+6 RSS-лента RSS-лента

Люди, море и суда

Автор блога: YuriKalur
В Президиуме Верховного Совета СССР - 20 апреля 1963 года
Президиум Верховного Со-та СССР Указом от 13 апреля 1963 г за успехи, достигнутые в выполнении государственных планов и социалистических обязательств по добыче рыбы и производству рыбной продукции по Эстонской ССР наградил:



ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

Аблулаева Шевкета Маконовича старшего механика производственного рефрижератора «Альбатрос».

Боброва Анатолия Васильевича - капитана среднего рыболовного траулера № 210.

Нечитайло Виталия Петровича - капитана среднего рыболовного траулера-рефрижератора
№ 9103.

Писарева Павла Николаевича — капитана среднего рыболовного траулера-рефрижератора
№ 9097.

Сирела Лео Эдуардовича слесаря судоремонтника Таллинского судомеханического завода.



ОДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ


Борейко Ивана Федоровича — старшего мастера по добыче рыбы большого морозильного рыболовного траулера «Юхан Сютисте».

Еськова Виктора Сергеевича - старшего помощника капитана большого морозильного рыболовного траулера «Антон Таммсааре".

Захарова Льва Ниловича — второго механика производственного рефрижератора «Советская Родина».

Копылова Спартака Александровича — капитана среднего рыболовного траулера рефрижератора № 9108.

Кутузова Николая Ивановича — старшего механика среднего рыболовного траулера рефрижератора № 9103

Лазарева Бориса Григорьевича - старшего механика среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9122.

Менда Эдуарда Оскаровича - капитана среднего рыболовного траулера № 4452.

Плешакова Владимира Николаевича — капитана среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9062.

Полякова Сергея Алексеевича — бригадира Таллинского судомеханического завода.

Смирнова Владимира Петровича — старшего механика среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9131.

Соколова Владимира Александровича — капитана среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9063.

Хорохонова Сергея Владимировича - капитана большого морозильного рыболовного траулера "Эвальд Таммлаан".


ОРДEHOM «ЗНАК ПОЧЕТА»

Гильдина Эйно Оскаровича- старшего мастера по добыче рыбы среднего рыболовного траулера № 4479.
Дергунова Юрия Евдокимовича - второго помощника капитана большого морозильного рыболовного траулера "Юхан Сютисте".

Жукова Владимира Кузьмича - капитана среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9161.

Ильвеса Виктора Эдгаровича - повара большого морозильного рыболовного траулера "Юхан Сютисте".

Камотцкого Николая Устиновича — токаря Таллинского судомеханического завода.

Кузнецова Юрия Константиновича — слесаря судоремонтных мастерских.

Максимова Бориса Серафимовича — старшего механика среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9110.

Сенкевича Сергея Григорьевича — капитана среднего рыболовного траулера № 220.

Тюрина Анатолия Петровича — капитана среднего рыболовного траулера № 4572.

Шабунина Юрия Дмитриевича — старшего механика рыболовного траулера-рефрижератора № 9062.

Яласта Бруно-Вольдемара Фридриховича — старшего машиниста плавбазы «Иоханнес Варес».



МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ»

Богородского Владислава Георгиевича — радиооператора танкера «Александр Лейнер».
Булаву Дмитрия Григорьевича — повара среднего рыболовного траулера № 4575.

Виноградова Геннадия Семеновича —- помощника капитана производственного рефрижератора «Советская Родина».

Володина Якова Ивановича — старшего мастера по добыче рыбы большого морозильного рыболовного траулера «Антон Таммсааре».

Каземетса Карла Яновича -- заместителя начальника отдела Эстонского производственного управления рыбной промышленности.

Корягина Александра Михайловича -- второго механика среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9122.

Кедика Дмитрия Федоровича — грузчика Таллинского морского рыбного порта.

Лужецкого Сильвестра Семеновича — матроса большого морозильного рыболовного траулера «Юхан Сютистес».

Луттера Эвальда Юхан-несовича — токаря-слесаря Таллинской судоверфи.

Марченкова Владимира Ефимовича — старшего мастера по обработке рыбы производственного судна № 1281.

Молоканова Ивана Васильевича -- радиооператора среднего рыболовного траулера
№ 4481.

Никитина Леонида Алексеевича — старшего механики плавбазы "Ян Анвельт»

Паюмаа Арву Густавича — боцмана среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9120.

Первушина Николая Кузьмича — третьего механика большого .морозильного рыболовного траулера «Юхан Сютисте».

Полянского Сергея Ивановича — матроса среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 4543.

Прокофьева Василия Дмитриевича — повара среднего рыболовного траулера № 4515.

Риккинен Хильду Матвеевну — рабочую Таллинского рыбокомбината.

Федоренко Георгия Николаевича — мастера по добыче рыбы большого морозильного рыболовного траулера «Антон Таммсааре".


МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»

Арефина Григория Федоровича -- матроса производственного рефрижератора «Буре- вестник».

Биттмана Арнольда Ивановича — матроса производственного рефрижератора «Советская Родина».

Брикеза Александра Никифоровича — радиооператора среднего рыболовного траулера № 9026.

Зайцева Виктора Ивановича — повара среднего рыболовного траулера № 211.

Кутника Яана Карловича — механика большого морозильного рыболовного траулере «Юхан Сютисте".

Меркулова Владимира Тимофеевича - повара среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9121.


Мурина Евгения Федоровича - рабочего судоремонтных мастерских.

Нерота Лембита Эдуардовича - рыбмастера производственного рефрижератора

Пеедоксаара Лембита Тааветовича - помощника капитана производственного рефрижератора «Альбатрос».

Пихль Юлианию Алексеевну — рабочую Таллинской сетевязальной фабрики.

Сергеева Михаила Ильича — матроса большого морозильного рыболовного траулера «Антон Таммсааре».


Трея Аугуста Аугустовича — старшего мастера по добыче рыбы среднего рыболовного траулера-рефрижератора № 9062.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На всем, чем мы живем и дышим,
Его заветов мудрый свет.
Как будто всей страной мы пишем
Бессмертный ленинский портрет.
Во всем — его живой науки,
Его стремлений торжество.
И ходоков крестьянских внуки
Сегодня слушают его.
Возводят каменщик и плотник
По-ленински наш отчий дом.
Любой наш день — его субботник
С коммунистическим трудом.
Нам даже в Арктике тепло,
От ленинской большой заботы
И мирный труд наш самолеты
Берут под прочное крыло.
И с каждым годом выше ростом
Его сыны-большевики.
И спутники взлетают к звездам
С простертой ленинской руки.

М. МАКСИМОВ
ЗОЛОТЫЕ РУКИ – 23 03 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много людей на судне. Их труд, сливаясь воедино, заставляет корабль двигаться, совершать полезную работу. У Рейна Хардмаа, члена судового коллектива плавбазы "Урал", тоже дело. Он – электро-газосварщик. Можно подумать, что эта профессия самая сухопутная. Голубое знание сварки можно видеть на стройке, в любом заводском цехе. Где требуется сшить два куска металла, там человек в защитной маске с необыкновенным огненным ножом. Проведет он им по металлу - и отлетел ненужный кусок, погладит им металлическую заплату — и уже пришита. Да так, что ничем ее е оторвешь. Одним словом, если человек владеет мастерством сварщика, то он действительно делает чудеса. Такой специалист нужен везде, где люди имеют дело с металлом. Вот и выходит, что и на корабле нужен электро- газосварщик.
Р ейна на «Урале» любят и уважают. Уважают его не только потому, что он в совершенстве владеет своей необыкновенной профессией, а за то, что он как-то по особому человечный человек. Посудите сами. У борта «Урала» ошвартовался РР-1293. Моряки, наблюдавшие его, удивлялись: "Вот угораздило»! Форштевень судна был разворочен, скомкан и помят. - С кем это вы так поцеловались? — шутили с «Ура-ла". Ленинградцы кисло улыбались. Им было не до шуток. В то самое время, когда зубоскалы сочувственно охали и вздыхали, на плавбазе "Урала» появился молодой высокий парень, облаченный в одежду из плотного брезента. В одной руке он держал маску сварщика, в другой - длинные блестящие трубки, к концам которых присоединялись прорезиненные шланги.
- Ребята, подлечимся! — крикнул он морякам рыбопромыслового рефрижератора.
- Давай! Давай! - на "эрэрэ", весело замахали руками. Через несколько минут Рейн Хардмаа ( а это был он) спустился на палубу поврежденного судна.
Работы на нем оказалось немало: требовалось полностью срезать поврежденную часть - весь "нос" – а затем пришить заново. Скажем, если корабль стоит в доке, то это просто, поскольку там передвижная рабочая площадка. Стой себе на здоровье на ней и делай что хочешь. В море обстановка другая: судно покачивается на волнах, да и листы стали не так легки, чтобы их удерживать с люльки, которая висит на перекинутых за борт концах над морской пучиной.
Голубой свет газосварки вспыхнул у форштевня. Капли расплавленного металла искрами летели из под него, с шипеньем затухая в воде. Рейн начал работать, когда солнце находилось еще высоко, а закончил глубокой ночью. Последняя вспышка озарила новый форштевень в три часа.
Утром, когда матросы с «Урала» вышли на палубу, они не узнали РР-1293. Волшебник, кому был он обязан такому перевоплощению, глубоко спал у себя в каюте.
Но тут случилось непредвиденное: одному из подошедших наших траулеров срочно потребовались сварочные работы. Будить человека, трудившегося всю ночь, изрядно уставшего — неудобно, А что поделаешь, если иного выхода нет...
— Рейн, — матрос, посланный капитаном, легко тронул его за плечо. Хардмаа открыл глаза. — Срочно варить надо. Судно подошло.
Рейн протер глаза, глубоко зевнул и встал с постели. Не произнося ни одного слова, он вооружился своим аппаратом и, спустившись на палубу тральщика, спросил: «Где?».
Рейна Хардмаа уважают на судне за золотые руки У него они такие, что любое дело спорится. В последнем рейсе неожиданно на «Урале» вышел из строя мотор редуктора вращения антенны локатора. Следствие этой неисправности можно сравнить так: судну завязали глаза. Значит в тумане, в темноте оно уже не сможет двигаться без опасения столкнуться с другими судами. Рейн Хардмаа с радистом Юрием Николаевичем Королевым долго думали и соображали: вместо поврежденного мотора они пристроили электродрель.
«Урал» вновь приобрел зрение. Вся команда была очень благодарна умельцам, настоящим мастерам.
Рейн гордится своим судном. Любит его, как настоящий моряк. И не случайно, он часто, словно хозяин, осматривает его. Осматривает придирчиво и внимательно. Если где-то в швах металла появилась чуть заметная трещина, там уже, потрескивая, сверкает пламя сварки.
Таков Рейн Хардмаа, комсомолец, ударник коммунистического труда.

А. СЕМЕНОВ,
Спасибо, товарищи шефы! – 29 03 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С этими ребятами мы познакомились в Нымме, в третьем детском доме. Шестьдесят мальчишек и девчонок воспитывается здесь за счет государства. Большая родня у ребят. Шефствуют над ними рыбаки многих судов Эстонской рыбопромысловой экспедиционной базы.
У шефов с воспитанниками давняя крепкая дружба. Моряки внимательно следят за учебой своих младших братишек и сестренок, бывают у них в гостях, обязательно приходят с подарками.
Благодаря помощи своих шефов ребята построили теплицу, птицеферму и крольчатник, свою спортивную базу.
В детском доме мы встретились и с делегатами с СРТ 4259, которым командует Анатолий Зубанов. К ребятам в этот день приехали матросы Борис Климов, Александр Зайцев и Александр Масалов.
— Когда приезжают шефы, —говорят ребята, — у нас самый большой праздник.
Директор дома, бывший военный моряк Анатолий Тихонович Кумпан, просил передать рыбакам сердечную благодарность за теплую родственную помощь детскому дому.
— Лично поблагодарите Владимира Владимировича Чернухина и Василия Николаевича Федорова. — сказал Анатолий Тихонович, — которые проявляют о наших воспитанниках отеческую заботу, а также передайте благодарность от ребят всем экипажам судов, которые не забывают нас.

Н. СОЛОВЬЕВ.
На снимке: воспитанники детского дома Аня Хабукина, Вова Кирпу и Коля Подвалков собираются на прогулку.

Фото Д. Пранца.
Памяти СРТР-9103 и его экипажа - ПОСЛЕДНИЙ Дрейф - 0101 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Прошло более 10 месяцев с того момента, когда на палубе первая рыба, а сегодня последний день рейсового задания. Осталось выловить последний дрейф. Тринадцать! Цифра какя-то не хорошая, не любят ее в народе. А капитан Виталий Петрович Нечитайло шутит: « нам хоть бы черта в сети, поймаем черта». Ребята смеются: «Так черта, его приведем в Таллинн…»

Темнеет. Море словно грозовая туча. Оно сливается с небом, образуя вокруг сплошную серую массу. Ищем рыбу. Долго стоит Петрович у эхолота. Он смотрит в него как в телевизор. В руках у капитана секундомер. Он изредка произносит: «Нет, это не рыба».»

Вдруг он выпрямляется и стремительно дает команду дрифмастеру: «Метать сети!". К исполнению команды уже все готовы давно. Спускаем вожак. Идут за ним сети. Одна... две... три... Сто Сетей,..

140 суток тому назад, когда Петрович взглянул на первые 22 бочки сельди, то ничего не сказал. А мне думалось, что нужно взять 444 тонны. Много. Вечером в салоне капитан шуткой заметил:

— Если каждый день будем, брать рыбы столько, сколько сегодня, то СРТР-9103 будет новым чемпионом и может прогреметь в ЭРЭБ, а может и загреметь».

Но ребята с «Маху» не дали маху — в августе и сентябре, за полтора месяца мы добыли 210 тонн. Это был отличный результат. В то время нас баловала погода. Море стояло на редкость спокойным. Днем светило солнце, по утрам на волнах дрожала дымка легкого тумана. В эти дни все казалось прекрасным. Даже такое нудное дело, как шкерка рыбы и то не утомляла. Утомлять стала тогда, когда мы получили радиограмму с известием, что шкерить нужно при наличии калянуса. А его не было и впомине. Очень сердились ребята на технолога плавбазы «Урал» Шичкина, которому вдруг показалось, что наша рыба калянусная, и ее приняли на базу, словно преступника на поруки. А через полмесяца нашу рыбу сдали на рыбокомбинат первым сортом. Нам отменили шкерку.

Сколько «теплых» слов мы послали в адрес технолога. Будь бы он в то время у нас, ходил бы шкерный.

Но настроение все же было хорошм. Рыбак привыкает ко всему, недаром его называют тружеником моря. Закончили шкерку, и пришла полоса неудач: наступило безрыбье. Ноябрь был скучным.


Наступил декабрь. Он оказался таким же злым и неприветливым. Десять его дней добавили нам плановый недолов 90 тонн. Эти тонны тяжелым бременем давили нам на плечи, вызывали уныние и скуку. Но скучать было некогда. Чем злее становилось море, тем упорнее работала команда. Мы начали метать порядок в любую погоду. Каждый член экипажа делал все, чтобы выполнить план. Никто не считался со временем. Уловы колебались. Вот они: 7 тонн, 13 тонн, 11 тонн, 8 тонн, 1 тонна, 15 тонн Вечером все засыпали с мыслью: "А что даст завтра?".

Утром выбирали сети. Работали аккуратно, быстро, четко. Когда рыбы было много, выходили на подвахту и моторист Леша Бондаренко, и III механик Вася Орлов, и электрик Борис Суховей. Всем хватало дел. 9 декабря подняли на борт 9 тонн сельди.

Так мы подошли к последнему дню промысла.

За ночь порядок принял Г-образную форму. Море вздрагивает волной. Кухтыли совсем близко от носа судна. Тяжелый свободный вожак провис и всей своей тяжестью как бы подтянул судно к сетям. Над сетями стремительно летают чайки и буревестники.

С замиранием сердца приступили к выборке порядка. Первая сетка. В ней несколько рыбин. Они увязли в ячеях и не двигаются. Вторая сетка серебрится от сельди. Есть рыба! Много рыбы. Одну за другой выбираем сети. Жарко, но чертовски весело. Поднято пятьдесят сетей, а вся палуба усыпана рыбой. Кругом оживление, смех, словно в праздничный день на городской площади.

День короток. Уже темнеет. Усталые мы считаем бочки — 170 штук. Есть план. Еще одна трудовая победа. Хорошо. Теперь можно идти домой. До свидания, Атлантика. Мы еще встретимся с тобой...

Осип Растригин

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Памяти экипажей и судна МСБ " Ураган" - „Ураган» принимает SOS - 23 11 1962
Аркадий Квашнин

Рассказывают, когда начальник экспедиции на Джорджес-банке летом этого года объявил, что
на промысел прибудет «Ураган», один из капитанов СРТР не понял о чем идет речь и отдал распоряжение команде: «Крепить все по-штормовому».
Но теперь в Эстонской рыбопромысловой экспедиционной базе нет ни одного моряка, который бы не слышал о новом спасательном буксире «Ураган». Слава о его замечательных делах, словно песня, перешагнула границы ведомственные. О новом судне знают не только в Эстонской ССР, но и далеко за ее пределами. Об «Урагане» писали «Известия», рассказывало Всесоюзное радио.
А биография спасательного буксира начиналась так ...
В Таллинский порт «Ураган» прибыл весной нынешнего года. Известно, каждое новое судно подвергается осмотру. Это же произошло и с «Ураганом». Его осматривали скрупулезно, но все нашли судно великолепным. Глубокая посадка, мощный двигатель, прекрасное оборудование, подчеркнуто-обтекаемые линии, сильная носовая часть, изящная внутренняя отделка, необычайно «интеллигентный» вид корабля вызывали у всех восхищение.
Но вскоре команда нового судна доказала, что их корабль настоящий трудяга, боевой помощник рыбаков. Это было в апреле. Плавбаза «Ян Анвельт» возвращалась с промысла. Она остановилась на рейде Пярнуского порта. Мягкий, словно воск, весенний лед не давал возможности судну подойти к причалу. Тогда-то впервые на помощь послали «Ураган». Капитан Александр Пемуров привел судно к месту назначения. Он внимательно смотрел на ледяное поле, расстилавшееся на несколько миль вокруг, на порт, который виднелся в синей весенней дымке. А через несколько минут «Ураган» уже крушил лед. Он разрезал его своим корпусом, иногда, взбираясь на льдину, подминал ее под себя, шел вперед, оставляя за собой чистую полосу воды. В очень короткий срок была проложена трасса к причалу.
Команда и корабль свое первое испытание в ледовой схватке выдержали с честью. Так было положено начало трудовой биографии корабля.
После «Ураган» взял курс к Ньюфаундленду. В этом районе интенсивно шел промысел. Здесь в то время сосредоточилось большинство кораблей флота нашей базы. На промысле случается всяко. Не обходится порой и без помощи спасателей. У СРТР-9123 погнулись лопасти винта. Ему угрожала опасность. К месту происшествия подошел «Ураган». «Два морских брата», водолазы Владимир Осадчий и Василий Полищук спустились в ледяную воду и осмотрели пострадавшего. Работать приходилось в довольно сложных условиях. СРТР находился среди льда. Коварные глыбы то и дело угрожали смельчакам. Но люди оказались сильнее стихии — они победили, оказали помощь пострадавшему кораблю. Новая лаконичная запись появилась в вахтенном журнале «Урагана».
Не Успели закончить с траулером, как получили команду: «Отбуксировать плавбазу «Академик Павлов» в Сен-Джонс. Ту самую базу, из-за которой ЭРЭБ в этом году потерпела большой убыток, т. к. сорвала план вылова рыбы. У нее сломался боллер руля. Пять суток экипаж «Урагана» буксировал поврежденное судно. Команда работала напряженно — погода стояла довольно свежей. Океанские волны бешено окатывали корабль, белесый туман не давал возможности видеть. При каждом взлете на гребень волны, словно струны звенели буксирные тросы; при опускании — огромный корабль грозил со всего маху ударить в корму спасателя. Трудно рассказать, какое напряжение пережила команда «Урагана». Но она самым добросовестным образом выполнила свою обязанность.
Много добрых слов можно сказать о матросах Владимире Таратунине, Анатолии Свиридове, боцмане Евгении Самойлове, II механике Леониде Николаеве, старшем мотористе Хейно Окасе и других членах экипажа «Ураган», напряженный труд которых делает корабль боевым, надежным.
А о водолазах Владимире Осадчем и Василии Полищуке в нынешнем году узнали все рыбаки, промышлявшие на Джорджес-банке. В этом мелководье Атлантического океана очень сильное течение, и часто случаются несчастья, которые здесь называются даже несколько поэтично: «Намотка сетей на винт».
Более десятка судов обработали за короткий срок Осадчий и Полищук. В том числе рижских, мурманских, клайпедских и других рыбопромысловых баз.
Приходилось команде «Урагана" перебрасывать в тяжелых условиях для наших рыбаков продукты питания, воду, топливо.
Сколько теплых, идущих от всего сердца, слов передано в адрес экипажа «Урагана». Они заслужены напряженной бескорыстной работой.
А последний случай произошел совсем недавно. Советский банановоз «Ингур» шел в Ленинград, едва покачиваясь на морской зыби. Сплошной туман застилал все вокруг. Советские моряки внимательно следили за экраном радиолокатора. Неожиданно они обнаружили светящуюся точку приближающегося корабля. Вдруг она исчезла. По всей
вероятности судно попало в мертвую зону. Команда «Ингура» забеспокоилась. Но не успел капитан принять решение, как последовал удар. Шведский корабль врезался в борт судна, в районе ватерлинии... Сигнал СОС полетел в эфир. «Ингур» накренился.
В его трюм неудержимым потоком хлынула вода. Команда покинула судно. В это время "Ураган" шел в финский порт Турку. На нем сигнал бедствия был принят сразу. Все приведено в боевую готовность. Но СОС вдруг исчез. Исчезновение произошло в момент покидания экипажем "Ингура» корабля. «Ураган» на самом полном шел в район происшествия.
«Только бы успеть», - такая мысль волновала каждого на спасателе. Всех беспокоило исчезновение сигнала.
Но вот снова в эфире СОС. Оказывается, капитан «Ингура" вместе с радистом, презирая опасность, вернулись в радиорубку поврежденного корабля и вновь передали сигнал о бедствии. «Ураган» подошел в то время, когда судно каждую минуту могло скрыться в морской пучине. Не теряя ни секунды времени команда «Урагана» подвела шланги насосов в полузатонувшие трюмы корабля. Секунда — и мощные насосы начали откачивать воду. Напряжение росло. Медленно «Ингур, начал выпрямляться. Вот уже матрос Владимир Таратутин со сварочным агрегатом перебирается к пострадавшему судну. Огромная металлическая заплата огненными нитями приваривается к борту. В это время Анатолий Свиридов, Адо Луксо, Евгений Самойлов накладывают цемент в местах многочисленных трещин.
Напряженная борьба за жизнь, корабля идет несколько часов. Наконец, все заштопано, залатано, приведено в порядок. «Ураган" берет на буксир пострадавшего и направляется курсом на Ленинград. Ценное государственное имущество спасено.
Приказом Министра Морского флота СССР команде «Урагана» за самоотверженные действия во время спасания судна об'явлена благодарность.
... Один буржуазный статистик подсчитал, что коварное море в год пожирает в мире двести тысяч человек. Это, разумеется, потрясающая цифра. В ней заключена горькая правда. Этому в подтверждение служит то, что на море частенько раздаются сигналы СОС.
Команда «Урагана» на море ведет жестокую схватку с морем за жизни моряков, за их безопасность. Благородное у нее дело, прекрасное!
КАКОВА БУДЕТ ЦЕНА УСПЕХА? - 3 августа 1976
СУДНО УХОДИТ В РЕЙС

РТМС-7535 «Лембит Пярн» готовился в рейс в отдаленный район Атлантики. До выхода в море оставалось менее суток, и на судне царила та нервозная, «горячечная» обстановка, что мне было как-то не по себе, отрывать людей от дела неуместными вроде бы вопросами. Даже старший помощник - Сергей Николаев — не то, чтобы имел хотя бы какое-то представление о рейсовом задании — вообще не имел ни-какого. Вот выйдем в море, тогда и узнаем, что ловить и сколько ловить, — в таком духе ответил он на мой основой вопрос. А пока об этом знают, пожалуй, лишь капитан-директор да технолог.
Между прочим, С. М. Николаев впервые идет старпомом на супере — до этого плавал на БМРТ. Дистанция, как говорится, между тем и другим едва ли не огромного размера, и, согласитесь, невольно встает вопрос: как же так, товарищи?..
А ведь товарищи, пожалуй, с иронией отнесутся к столь «наивному» вопросу — а чего-де загодя, до рейса еще «мыслить», дискутировать и т. п.? Ибо так уж повелось, а задумывается ли кто — а хорошо ли это?
Наконец, дождался я капитана Николая Михайловича Бабкина. Кстати сказать, он также впервые идет на суператлантике — после БМРТ. Обычно невозмутимый и спокойный человек, был он явно не в себе на этот раз. Счет времени шел уже на часы, а не было того, другого, третьего - от судового врача и некоторых специалистов, еще не пробывших на борт по вине — или беде — кадровиков, до... стальных заготовок для фундаментов блоков трального устройства, которые еще предстояло разыскать на складах ОМТС. Дабы ускорить отправку супера на промысел, начальник объединения наказал капитану-директору «без стука» заходить к нему в случае малейшей неувязки..
И опять-таки — не привыкли ли мы к подобному положению, когда необычное становится обычным, едва ли не нормой?
Но все это, так сказать, вопросы попутные, второстепенны. А главный — вот:
Насколько уверены вы, Николай Михайлович, в успехе предстоящего рейса и что вызывает у вас особое беспокойство? Я имею в виду рейсовое задание...
Капитан-директор Н. М. Бабкин, известно, рыбак с солидным стажем, ни знаний, ни опыта ему не занимать, о чем и свидетельствует вся его предшествующая рыбацкая биография. Так что вопрос оправданный...
— Мы объяснялись на эту тему и в плановом, и в производственных отделах, — ответил капитан-директор.— На повышенных тонах... Больше всего меня насторожили в рейсовом плане задания по филе, разделанной продукции, породам, а также спецзаказ. Конкретно: нам предусмотрено 187 тонн филе из хека — за счет прилова. Однако, «филейная обстановка» в районе промысла сейчас явно неблагоприятная и рассчитывать на прилов хека нужного размера вряд ли приходится. Словом, то ли будет, то ли нет.
Далее. Всего на днях из этого промрайона вернулся РТМС «Батилиман», который не выполнил план по породам — ни зубана, ни сабли, ни капитана, которые намечены и нам, в районе промысла нет, во всяком случае, в необходимом количестве. С разделанной рыбопродукцией «Батилиману» также не повезло: задание по этому показателю выполнено всего на 9 процентов. Теперь что касается спецзаказа: нам запланировано 50 тонн продукции из отборной, если так выразиться, рыбы жесточайших размерностей... Даже если такая будет, — на что мы надеемся — удручает то, что и сортировка, и упаковка ее потребуют огромных затрат времени: собственно, каждый экземпляр нуждается в особом, я бы сказал, обращении. В условиях супера, то есть конвейерного производства, эти 50 тонн дорого обойдутся нам...
— Стало быть, вопрос об уверенности следует считать открытым: все зависит от того, то ли будет «запланированная» рыба, то ли нет. Но, может, в плановом и производственном отделах имеются на этот счет разные варианты решения рейсового задания?
— Обычно такие варианты появляются потом, когда в процессе работы на промысле сообщаешь, что запланированного объекта нет, нет и нет, — вступил в разговор, присутствовавший при нашей беседе капитан-директор РТМС-7510 «Мустъярв» В. С. Сериков.
— Тут уж делать нечего, приходится считаться с реальной обстановкой, реальной сырьевой базой.
Н. М. Бабкин:
— Во всяком случае, мне ответили в том духе, что надо же как-то «калькулировать» суточный финплан, который составляет по пищевой продукции 18 с половиной тысяч рублей... И «утешили»: нечего, мол, прибедняться — все равно суперы в любом случае возвращаются с перевыполненным рейсовым заданием — за счет того, что одни показатели перекрываются другими, а в целом получается положительное сальдо...
Скорее всего, так оно будет и на этот раз. В крайнем случае, безотказно сработает заморозка, как бывало уже не раз, благо морозильные мощности суператлантиков воистину отличаются свой мощностью. И успех рейсового плана в целом убудет обеспечен.
В целом... Но вот «факт, который имел место» сравнительно недавно: за низкое качество изготовленной пищевой рыбопродукции лишен премий весь комсостав РТМС-7510 и 7504. Не обошлось без рекламаций и на РТМС-7508. Не многовато ли случаев, когда эффективность производства рыбопродукции противостоит ее качеству? Припомним в связи с этим столь же недавние «случаи» с БМРТ-229 и БМРТ-604. Случайны ли они, все эти случаи?..
Комментарий заместителя начальника планового отдела Е. А. Ронжина:
— И все-таки я не стал бы так драматизировать положение. Опыт работы на промысле наших супертраулеров говорит сам за себя: рейсовые задания им реально выполнимы и в целом, и по отдельным основным показателям. Наиболее трудным в этом смысле является задание по шкереной рыбопродукции. Мы ставили вопрос о пересмотре существующих норм по разделке перед Министерством, однако получили обоснованный отказ, и не считаться с этим нельзя.
Что касается задания по филе для РТМС-7535, то имеющийся прогноз обещает улучшение промысловой обстановки начиная с сентября.
Наконец, в последний момент перед выходом супертраулера «Лембит Пярн» в море в рейсовое задание внесено существенное дополнение — примечание, суть которого состоит в том, что при отсутствии в районе промысла запланированных пород и видов рыб, в расчете на которые составлен — по стоимости — суточный финансовый план, разрешается выпуск пищевой рыбопродукции за счет других видов и пород...

Л. ФИРСОВ.
Комсомольский резерв - 3 августа 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии отмечалось: «Возрастающий приток молодежи в КПСС наглядно показывает, что жизненные силы партии неиссякаемы, что наше молодое поколение глубоко привержено идеалам коммунизма».
Вопросы приема молодежи о партию и воспитания молодых коммунистов регулярно обсуждаются на партийных собраниях, заседаниях бюро парткома объединения, семинарах секретарей партийных организаций. Усиление политико-воспитательной работы на судах и в береговых подразделениях способствовало улучшению качественного состава принимаемых в партию, прежде всего из числа передовых тружеников моря — комсомольцев. За минувшие два с половиной года кандидатами в члены КПСС принято 158 человек, из них 110 членов ВЛКСМ, то есть 86 процентов. Вместе с тем нельзя не отметить, что удельный вес комсомольцев, вступающих в партию, у нас ниже, чем в среднем по городу и республике. Приходится часто сталкиваться со случаями, когда рыбаки и рабочие выбывают из комсомола по возрасту, а вскоре подают заявления в партию.
В этом большая недоработка комитета комсомола объединения. Вообще у нас еще слабо поставлена работа по подготовке комсомольцев к вступлению в партию. Первичные партийные организации уделяют мало внимания воспитательной и организаторской работе среди молодежи, индивидуальному отбору наиболее достойных представителей ее для пополнения партийных рядов. Между тем, такая работа среди комсомольского актива позволила бы значительно укрепить партийное ядро в комсомольских организациях.
В настоящее время, каждый второй секретарь комсомольских организаций объединения — молодой коммунист.
Целенаправленную и настойчивую работу по приему в партию комсомольцев проводят партийные организации ПБ «Рыбак Балтики» и «Фридерик Шопен». Здесь молодые труженики моря постоянно находятся в поле зрения партийных организаций, которые уделяют молодежи большое внимание. Это способствует развитию творческой активности комсомольцев, благотворно сказывается на идейно-политической закалке молодежи, ее активности в решении производственных задач. На плавбазе «Рыбак Балтики» из 9 человек, принятых кандидатами в члены КПСС в последнее время, семеро являются комсомольцами. Молодой коммунист В. Михайлов вырос от мастера обработки до помощника капитана по производству крупной плавбазы со сложным производством. Он умело направляет работу своих подчиненных, ведет большую воспитательную работу.
Среди молодежи объединения большой размах получило социалистическое соревнование под девизом «Пятилетке эффективности и качества — энтузиазм и творчество молодых». Девиз «Пищевой продукции — комсомольскую гарантию», инициаторами которого являются комсомольско-молодежные экипажи БМРТ-556 «Феодор Окк» и ПБ «Станислав Монюшко», нашел широкую поддержку в комсомольских организациях объединения. На судах созданы посты качества, которые осуществляют контроль всех звеньев технологического процесса. Все внимание партийных и комсомольских организаций направлено на выпуск продукции высокого качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Повышение роли комсомольских организаций в производстве играет большую роль в воспитании молодых коммунистов. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что молодые коммунисты все активней проявляют себя в производственной и общественной жизни.
В 1973 году принят в члены КПСС второй механик ТР «Нарвский залив» Эдуард Лаас. За короткий срок после окончания ТМУРП он хорошо освоил специальность судового механика, зарекомендовал себя знающим специалистом, хорошим воспитателем. Долгое время он был секретарем комсомольской организации судна, в настоящее время избран зам. секретаря партийного бюро судна, председателем группы народного контроля.
В 1975 году принят в члены КПСС матрос I класса РТМ-7292 «Юлемисте» Юрий Кохан. Он неоднократно избирался секретарем комсомольской организации, награжден золотым знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». Юрий в совершенстве овладел профессией рыбака и передает свой большой опыт молодежи. Подобных примеров можно привести множество.
На XXV съезде КПСС, особое внимание было уделено марксистско-ленинскому воспитанию молодых коммунистов, формированию политических и деловых качеств кандидатов в члены партии. В объединении используются для этого различные формы политической учебы, широко практикуются встречи с ветеранами партии, передовиками труда, ветеранами войны, лекции, беседы.
Молодые коммунисты проходят хорошую школу воспитания и становления, непосредственно участвуют в практических делах. Более 80 процентов молодых членов и кандидатов партии имеют общественные поручения, активно работают в профсоюзных, комсомольских организациях, группах народного контроля, однако случается до сих пор, что при вступлении в партию отдельные кандидаты в члены КПСС показывают слабые знания по истории партии, Программе КПСС, важным партийным документам. Очевидно, что партийные организации некоторых судов не интересуются прохождением кандидатского стажа молодыми рыбаками, подготовкой их к вступлению в члены КПСС.
В отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии говорится: «КПСС не форсирует своего численного роста. Она принимает в свои ряды только тех, кто на деле доказал, что идет в партию, говоря ленинскими словами, не ради получения каких-либо выгод, а во имя самоотверженной работы на пользу коммунизма».
Партийным и комсомольским организациям необходимо строить свою работу так, чтобы она способствовала идейному и профессиональному росту комсомольцев, молодых коммунистов, помогала каждому из них стать активным политическим бойцом. В улучшении всей нашей деятельности по укреплению партийных рядов и воспитанию коммунистов — залог успешного претворения в жизнь решений XXV съезда КПСС.

Б. ПУЧКОВ,
инструктор парткома
РАВНЯЯСЬ НА МАЯКИ. ФОТОРЕПОРТАЖ С БМРТ-333 «ЮХАН СЮТИСТЕ» - 3 августа 1976
пятилетке качества наш ударный труд !


БМРТ «Юхан Сютисте» — судно-ветеран нашего объединения. Отсюда явствует, что его морякам приходится иметь дело с довольно изношенной и морально устаревшей техникой, механизмами, технологическим оборудованием... В недавнем прошлом, когда БМРТ-333 находился в «длительном цейтноте», попросту говоря — отставал от других судов, кое-кто объяснял производственные неудачи именно этим обстоятельством.
Однако нынешний пример «Юхана Сютисте», который выходит из прорыва и теперь в целом успешно решает производственные задачи, убедительно свидетельствует о другом. О том, что успех дела зависит главным образом от людей, экипажа.
В настоящее время рыбаки БМРТ - 333 ведут промысел в Северо-Западной Атлантике. Донесения, поступающие в управление ЭРПО, говорят о том, что экипаж довольно уверенно справляется со своим рейсовым заданием.
На днях в редакцию газеты пришел увесистый пакет со снимками. Их автор — капитан-директор БМРТ-333 Марк Никольский показывает лучших людей своего экипажа, передовиков социалистического соревнования за успешное выполнение напряженного рейсового задания, за высокую эффективность производства рыбопродукции. Некоторые из присланных снимков мы помещаем Сегодня в газете.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем — старший мастер добычи Филипп Манжурец. Этого человека хорошо знают на многих промысловых судах объединения. Ветеран ЭРПО, многоопытный мастер своего дела, Ф. Манжурец является умелым организатором производства, настоящим наставником Молодых рыбаков-добытчиков. И не случайно руководство отдела промышленного рыболовства ЭРПО направило этого человека на БМРТ-333.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На следующем снимке — газосварщик Игорь Лысов и старший матрос Владимир Никитин готовят траловые доски для работы на трудных грунтах. Рыбакам «Юхана Сютисте» приходится вести промысел в нелегких условиях, и тот факт, что они успешно справляются со своими задачами, говорит о многом.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нижний снимок: электрорадионавигатор Иван Соловьев и первый помощник капитана Владимир Буханевич сращивают кабель прибора «ИГЭК» для контроля за орудиями лова. Нет, пожалуй, на судне такого человека, который не болел бы за успех всего экипажа, каждый стремится внести свой вклад в достижение главной цели — окончательно вывести судно из прорыва. Итак, равнение — на маяки!

М. ЛЕОНТЬЕВ.
ОТ МЕХАНИКОВ ЗАВИСИТ... - 25 мая 1976
Недавно в объединении на совете механиков ( председатель - начальник МСС Н. Первушин) обсуждался доклад флагманского механика А. Губерера, который возвратился с промысла, где оказывал помощь судам флота и обеспечивал работу ремонтно-подменной команды. Последняя ремонтировала БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Администрация РПК четко организовала работу на судне, были созданы бригады ремонтников. Ремонт судна был выполнен в полном объеме и БМРТ передан экипажу в хорошем техническом состоянии.
флагманский Механик обратил внимание администрации судна и на существенные недостатки: журналы технического состояния ведутся небрежно, формы журналов заполняются неполностью, некоторые записи сделаны наспех и не отражают действительного положения дел, не всегда подписываются должностными лицами. Это, естественно, сказывается на ходе ремонта и качестве составления ремонтных ведомостей, по которым работает РПК.
Не решен полностью вопрос с отправкой имущества после ремонта в порт. Так, БМРТ-604 получил снабжение для ремонта с ТР «Иней», а вот четыре контейнера с пустыми баллонами, бочки, ящики с имуществом РПК, утиль промвооружения пришлось хранить на промысловой палубе. И только благодаря вмешательству руководства объединения груз был передан на ПБ «Рыбак Балтики». На это потеряно более двух суток промыслового времени.
За время пребывания на промысле А. Губерер побывал на ряде судов, участвовал в проведении советов механиков, осуществлял контроль и помощь в работе судовых механиков.
На советах механики обсуждали вопросы соблюдения правил технической эксплуатации, ведения документации, составления ремонтных ведомостей, саморемонта и использования ремонтных бригад, подготовки к конкурсу на лучшее судно по технической эксплуатации. Все это положительно сказалось на работе специалистов МСС.
Важное место в рейсе на судах занимают вопросы технической учебы механиков. В основном учеба проводится регулярно и качественно, но на БМРТ-248 (ст. механик А. Пужулис) в январе и феврале занятия не проводились. Здесь же нет и графика работ на рейс.
Большое значение на судах придается организации НСТО. Этому вопросу на БМРТ-248 было посвящено специальное партийное собрание. Внедрять НСТО на судах — важная и неотложная задача всех специалистов, и эта работа должна проводиться постоянно и качественно.
По вопросам ведения технической документации на судах примером может служить РТМ-7229. От качества работы с документацией на судах зависит многое для улучшения работы в рейсе и для межрейсового ремонта. Благодаря этому усиленно велись работы ремонтными группами и своевременно проводился саморемонт на БМРТ-186 и РТМ-7229.
Успех работы на промысле во многом зависит от подготовленности кадров специалистов. Примером добросовестного отношения к своим обязанностям могут служить механики Ф. Колесник (БМРТ-186), Б. Максимов (БМРТ-604), Г. Кудряшов (РТМ-7229), П. Михайлов (БМРТ-183). Хорошие знания своего заведования показывают молодые специалисты Г. Сушкевич и У. Шебзухов (РТМ-7229), П. Гуменик и В. Оя (БМРТ-186). Важно, чтобы их опыт стал достоянием всех специалистов.
Совет механиков объединения в своем решении одобрил работу флагманского механика А. Губерера на промысле. Предложено судовым механикам продолжать работу по внедрению организации НСТО, улучшить проведение технической учебы со специалистами, тщательно изучать руководящие документы, техническую литературу и вестники информации.
Обращено внимание всех механиков на усиление контроля за несением вахтенной службы, улучшением ведения технической документации и журналов, составлением и оформлением ведомостей и нарядов на саморемонт.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
БМРТ-333 «Юхан Сютисте» -КАЧЕСТВО, БЕРЕЖЛИВОСТЬ - 25 мая 1976
ДНЮ РЫБАК А — ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ !

Немало трудностей выпало на долю рыбаков БМРТ-333 «Юхан Сютисте» в минувшем рейсе в Северо-Западную Атлантику. Но, как известно, экипаж судна успешно справился с рейсовым заданием. Причем, важно отметить, на рыбопродукцию, изготовленную моряками, рекламаций не поступило. Определенная заслуга в этом принадлежит народным контролерам судна, которых возглавлял рефмеханик коммунист Станислав Зверяко, уже не первый рейс плавающий на этом судне.
На счету группы народного контроля — свыше 20 различных рейдов и проверок. К примеру, 8 раз проверялась продукция бригад рыбообработчиков, четырежды — использование рыбы-сырца, в рыбцехе, дважды — загрузка трюмов готовой продукцией. Постоянное внимание уделялось народными контролерами правильности использования и обслуживания технологического оборудования.
Моряки обеспечили судну действительно хозяйский уход. Здесь надо помянуть добрым словом боцмана Анатолия Гапуренко, о котором говорят на судне: его трудолюбия, добросовестности и беспокойства хватит на всю команду. Утверждают, что в течение всего длительного рейса боцман выкраивал на сон не более двух часов в сутки. Мало того, что своей непосредственной работы ему, как говорится, хватало по горло — Анатолий Гапуренко постоянно ходил на подвахты. Но и это еще не все: едва ли не вся наглядная агитация на судне оформлена его руками. Доска почета, фотогазеты, витрины... Таков Анатолий Гапуренко — боцман, «судовой фотокорреспондент», коммунист, член партийного бюро судна, активист.
Большой вклад в борьбу за высокое качество и рыбопродукции, и собственной своей работы внесли моряки машинной команды. Они были непременными участниками всех подвахт, несмотря на то, что повседневный уход за машинным отделением требовал от них повышенного внимания и большого напряжения. Особенно много работы досталось на долю слесарей Бориса Сергеева, Валерия Тюрина, токаря Василия Земченкова, котельных машинистов Алексея Мацицкого, Павла Гончаренко, Тальви Симмо, электрика Петра Бахилина. Администрация судна не раз отмечала их добросовестность, самоотверженный труд и высокую техническую культуру. Как и работу второго механика — коммуниста — Бориса Федоровича Васина, ветерана ЭРПО и настоящего наставника молодежи; второго электромеханика Сергея Колесниченко — вожака судовой комсомолии, и четвертого механика Олега Кромгауза.
Благодаря высокой технической культуре, грамотной эксплуатации техники и механизмов, умелой профилактике им удалось не только обеспечить безаварийную работу машины, но и сэкономить значительное количество горюче-смазочных материалов — на сумму 3342 рубля. Если учесть, что за счет экономии промвооружения и технического имущества в рейсе было сбережено материальных ценностей на сумму 3700 рублей, то вклад моряков машинной команды будет особенно ощутим. Что ж, высокое качество работы и экономия, бережливость — неразрывны.

М. ЛЕОНТЬЕВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На подвахте —
молодой матрос Ярослав Макарчук;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

по-ударному трудились в рейсе матросы - рыбообработчики Василий Федосеев и Михаил Хамлюк.

Фото В. Котомцева.