О Николае Соловьёве. ЛЮБОВЬ К МОРЮ - ПО НАСЛЕДСТВУ – 18 01 1990
Автор
|
Опубликовано: 2546 дней назад (15 декабря 2017)
|
0 Голосов: 0 |
Люди нашего флота
Тому, что Николай Соловьёв, начальник радиотехнической службы на судах "Эстрыбпрома", выбрал себе морскую профессию, удивляться не приходится. Скорее, неожиданным могло бы показаться другое решение. На берегу Балтики, в Таллинне, прошли его детство и юн ость, так что "морские страсти" сопровождали Николая чуть ли не с первых жизненных шагов.
Конечно, не обошлось без примера и влияния отца, Александра Соловьёва. Ему было что вспомнить, что рассказал о сыну. Как в довоенные годы работал на знаменитом Балтийском заводе в Ленинграде — строил ледоколы, легендарный крейсер "Киров", как воевал, а затем, до 1963 года, служил в ВМФ, в том числе и на Балтике последние годы. Кстати, военно-морским офицером был и брат отца.
Поэтому после службы ратной морской А. Соловьёв и осел на берегу в Таллинне, работал на Таллиннском рыбокомбинате. Ну и, конечно, нельзя забывать о том, что в "Эстрыбпроме" на флоте трудился двоюродный брат Николая — Валерий.
Одним словом, старшеклассник Николай Соловьёв сделал свой выбор, особо не мучая себя раздумьями и переживаниями.
А для начала — Таллиннское мореходное училище, радиотехническое отделение которого окончил в 1976 году.
Практику проходил ещё на СРТР, а вот работать радиооператором пришлось на судах куда более солидных — РТМС, БМРТ, ТР; на МСБ "Ураган" тоже в рейс выходил. Районы промысла и моря менялись, как в калейдоскопе — Баренцево море, АЧА, СВА, ЦВА. Тихий океан...
Работа радиооператора и особая, и ответственная. Ведь он обеспечивает связь — и этим сказано всё. Обеспечение безопасности мореплавания, связь с берегом, родным портом, с которым мысленно не расстаются рыбаки все эти долгие месяцы плавания. И, конечно, кроме личных радиограмм, все служебные переговоры, передача оперативных распоряжений и сводок, связь со штабом экспедиции, с другими судами, которые тоже трудятся рядом и далеко, или уже спешат домой.
Поэтому и ждут все от радиста работы чёткой, уверенной, надёжной, оперативной. А вот как раз быстрота не сразу приходит. Чтобы уверенно работать в эфире, навык нужен. А он появляется с опытом, обычно после 2—3 лет работы.
У Николая всё получилось несколько быстрее. Уже в середине первого рейса (а тогда они длились по пять месяцев) на БМРТ-441 "Эдуард Сырмус" у него дела пошли на лад. Весьма кстати оказалась поддержка Николая Лубочкина, начальника РТС; он помогал на ключе, а Н. Соловьёв учился читать на слух. Ну и, конечно, весьма существенным стало то обстоятельство, что посредником (связь тогда осуществлялась по цепочке АЧА — ЦВА — Таллинн) оказался Александр Пономарёв, который был у Николая начальником практики на СРТР и поэтому знал, в каком режиме лучше всего работать со вчерашним курсантом. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и тот факт, что у Николая музыкальный слух и пальцы пианиста, что называется, от природы.
Одним словом, уже месяца через три Николай Соловьёв мог делать всё самостоятельно, а через год и скорость стабильная у него появилась.
Так до 1984 года и плавал он радиооператором, а затем сдал на первый класс, причём на одни пятёрки. В принципе, конечно, мог это сделать и намного раньше, но просто немного не везло. Дело в том, что экзамены в ТМУ МРХ СССР принимают в мае — июне, а Николай — так уж получалось — обычно в это время бывал в рейсе. После экзаменов его сразу повысили в должности. На ТР " Нарвский залив" ушёл в ЦВА начальником РТС.
Новая должность, естественно, предполагает и другой круг обязанностей, и уровень ответственности на порядок выше. Начальнику РТС нужно уметь организовать работу двух радистов. Самостоятельные вахты уже стоять практически не приходилось, главное — обслуживание приборов.
На ПР "Ханс Пегельман" после " Нарвского залива" работа также строилась. А вот затем, когда вновь ходил на промысловых судах, нужно было организовывать работу уже несколько иначе. Вновь стоять вахту, как радист. И, конечно, — обслуживание приборов, прежде всего тех, от которых зависит вылов. Начальник РТС должен всё уметь, в том числе и ремонтировать такие приборы, хотя прежде всего это обязанность электрорадионавигатора судна. Но если тот, к примеру, молод и неопытен, тогда уж, будь добр, засучи рукава и все сам делай. Николай эту науку хорошо усвоил, и ещё не было случая, чтобы он подвёл экипаж. А что касается скорости работы на ключе — все необходимые навыки уже доведены до автоматизма. Одним словом, теперь он может чувствовать себя уверенно, когда выходит в море.
В море, как известно, работы всем хватает. И на отдых, развлечения времени практически не остаётся. Может быть, именно поэтому и нужно уметь его ценить, использовать с максимальной пользой. Николай всегда старался быть в гуще общественной жизни. Раньше, когда был помоложе, комсомольцы чаще всего избирали его редактором стенной судовой печати. К художественной самодеятельности тоже душой тянулся — различные концерты, вечера отдыха помогая проводить. И сам на них выступал — на гитаре играл. Потом, конечно, пришлось несколько сменить общественное амплуа. В последнем рейсе, к примеру, работал в составе совета экипажа РТМС-7558 "Цветково".
... Недавно у Николая был день рождения — ему исполнилось 34 года. Конечно, приятно моряку в этот день находиться на берегу, в кругу семьи, родных и близких — ведь далеко не часто случается такое. Но и эти "каникулы" скоро кончатся — и снова в море. На новую встречу с работой, профессией.
Э. АЛЬПЕРОВИЧ
Фото В. ШАЛЯ.
Памяти Карла Карловича Романа ... ЧТОБ СТАТЬ КАПИТАНОМ – 25 01 1990 Памяти Роосимяэ Феликса Михкелевича. ВСЕГО ОДНА ЗАПИСЬ... – 04 01 1990
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Архив новостей