МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКА БОЛЬШОГО ХОЗЯЙСТВА - 05 12 1974

Автор
Опубликовано: 2124 дня назад (5 июня 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В дверь кабинета уверенно постучали — на пороге выросла ладная фигура круглолицей девушки. Бегло взглянув на протянутое заявление и особенно не вдаваясь в подробности, начальник механико-судовой службы определил:
— Вам, вероятно, не сюда. Бухгалтерия в другом конце коридора.
— Именно к вам, — без заминки выпалила девушка. — Хочу работать по специальности.
Так пятнадцать лет назад в управлении сельдяного лова появилась Эльфрида Лепп.
Тогдашний начальник МСС Лев Николаевич Донченко принял новоиспеченного специалиста, хотя и с «красненьким» дипломом, в штыки. «Какие могут быть тут разговоры. Да, нужен специалист. Но, согласитесь, не женское это дело".
Неугомонной девушке пришлось-таки походить за ним, поуговаривать. Не вышло. А тут, как говорится, случай помог. Уехал начальник в командировку. Главному инженеру управления С. И. Петрову понравилась настойчивость Эльфриды, ее настырный характер
— дал он «добро». Но одно дело, если бы с этим смирился Донченко. _
...Праздновался новый, 1960 год. Дом Лепп был полон гостей. До встречи его оставались считанные часы. И вдруг неожиданно для всех раздался звонок. «Срочно вызывают на работу. Необходимо принять судно. Нужен механик»,
— отчеканил нарочный.
В нарядном платье, возбужденная, не успевшая отключиться от веселья, Эльфрида села в присланную за ней машину, так и оставив гостей. Ну, а дальше — все, будто во сне. Буксир, преодолевающий штормовую качку; новенький СРТР «Ристна» с членами перегонной команды, воспринявшими ее, как предновогоднее чудо. К счастью, все закончилось благополучно: свое заведование рефмеханик принял без единой претензии.
Уже когда подкрался рассвет и в туманной дымке проступили нечеткие очертания родного города, как гром среди ясного неба, Эльфрида поняла: не случайно Донченко была придумана эта затея — проверить в критический момент на профессиональную пригодность. Откажись она выполнить приказание, или прояви элементарное незнание практических навыков, неизвестно, чем бы все кончилось. Этот случай стал и своеобразной проверкой и как бы негласным утверждением на должность линейного механика.
Дальнейшая жизнь, как считает Эльфрида, сложилась как нельзя удачно. Ничем не выказывая женского торжества победы, она с головой ушла в работу, занялась как раз тем, о чем мечтала со студенческой скамьи.
«Океаны» в управлении только начали получать. И для механика-холодильщика это было необозримое поле деятельности. Холодильные установки немецких фирм требовали досконального изучения. Технические решения систем были необычными и, чтобы грамотно эксплуатировать их, нужно было хорошо разбираться во всем этом.
«Маленькой хозяйкой большого хозяйства», — так тепло называли Эльфриду Лепп рыбаки. И в самом деле, в управлении она тогда была единственным дипломированным специалистом по холодильным установкам. Когда назрела необходимость в воспитании кадров, молодой механик взялась вести курсы: учила других, а вместе с ними училась и сама. Многие из заслуженных сейчас специалистов-холодильщиков объединения, получивших позже образование в училищах н институтах, могут сказать: «Мы начинали у Эльфриды Александровны Лепп».
Ну, а как училась она сама? Ее хозяйство с ростом флота увеличивалось. Не без того, — появились помощники. В 1964 году на рефрижераторах уже насчитывалось 365 компрессоров разных марок, типов, фирм. И все — в ведении женщины-механика.
Не трудно ли было? Этот вопрос Эльфрида Лепп никогда не задавала себе, потому что работа по-настоящему увлекала, приносила истинное удовлетворение. Именно здесь среди морозильных агрегатов, испарителей, конденсаторов — в этом царстве холода — она чувствовала себя в родной стихии. Училась, думала, докапывалась. И вот итог — свыше 20 внедренных рационализаторских предложений с экономическим эффектом более пятидесяти тысяч рублей.
Но не всегда Эльфриде Александровне приходилось слышать «сладкие» речи в свой адрес. Попадались и недоверчивые, завистливые люди на ее пути. В таких случаях она доказывала правильность своего жизненного выбора — делом. А добившись успеха, как бы срывала «табу» с исконно «неженской» профессии.
...Об этом случае, наверное, еще помнят бывалые моряки. «Бора», отяжелевший от груза, находясь в жарких африканских водах, тревожно радировал : «Поломка коленвала компрессора». Спустя два дня на судно свалился еще один удар: полетел коленвал второго. Была возможность или направить навстречу ему «Бриз» или, собрав последние силы, взять курс на Таллин. Выбрали последнее.
На берегу уже ломали головы специалисты. Напряженно, всепоглощающе, творчески искали выход. И вот блестящее предложение... от женщины-механика. Соединить воедино холодильные установки стоявшего в порту «Аугуста Корка» и «Боры» и с помощью компрессора производственного рефрежератора охладить трюмы. Операция прошла успешно. Находящийся под угрозой порчи груз рыбопродукции был полностью спасен и сдан сбытовым организациям первым сортом.
Но Лепп со своими помощниками, среди которых был и ее муж, тоже рефмеханик, Евгений Попов, пришлось доводить дело до конца.
Однажды, когда Эльфрида Александровна провожала мужа в очередной рейс, друзья не без умысла спросили: «Кто в вашей семье есть кто? — Ты, Евгений, понятно, «Дед». — А Эля? — «Дед Мороз», отшутился он.


Г. МЕЛИКОВА.
НА СНИМКЕ: Э. Лепп с мужем Евгением Поповым.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!