выполнен.

CPT-4590___Ровбут.__Токмаков ___6150 _ц______11000ц_______11100ц
СPT-4543___ Смородский. _________9040_ц______9500ц________10080ц
СРТР-9103___Нечитайло __________6990_ц______ 11000ц ______12130ц
СРТР-9139___ Марченков,_ Юров.__9670_ц_______10000ц _______10110ц
БМРТ-350 ___Хорохонов.__________51470_ц______70000ц_______70140ц
БМРТ-355____Белогорцев,_ Агеев___51790_ц_____ 54380ц ______55460ц


В 1963 году экипажи 21 судна брали обязательство добыть не менее 10 тысяч центнеров рыбы. Из них обязательства выполнили 7 судов, которые добыли от 10 до 12-тысяч центнеров рыбы. Это СРТ-4590 (капитаны Ровбут и Токмаков) СРТ-4543 (капитан Смородский). СРТР-9103 (капитан Нечитайло), СРТР-9130 (капитаны Бедяев и Аскилейскири), СРТР-9130 (капитаны Марченков, Юров), СРТР-9109 (капитаны Дерушев, Романов), СРТР-9045 (капитан Сусский).

СРТ-4590 давало план как лучший СРТР. Все хорошо – только, вот, таблице рот не заткнешь, а дай волю парторгам …
СРТ-4590 ВЫПОЛНИЛ
ГОДОВОЙ ПЛАН ДОБЫЧИ
РЫБЫ !

ЗА ЧЕТЫРЕ с половиной месяца команда выловила 450 тонн рыбы, что в два раза выше рейсового задания. Себестоимость центнера продукции снижена на шесть рублей. Сэкономлено на 800 рублей промвооружения. Следует отметить, что в течение всего рейса команда вела промысел одним тралом, на
пять раз сократив существующие нормы расходования промвооружения.
Секретарь партийной организации СРТ-4590 Ювеналий Кощеев рассказывает: «Успех в рейсе обеспечили наши люди. Взять машинную команду, которой руководит старший механик Владимир Степанов. Это мало сказать, молодцы. Настоящие герои.
А как не отметить нашего замечательного судового повара Валерия Скопина. Он пробыл 9 месяцев в море. Обязанности свои выполнял замечательно. Отлично трудились боцман Юрий Константинов, Мати Ребане, Альберт Лепсалу, старший помощник капитана Анато-лий Евсеев".
СРТ-4590 перевыполнил годовой план добычи.
— Но это не предел, — говорит капитан.
После небольшого ремонта мы снова выйдем в море, в битву за 10 тысяч центнеров.

Получили почту

Так это СРТ только с экипажем Токмакова выполнил годовой план?! Парторг Ювеналий, хорош!


Отлично поработал в минувшем году экипаж CРT-4590 под командованием капитана комсомольца Валентина Токмакова.
Рыбаки выполнили годовой план па 180,5 процента, сэкономили свыше 7 ты-
сяч рублей государственных средств.
За высокие производственные показатели приказом председателя Государ-
ственного комитета по рыбному хозяйству при СНХ
СССР Министра СССР А. Ишкова Валентин Токмаков награжден нагрудным знаком "Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР».
Сейчас Валентин Токмаков командует СРТР-9130.
Под руководством опытного промысловика экипаж ведет борьбу за досрочное выполнение рейсового задания.


ПОЧЕТНАЯ НАГРАДА

Решением бюро ЦК ВЛКСМ за высокие производственные показатели и активное участие в общественной жизни экипаж комсомольско-молодежного судна СРТ -4590 занесен в «Летопись трудовых дел комсомола в семилетке"


Ну, да – Ровбут уже выбыл из комсомола по возрасту, если в нем и состоял, но были же в его экипаже и молодые ребята.


В отчете «По добыче рыбы с начала года по 11 августа» 1964 года в графе капитаны СРТ-4590 вообще никто не указан (выполнение плана на август 60%), а в Итогах работы промысловых судов за 8 месяцев капитаном СРТ-4590 уже указан Рысаков ( экипаж серьезно отстает от плана).

Читая эту статью, вам может показаться, что фамилия Ровбут упоминается в заметках не реже, чем Токмаков. Реально я выбрал малую толику статей о экипаже Токмакова и все о Ровбут. Статистка показывает, что даже просто фамилию Ровбут упоминали реже, чем раз в полтора года!

Позднее середины 1964 года Ровбут ушел капитаном на водоналивной танкер Выру - его дипломная специализация вспомогательный флот. Сколько было возможно терпеть такое моральное издевательство парторганизации и профкома на фоне предоперационного состояния желудка, угробленного здоровья?
Вслед за этим и герой-Токмаков …. сразу сбежал с 4590 на другое судно, некоторое время капитаном СРТ-4590 был Рысаков, и его быстренько сменил Л. Сангель.





Л.Сангель.


В 1965 году парторганизации потребовались новые примеры трудового героизма, ведущего за собой беспартийных и, конечно, несознательных трудяг, и стали необходимы новые или уже знакомые герои соцтруда, тогда образовалась новая удачная капитан-спарка Сангель Л. и Токмаков В. Е. - оба партийные и оба прославленные в прессе и в верхах... не в пример вечно замалчиваемому беспартийному Ровбут Олегу Михайловичу, который своим самоотверженным трудом, по дурости или по наивности, постоянно перевыполнял план просто так - без орденов и грамот - и портил всю картину исключительно партийного лидерства.

А в 1966 вышла сводная таблица зачетов работы капитанов за семилетку - 1958-1965 годы. Олег Ровбут среди немногих капитанов всех типов судов имел 100% выполнение и перевыполнение самостоятельных рейсовых заданий! Были капитаны, совершивие в вдвое больше рейсов - Олег начал работу в УСЛ лишь с 1959 года, отработав после ЛМУ ВМФ в УВСГ (Плавательные практики курсантов и раньше проходили на судах ОВСГ) положенные пять лет и уже в середине 1964 покинув рыболовный флот. Плешаков совершил к 1965 году 17 рейсов (два рейса примерно год работы), но эффективность составляла от 30 до 50 % плана добычи. И это без учета размера перевыполнения плана. Мы же уже видел итоги работы Ровбут выше - лучший СРТ ТБОРФ. За тот же период работы Хорохонов получил новенький БМРТ, будучи не лучше Ровбут О. как и многие другие. Ни Левинзон-Иванов до него, ни Рысаков, ни Сангель после не имели таких результатов. Только Токмакову спарка с Ровбутом подарила повышенный коэффициент результативности, который сразу упал с уходом Ровбут. Даже Сангель не помог - он сам здоров подмочил свой результат спаркой, свалившись до чуть более 50% результативности.

С уходом Олега на Выру в лучшую сторону изменилось только беспартийное здоровье капитана . Купленный в Галифаксе препарат «Викалин» за полгода вылечил Ровбут так, что он забыл навсегда о язве желудка и страшных болях, о вечной манной каше и сгущенке за столом кают-компании. В моральном плане все осталось надолго по-прежнему, приобретая трагикомичные черты . Неумел Ровбут работать на «троечку» и не любил даже на «четверочку». Уже через полгода в списках судов- победителей соцсоревнования ТБОРФ крошка -танкер Выру стал вторым после … огромного и новенького ТР Иней по экономической эффективности труда. Но в Рыбаке Эстонии полосы забиты третьесортными успехами комсомольско-молодежных и коммунистических экипажей танкеров Лейнер и Криптон – Выру выплывает только в редких сводках показателей выполнения плановых заданий. Не изменилось ничего и в конце 1965 года, когда Ровбут был принят в партию стараниями умного старика Казимирского - 1 го помощника капитана с "Выру". Механизм был запущен, отношение к человеку сформировано.

Я бы мог, сказать – А, плевать! Каждые пять лет Олег улучшал жилищные условия семьи радикально, он отлично зарабатывал и все лето был с семьей. Я бы так мог, сказать! Но карьера и жизненный путь близкого мне человека была поломана в самом начале этого пути. И человека необычного, очень сильного и физически и морально, генетического лидера. Это не могло, пройти ему даром, когда его сверстники и даже земляки, хорошо его знавшие по Калинину как «атамана», получали ордена, БМРТ и Плавбазы, должности капитан-директоров, становились деутатами и возобладали многими льготами - Олег все больше замыкался в себе и проводил большую часть свободного времени в лесу и на реке с удочкой. Смотревшие на него снизу вверх друзья постепенно исчезли из нашего дома, даже земляки и коллеги по ЛМУ ВМФ. Зато чаще стали появляться такие же "неудачники"-собутыльники.
Комментарии (2)
Рыбак Эстонии # 29 июля 2014 в 09:31 0
Кстати, сын Валентина Егоровича Токмакова - Игорь Токмаков - пошел по стопам отца, окончил Таллинское мореходное училище в 1980 году в группе С-43 ( со Спириным Александром вместе), стал штурманом и некоторое время работал на спасателе.

перед практикой в порту

у входа в общежитие - все фото 1980 года
Рыбак Эстонии # 29 июля 2014 в 16:38 0
Ювеналий Кощеев захоронен на Rahumäe kalmistu Linna Osa, Linna O neljas, 13-8 Juvenali Koštšejev 14.11.1933 19.08.2012 22.08.2012