+6 RSS-лента RSS-лента

Люди, море и суда

Автор блога: YuriKalur
ПАМЯТИ ПБ УКРАИНА и ее экипажей - Единая цель - 25 01 1964
ПЛАВБАЗА «УКРАИНА» вышла в очередной рейс в Норвежское море в знаменательные дни, когда вся наша страна готовилась к декабрьскому Пленуму ЦК КПСС. Эта обстановка большого политического и трудового подъема сыграла важную роль в сплочении нашего коллектива.
На судно пришли разные люди, с разным образованием, опытом жизни и плавания. Некоторые, как матрос Макаров, например, впервые уходили в море, в суровую и негостеприимную Северную Атлантику.
Состоялось собрание коммунистов. Разговор шел об одном: как обеспечить партийным влиянием все звенья нашей работы, лучше наладить политико-воспитательную работу. Перед этим секретарь партийной организации Дубино и я побеседовали с людьми, узнали, кто какое учебное заведение окончил, где бы хотел продолжить свое образование. 12 человек изъявили желание поступить в среднюю заочную школу моряков, другие решили повышать свои знания в сети партийно-политического просвещения. Исходя из этого, мы создали четыре группы. Три по изучению основ политических знаний и одну по изучению Истории КПСС. Пропагандистами групп утвердили тт. Суботкина, Терентьева, Дубино.
Занятия в группах проходили живо и интересно. По отдельным вопросам часто возникали споры. Чувствовалось, что занятия увлекли людей, расширяли их кругозор.
Пропагандисты старались теоретические вопросы увязывать с конкретными фактами из жизни экипажа, базы, нашей республики. Но, к сожалению, мы не всегда имели свежие газеты и журналы, их почему-то забывали присылать с базы.
Кроме этого, у нас регулярно проводились лекции и беседы на волнующие экипаж темы. Например, с интересом были прослушаны беседы о Дании, Фарерских островах, о богатствах мирового океана.
Помощник начальника экспедиции тов. Пегов прочел для экипажа лекцию о международном положении, рассказал о решениях декабрьского Пленума ЦК КПСС.
Позже мы получили газеты, и весь экипаж с большим интересом изучал доклад и заключительное слово на Пленуме Никиты Сергеевича Хрущева. Моряки горячо одобрили решения Пленума, направленные на дальнейшее повышение уровня благосостояния советского народа.
Работа шла дружно, согласованно. У людей как будто прибавились новые силы. Нередко Атлантика капризничала, штормила, но работа по приемке рыбы не прекращалась,
И мы рады доложить, что рейсовое задание не только выполнили, но и доставили в порт 183 тонны рыбной продукции сверх плана.
Значит наша учебная, пропагандистская, агитационная, вся воспитательная работа сыграли свою роль.

О. ПЕЛЬЦЕР,
первый помощник капитана.
Памяти ПБ Иоханнес Варес и ее экипажей - Принимай, Родина – 01 01 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПБ Иоханнес Варес - 01 01 1964


ЗАКОНЧИЛСЯ 1963 год. Он был удачным для моряков ТБОРФ. Свой вклад в досрочное выполнение государственного плана внесли и моряки плавбазы «И. Варес». По итогам работы ее теперь по праву можно назвать флагманом нашего флота.
Задания всех рейсов, совершенных в истекшем году, успешно выполнены. Перевезено из разных районов промысла почти 150 тысяч центнеров рыбопродукции отличного качества. Самую крупную победу одержала команда в последнем рейсе. 21 декабря — в день прихода в родной порт— мы рапортовали: «Родине доставлено 10190 центнеров рыбы сверх плана, изготовлено 22600 центнеров готовой продукции!».
За прошедший год , наши рыбообработчики из рейса в рейс увеличивали выпуск готовой продукции. Если, например, в 1960 году изготовлялось 2200 центнеров за рейс, то теперь за такой же срок выпускаем готовой продукции в десять раз больше. Годовое задание выпуска готовой продукции перевыполнено на 17 тысяч центнеров.
Успех обеспечили правильная организация производства, о которой постоянно заботятся капитан-директор Владимир Петер, старший помощник капитана Вячеслав Богданов, рыбмастеpa Борис Карпенко, Валентин Екименок, Валентин Блохин, весь командный состав, партийная, комсомольская и профсоюзная организации.
Важную роль в успешной работе играет трудовой энтузиазм моряков. Коммунисты Степан Бойко, Александр Якобсон, Виктор Пышкин, Леонтий Ревякин оказывают помощь молодым морякам. У нас стало традицией в напряженные дни на обработку судов и рыбы выходить всей командой.
Хорошо трудится наша машинная команда. Основной состав ее работает со времени приема судна III механик Олев Такк начал свой трудовой путь с машиниста, IV механик Бруно Яласт, депутат городского Совета, с машиниста II класса, старший машинист Пауль Высотало с машиниста II класса. Их воспитали бывалые моряки Игорь Ильин, Федор Сидоренко, Арвид Креслин, Анатолий Левичев. Сегодня они уже являются прекрасными командирами, хорошими специалистами. Свыше 20 товарищам из машинной команды присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
Большую помощь промысловым судам в последнем рейсе оказала наша ремонтная бригада. Она обслужила 88 судов.
Подсчитав свои возможности, учитывая предстоящую напряженную работу флота в Новом 1964 году, машинная команда нашла возможным, отказаться от запланированного текущего ремонта. Экипаж плавбазы «И. Варес» поставил себе задачу в Новом году работать еще лучше, чем в 1963, добиться высокого звания экипажа коммунистического труда.

В. ХЕЙНМАА.
Памяти капитана Яркового Петра Алексеевича - Попутного ветра, капитан! – 01 01 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ярковоой Петр Алексеевич капитан ПБ Ян Анвельт - 01 01 1964


В КАНУН НОВОГО ГОДА капитану дальнего плавания Петру Алексеевичу Ярковому исполнилось 60 лет. Сорок из них связаны с морем.
Петр Алексеевич Ярковой плавал на судах Азовского и Черного морей, на Каспии, воевал на Волге и под Новороссийском, командовал отрядом тральщиков на Дунае, расчищал фарватеры кораблям на Днепре, прокладывал им путь к Одессе.
Когда отгремели залпы Великой Отечественной войны, старший лейтенант запаса Петр Алексеевич Ярковой стал капитаном китобойца, семь лет ходил за китами в составе китобойной флотилии «Слава» к берегам шестого континента. Потом переселился в Таллин и вот уже седьмой год подряд водит рыбацкие суда в Атлантику.
Писатель Борис Житков, хорошо знавший море, рассказывая о своем друге, северном капитане Б. И. Ерохине, говорил: "Капитан, приняв судно, чувствует, что в нем, в этом судне, его честь и жизнь... капитан и судно — одно". Эти же слова можно повторить и о Петре Алексеевиче Ярковом.
Ог прошел путь от рядового матроса до капитана дальнего плавания по всем ступенькам нелегкой морской службы, отлично понимает, что успехи в плавании, победы на море зависят от сплоченности экипажа, от знаний и опыта всех членов команды, от их взаимной выручки.
Разные, непохожие друг на друга люди приходят на флот. Но капитан Петр Алексеевич Ярковой умеет найти к каждому из них подход, поддержать, развить в каждом человеке его лучшие качества.
"Командуя отрядом тральщиков ,— читаем мы в одной из характеристик, — тов. Ярковой сумел сплотить и организовать личный состав экипажей на успешное выполнение заданий командования».
"При выполнении боевых операций, — отмечается в другой, — тов. Ярковой проявлял смелость, умение направить усилие всех подчиненных к одной цели».
Высокая требовательность и в то же время отеческая забота о людях, сердечное и отзывчивое отношение к ним, любовь к морю помогают и в мирные дни капитану Ярковому добиваться успехов в труде...
Помнится, как-то Петр Алексеевич Ярковой ожидал жену из Тарту, где она находилась на лечении. Но неожиданно пришел приказ: вечером выйти в море.
— Жаль, — сокрушался Петр Алексеевич, — что не придется встретиться с женой. Но, что поделаешь: такова наша служба.
Действительно, нужно по-настоящему любить море, чтобы вот так отдавать ему все свои помыслы, все свои силы и свое сердце.
Родина высоко оценила боевые подвиги и самоотверженный труд Петра Алексеевича Яркового. Он удостоен орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, боевых медалей и медали «За трудовое отличие».
Сегодня мы радуемся вместе с Петром Алексеевичем Ярковым. Очередной рейс плавбазы «Ян Анвельт» успешно закончен. Судно доставило из Атлантики в родной порт сотни тонн груза.
Петр Алексеевич Ярковой отметил свое шестидесятилетие и встретил Новый 1964-й год в кругу семьи. Но мысленно капитан был в море, которому он отдал всю спою сознательную жизнь, которое стало его вторым домом.
По старой моряцкой традиции желаем Петру Алексеевичу Ярковому попутного ветра, счастливого плавания и долгих лет жизни!

К. ТАММ.

На снимке: капитан дальнего плавания П. А. Ярковой.
УСТАВ - НЕРУШИМЫЙ ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ - 21 сентября 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


РЕЙД ПО ПРОВЕРКЕ НЕСЕНИЯ ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СУДДАХ ТАЛЛИНСКОЙ БАЗЫ ОКЕАНИЧЕСКОГО РЫБОЛОВНОГО ФЛОТА.


В ночь с 13 на 14 сентября редакция газеты «Рыбак Эстонии» и администрация ТБОРФ с участием представителей партийных, комсомольских и общественных организаций, работников городского отделения милиции, народных дружинников провела массовый рейд по проверке вахтенной службы на судах, стоящих в портах.
В рейде участвовало более тридцати человек. Результаты рейда говорят, что вахтенная служба на судах Таллинской базы океанического рыболовного флота организована из рук вон плохо. «Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР» здесь грубо нарушается.



Во власти «Зеленого змия»


24 часа. Несколько автомашин выехали с территории управления ТБОРФ. Не включая света, они разъехались к Новому рыбному порту, судомеханическому заводу, Таллинскому морскому рыбному порту, третьему причалу.
Начался массовый рейд по проверке несения вахтенной службы.
Мы на третьем причале. Здесь, переливая огнями, стоит гордость нашего флота БМРТ «Эвальд Таммлаан». Возле него стоят грузовики. Рабочие порта и судокоманда выгружают рыбу. Они спешат с разгрузкой.
Поднимаемся по трапу. Ищем вахтенного штурмана. Его нет. В конце концов нам удается отыскать его. Высокий худощавый человек еле
держится на ногах. На вопросы отвечает бессмысленно и бессвязно. Он пьян до чертиков, с ним невозможно разговаривать. Наконец, узнаем, что фамилия его Семенов, что он является II помощником капитана БМРТ-350.
Оказывается, этот человек потерял совесть, всякую ответственность. Вызванный старший помощник капитана стыдливо пояснил:
— У него родился ребенок. Вот он на радостях и хлебнул .. .
Неприятно вести рассказ об этом. Ведь команда БМРТ-350 одна из лучших в нашей базе, является инициатором за досрочное выполнение плана по добыче рыбы. А такие люди, как Семенов, накладывают черное пятно па весь замечательный коллектив корабля.



Судно или ночлежка


На СРТ-4590, стоящем в Новом рыбном порту, нас тоже встретили молчанием. После некоторых поисков нам удалось разыскать вахтенных. Штурман сказал, что он проверял порядок. Решили проверить и мы. Прошлись по каютам. На столах и полу окурки, огрызки хлеба, сухие корки, бумага. А в некоторых - такой затхлый воздух, хоть заходи в противогазе.
И здесь живут люди?
Никакого подобия порядка.
Просим открыть очередную каюту. Вахтенный штурман разводит руками.
- Эта каюта кока. Там его имущество. Он уносит ключи с собой.
Требуем открыть. Говорим:
" А вдруг пожар? Тогда что?".
Вахтенный соглашается, что замечание верное. Наконец отыскивает «вездеход». Открываем. Ужас! На столе лежит десять- пятнадцать белых булок. Они отливают изумрудной плесенью. В каюте запах плесени.
Кок Афанасьев здесь хранит продукты для судокоманды ... А одну из кают нам так и не удалось открыть. Ключ не подходил. Мы заметили, что в каюте свет.
— Ничего не сделаешь. Наш механик Изотов оставил свет, а сам ушел. Каюту открыть невозможно. Механики народ изобретательный.
Мы оставили изобретательного механика. Но чувство подсказывало, что за замком
что-то кроется. Завершив проверку, мы вернулись на траулер.
Нам вторично удалось попасть внутрь. Нас приветливо встретил Изотов. Случайно отомкнув шторку кровати, здесь мы увидели женщину. Изотов , удивленно поднял брови:
- Не знаю, кто такая и как она появилась. Видимо, вошла, когда не было меня.
Подняли спящую. На все вопросы дама отвечала молчанием. Она не назвала ни своей фамилии, ни имени. Не знал их и сам Изотов.
Выяснилось, что и на других судах есть посторонние люди. На СРТ-219, между прочим, делила с мужем невзгоды вахтенной службы жена старшего помощника капитана, а на СРТР-9045 у матроса находился в гостях брат.
Случайно ли в два часа ночи на судах базы находятся посторонние лица? Нет. Все это — свидетельство и результат низкой дисциплины, плохой воспитательной работы, отсутствия элементарной бдительности.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


«У нас всегда так»

Новый рыбный порт. На палубе СРТ-4558 никого нет. Мы громко зовем вахтенного. Никто нигде не откликается, не отзывается. Начинаем обход по каютам. Многие из них закрыты, в некоторые легко войти внутрь. Но в них тоже пусто. Только в носовом отсеке, открыв дверь одной из кают, слышим здоровый храп. Включаем свет карманного фонаря. Луч выхватывает из темноты целую батарею бутылок.
На койке, подняв взлохмаченную голову, недовольно ворчит человек: " Кого тут черт таскает».
Спрашиваем: «Вахтенный?».
— Нет. Отдыхающий. Внизу то же.
Оказывается, это матросы Тубли и Кузлапуу. Они каждый день отмечают свой приход с моря. Оставляем их в покое. Вновь занимаемся поиском ответственных за корабль лиц. Но, как говорится, хоть шаром покати ... Нигде, никого. Судно брошено па произвол судьбы. Начинаем проверять, а кто же должен был нести на этом траулере службу. Узнали — III помощник капитана В. Поляков и матрос И. Олендра, они в эту ночь так и не поднялись на борт судна.
Случись пожар или еще какое-нибудь несчастье, судно погибнет, погибнут и те , кто мертвецки пьяный спал в носовой каюте.
Опять безответственность, опять наплевательское отношение к «Уставу службы на судах флота рыбной промышленности СССР».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



ПО ТРЕВОГЕ


Мы на танкере «Александр Лейнер». Здесь на местах все. Обрадовались. Наконец-то встретили одно судно, где есть порядок. Нас встретил и вахтенный штурман, и сам капитан т. Герасимов. Обошли корабль. Кажется, все нормально. Нет посторонних лиц, есть вахтенная служба.
Танкер — судно огнеопасное. В его трюмах тысячи центнеров топлива, горюче-смазочных материалов, которыми он снабжает на промысле суда. А мы прибыли на «Александр Лейнер» именно в тот момент, когда он заправлял свои танки легко воспламеняющимися нефтяными продуктами. Ночь. Темнота, хоть глаза выколи. Мало ли что может случиться в это время, если будет ослаблена бдительность?
Решили проверить, как же на судне организована пожарная вахта. Где-где, а здесь на танкере она должна быть поставлена высоко. Вахтенный объявил пожарную тревогу. Откуда-то выскочили два матроса и кинулись к пожарным шлангам. Один из них с перепугу тащил огнетушитель. Они долго мучились и, наконец, привели в действие водопомпы. «Пожар» был локализован.
Но ведь на «А. Лейнере» команда-то многочисленная». В то время, когда объявлялась пожарная тревога, кроме двух человек, остальные продолжали нежиться в постелях. К концу тревоги появился еще один матрос. Он спокойно вышагивал к месту происшествия, расправляя «по тревоге» на голове прическу.
На отсутствие пожарной вахты сделали замечание т. Герасимову.
— А что я сделаю, — удивился капитан, — команда у меня новая, еще не обученная. Она не знает своих обязанностей по пожарной тревоге.
Грустно размышляем. А что если пожар? Настоящий. Разве пожарная вахта из... двух человек справится с ним. Ведь служба на судне «должна быть организована таким образом, чтобы несение ее обеспечивало управление судном, его движение, живучесть и выполнение производственного задания". Но такая горсточка людей в случае объявления тревоги, как показала проверка, не сможет ликвидировать возникшую опасность.
Капитан знает, что его команда плохо подготовленная. А спрашивается, кто н когда ее будет обучать? Стоит ли об этом спрашивать. Безусловно, стоит. Там, где выполняются требования Устава, там порядок. И наоборот, малейшее ослабление трудовой дисциплины, небрежное отношение к служебным обязанностям ведет к тяжелым последствиям.


„А мы не спим!"


Мы на палубе «Альбатроса». Еле находим вахтенного штурмана. Спрашиваем: "Где вахтенный матрос». Отыскать его нелегко. Он хорошо устроился в каюте и спит. Расталкиваем. Матрос Пуйк поднимает удивленные глаза и отвечает: «А я не сплю, я только прилег». Около часу искали вахтенного матроса Игнатова на плавбазе «Урал». Он спокойно просматривал в это время третий сон. И опять. Когда мы его обнаружили, Игнатов спокойно ответил: «А я не сплю". Не оказалось совести и у матроса Хмелевского с РР-1270. Он тоже произнес стандартный ответ, как и его коллеги.
Даже удивительно, как дружно, а главное, с каким спокойствием нарушали в эту ночь вахтенные на судах базы Таллинской базы океанического рыбного флота. Во время несения вахтенной службы спят и матросы, и штурманы, и механики. Спят спокойным, безмятежным сном, забыв самые элементарные требования Устава. Глядя на все эти безобразия, невольно восклицаешь:
- А где у этих людей совесть? И ответишь сокрушенно: Нет ее. И никто не хочет воззвать к ней, воспитать у людей чувство ответственности за строгое и точное соблюдение флотского Устава». Яркий пример бесконтрольности можно было наблюдать у Таллинского судомеханического завода. Здесь на суда глубокой ночью пробрались две женщины. Они шли в «гости" к морякам. Шли в то время, когда порядочные люди уже давно отдыхали. Они шли не через проходную, а перелезали через отверстие в заборе.
Нам в эту ночь встретились и два пьяных гражданина, которые, весело насвистывая, шли с третьего причала, неся с собой рыбу с разгружавшегося БМРТ.
Когда их остановили и потребовали возвращения народного имущества, они удивились: «Нас пропустила охрана, а вы задерживаете".
Только плохо организованная служба приводит к подобным печальным результатам.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


* * *

Размеры нашей газеты не позволяют продолжить изложение материалов рейда, их очень много. Есть, разумеется, и положительные примеры. Но те факты, которые мы привели здесь, позволяют сделать совершенно определенный вывод: вахтенная служба на большинстве судов, стоящих в порту, организована чрезвычайно плохо.
Можно только удивляться, что при такой беспечности вахтенных в последнее время не произошло крупных аварий на судах. А они могут произойти, если не принять срочных и жестких мер к нарушителям дисциплины. И начинать надо с тех, кому доверено командовать кораблями, — с капитанов и их помощников.
Необходимо организовать в экипажах тщательное изучение «Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР". Не секрет, что Устав крайне плохо знают многие члены экипажей судов.
Твердой рукой навести порядок в несении вахтенной службы, воспитать у моряков сознательное отношение к своим служебным обязанностям, создать обстановку нетерпимости вокруг нарушителей трудовой дисциплины и требований Устава - вот что является сейчас одной из главнейших задач руководителей нашего отдела флота.
Устав — нерушимый закон для всех и его не позволено нарушать никому!

РЕЙДОВАЯ БPИГАДА:

Ф КАНГУР, главный инженер ТБОРФ, Л. СОНГ, капитан НМРТ-333, Герой Социалистического труда, Ю. КРЕЕК, секретарь комитета комсомола ЛКСМ Эстонии рыбопромыслового флота, Г. КЛИМЕНКО, начальник АХО ТБОРФ, А. КВАШНИН, редактор газеты «Рыбак Эстонии», И. ВОЙТАШЕВСКИЙ, начальник отдела связи, И. XЕCИН, начальник штаба добровольной народной дружины рыбопромыслового флота, В. ЛААНЕ, начальник отдела кадров, В. ТИТОВ, заместитель секретаря комитета комсомола ЛКСМ Эстонии рыбопромышленного флота и другие.
«ВЯНДРА» УХОДИТ В МОРЕ - 14 сентября 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС Вяндра на ходовых испытаниях - сентябрь 1963

31 августа в состав флота Таллинской базы океанического рыболовного флота вступил новый средний рыболовный морозильный траулер "Вяндра». Он построен для эстонских рыбаков на Киевской судоверфи "Ленинская кузница".
Корабль тихо покачивается на Днепровской воде. Позади остался переход Киев-Херсон, напряженные дни окончания последних .завершающих работ. Вместе с судоводителями в них самое активное участие принимали многие члены экипажа. Рыбаки приложили немало сил и старания, чтобы новое судно досрочно вступило в строй. Сегодня они радуются вместе со строителями — СРТМ "Вяндра» готов к выходу в море.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Морозов Дмитрий капитан и Эйдельнант С. старпом - РТМС Вяндра сентябрь 1963


Капитан Дмитрий Николаевич Морозов знакомит нас с судном. Не первый год плавает он на промысловых кораблях, понимает в них толк. О «Вяндра» говорит не без гордости:
- Замечательный траулер создали киевские строители! Большое им спасибо от рыбаков.
- Правда, - добавляет капитан, — как и любое новое судно, "Вяндра" имеет некоторые недостатки. Но они легко устранимы. Собственно, главные из них уже устранены по предложению экипажа в горячие дни приемки, — Мы очень признательны рыбакам, — сказал ответственный сдатчик судна Александр Антонович Казанович. Они по-хозяйски, придирчиво принимали судно, внесли ряд ценных предложений и добрых советов, которые помогли нам сократить сроки сдачи. В частности, много полезного подсказал во время испытаний холодильной установки рефрижераторный механик Ян Кутник, третий механик Тойво Аккерман помог в сжатые сроки устранить вибрацию траловой лебедки.
Немало потрудились на приемке старший помощник капитана С. Эйдельнанд, старший механик Александр Каргин, второй механик Всеволод Гулинский, электромеханик Леонид Озеров и другие моряки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кинг Олев матрос-библиотекарь и Грязнов Владимир 3-й штурман РТМС Вяндра - сентябрь 1963



Но пройдемся по судну. Длина «Вяндра" 54.2 метра, ширина - 9.3 метра. Водоизмещение около
900 тонн. Грузовместимость 262.4 регистровых тонны, автономность плавания 46 суток. На судне можно охлаждать и замораживать рыбу, изготовлять рыбные консервы.
- Судно имеет хорошие мореходные качества. - поясняет Дмитрий Морозов. - В частности, с тралом мы сможем работать при волнении моря до 6 и ветра до 7 баллов. В ходовой рубке установлена новейшая электрорадионавигационная аппаратура. Впервые применены для определения глубины моря и поиска рыбы в горизонтальном и вертикальном положении самые современные акустические приборы. Рыбопоисковая станция «Палтус» может обнаруживать скопление рыбы на глубине до 400 метров. Дальность обнаружения по горизонтали при благоприятных условиях не менее двух тысяч метров.
Обращает на себя внимание еще один прибор, установленный в ходовой рубке "Вяндра". Это первое судно в нашей базе, на котором установлен авторулевой. Он ведет судно точно по заданному курсу, освобождает матроса-рулевого от утомительной вахты.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Гулинский Всеволод 2-й механик - РТМС Вяндра 1963


С машинным отделением нас знакомит второй механик Всеволод Гулинский. Главный двигатель — дизель типа «Буккау- Вульф» с наддувом мощностью в 800 лошадиных сил позволяет судну развивать скорость в грузу до 13 узлов. Три вспомогательных двигателя имеют общую мощность 400 лошадиных сил.
Установлен вспомогательный паровой котел. Он полностью автоматизирован и не нуждается в особом обслуживании. Для закачки баллонов сжатого воздуха применен автоматический электрокомпрессор. За уровнем воды, топлива и масла в заливных цистернах следит дистанционный контроль. Автоматика значительно облегчила труд машинной команды, освободила людей от ряда трудоемких операций.
Доволен своим хозяйством и рефрижераторный механик Ян Кутник,
— Согласно проекту, - говорит он, — мы сможем замораживать в сутки до 5—6 тонн рыбы, производить тысячу трехкилограммовых банок рыбных консервов. Но если усовершенствовать технологический процесс, то, по всей вероятности, производственные мощности цеха можно будет увеличить.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Кутник Ян рефмеханик РТМС Вяндра- сентябрь 1963

Подумав, Ян Кутник добавляет:
— Посмотрим, что покажет первый рейс . ..
Конструкторы и судостроители позаботились о бытовых условиях рыбаков. Экипаж размещен в уютных одно и двухместных каютах, обставленных современной мебелью. В каютах и служебных помещениях корабля искусственная вентиляция. Имеется своя судовая автоматическая телефонная станция.
СРТМ «Вяндра» готов к выходу в рейс. И по всей вероятности, когда выйдет этот номер газеты, судно уже будет держать курс на промысел к берегам Ла-Манша. А сейчас, когда пишутся эти строки, команда занята последними приготовлениями к рейсу. У всех свои хлопоты и заботы. Каждый, от капитана до матроса, делает все возможное, чтобы с честью выполнить задание, оправдать оказанное доверие — освоить новое головное судно. Ведь вслед за «Вяндра», вступят в строй однотипные с ней суда: «Вайда», «Выхма». «Варбла», «Вазалемма", «Вайвара».
Опыт экипажа «Вяндра", его замечания и советы помогут и судостроителям и промысловикам по дальнейшему совершенствованию судового хозяйства и более производительному его использованию.

Н. СОЛОВЬЕВ
(Наш спекорр.)

Фото А. Тертычного
г. Херсон
ЕСТЬ ДВА РЕЙСОВЫХ! – 27 07 1963
В ЧЕСТЬ 60-ЛЕТИЯ КПСС



Более трех месяцев назад дизель-электроход «Альбатрос" покинул родные берега и взял курс на Гавану. Советские моряки доставили братскому кубинскому народу груз в отличном состоянии, в точно установленное время.

В тот период, когда разгружалось судно, у берегов Кубы в невиданных размерах шла рыба. Ее вылавливали тысячами тонн. Для сохранения важного пищевого продукта были мобилизованы все государственные предприятия, рефрижераторные автомобили. Однако рыба оставалась на берегу. Ей угрожала опасность, т. к. температура воздуха достигала 50 градусов тепла.

После специального заседания по вопросу о принятии мер по сохранению рыбы на «Альбатрос» прибыла группа членов кубинского правительства с советским представителем т. Джапаридзе. Они попросили экипаж оказать помощь в спасении рыбы.

На «Альбатросе», который не имел задания заниматься заморозкой, холодильные установки не были готовы для эксплуатации. В короткий срок группа специалистом во главе со старшим механиком Шевкетом Маноновичем Абдулаевым привела их в рабочее состояние.

Одиннадцать суток шла разгрузка «Альбатроса». И все одиннадцать суток команда параллельно с разгрузкой морозила рыбу. Было заморожено около 300 тонн.

За оказанную помощь экипаж советского судна заслужил благодарность кубинского правительства.

Рыбная промышленность Кубы только начинает развиваться. Флот ее еще беден. Он не имеет в своем составе рефрижераторов. Поэтому "Альбатросу" пришлось выйти в Мексиканский залив и заняться морозкой рыбы, которую интенсивно ловили промысловые суда. Экипаж "Альбатроса» и с новой задачей справился хорошо.

Общественные организации Кубы в знак признательности подарили морякам два государственных вымпела и портреты вождя кубинского народа Фиделя Кастро.

Покинув берега гостеприимной Кубы, дизель-электроход «Альбатрос" получил новое рейсовое задание: выйти в район Джорджес-банки.

Нелегко было морякам, т. к. команда обновилась. За короткий срок на судне обучили большую группу новичков. Широко развернулось социалистическое соревнование между бригадами. Победителем вышла бригада, возглавляемая рыбмастером Велло Юмариком. Она больше всех намораживала рыбы при наименьшей затрате времени и холода на один килограмм продукции.

Команда "Альбатроса" постоянно перекрывала производственные нормы. Вместо 32 она морозила 44.5 тонны рыбы в сутки. Иногда производительность труда достигала 50 тонн.

За отличные успехи в работе приказом капитана отмечены тт. Альт, Рихкранд, Ояру, Иннос, Алексеев, Пылдару и другие.

Рейсовое задание экипаж дизель-электрохода "Альбатрос» выполнил на 130 процентов. Свои трудовые успехи коллектив судна посвящает 60-ле-тию К.ПСС
Спасибо, амиго! - 08 06 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Павлов М. помощник рыбмастера, Орлов Л. и Ваганов Л. матросы СРТР - 9108 в Гаване - 08 06 1963


ПИСЬМО С КУБЫ

В последние дни мая мы взяли хороший улов. Майский план был выполнен досрочно.
Наш СРТР взял курс на Гавану.
Ранним утром на горизонте показалась столица героического острова Свободы. Она очень красива с моря. Среди яркой тропической зелени возвышаются нарядные дома, возведенные руками простых кубинцев. Когда-то они принадлежали иностранным монополиям, теперь их хозяином является народ.
Был шестой час утра. Но на берегу нас уже ждали гаванские докеры и рабочие рыбного комбината, наши друзья - курсанты мореходного училища. Они проходили практику на нашем судне, а сейчас сдавали экзамены.
Траулер подходит к стенке. - Привет, компаньеро!
Это кричит Хосе Медиачегас. Хосе как и его товарищи Умберто Баекуэс и Молес Сандалео за время пребывания на судне изучил русский язык. Теперь Хосе говорит: - Советские моряки — мои учителя, друзья, братья!
Мы сходим на берег и попадаем в объятья друзей. Наши практиканты с гордостью сообщают:
— Экзамены сданы отлично. Спасибо, амиго, за помощь! Хосе Медиачегас крепко пожимает руку капитану Виктору Червякову.
— Мы будем работать так, как вы научили нас, — взволнованно говорит кубинец.
Тралмастера Валентина Галкина горячо обнимает негр Ферри.
— Спасибо за науку, дорогой амиго!
И сразу возникает горячая, оживленная беседа. Наши моряки, особенно Виктор Червяков, изучили испанский язык и свободно ведут разговор с кубинцами. А когда трудно найти подходящее слово выручают жесты.
Кубинцы рассказывают, что вся Гавана с нетерпением ждет приезда Никиты Сергеевича Хрущева, чтобы принять его с распростертыми объятиями.
- Визит Н. С. Хрущева на Кубу - это чудесно, это великое событие для нашей страны.
По приглашению наших друзей мы побывали на вечере кубино-советской дружбы.
... И снова подготовка к выходу в море. На этот раз с нами в море идет курсант Хосе Кастис Верхсель. Он сын бедного крестьянина. Во времена господства Батисты такие парни как Хосе были лишены права на образование. Революция открыла Хосе путь к знаниям. Пройдет время, и он станет штурманом, а может быть и капитаном кубинского траулера.
- Я обязательно научусь работать, как пескадор советико, — говорит Хосе.

Н. ЕРМОЛАЕВ
НАСТОЯЩИЙ ХОЗЯИН – 01 06 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СТАРШИМ мастером добычи на нашем судне плавал Хельмут Арм. Еще в дни подготовки к выходу в море он обратил на себя внимание как отлично знающий свое дело специалист и рачительный хозяин.
Половина палубной команды была назначена к нам из состава других судов, но все матросы как-то сразу почувствовали в лице Хельмута Арма не только хорошего специалиста, но и умелого организатора.
Собственно, так и было. Хельмут Арм сумел толково расставить людей, как будто давно знал, кто на что способен. Мы своевременно получили все промвооружение.
Естественно, что палубная команда не только беспрекословно выполняла указания, дрифмастера. но и сами матросы проявляли разумную инициативу,
К моменту выхода судна в море все промвооружение было уложено в определенном порядке. При подходе к району промысла заблаговременно был набран порядок дрифтерных сетей, приготовлены различные поводцы.
Промысловая обстановка часто менялась, Судно дела-ло длительные переходы в поисках рыбы. Приходилось менять режим поводцов и сами сети с мелкоячейных на крупноячейные и наоборот,
Хельмут Арм все время проверял порядок сетей, если рвались поводцы, то он не выбрасывал оборванные, а сращивал их, позже они шли в дело. Непригодные сети шкернил, подборы хранил, a позже сдавал на плавбазы.
При снятии с промысла Хельмут Арм тщательно проверил все оставшееся промвооружение, распределил его по своему назначению и уложил его в таком порядке, что с приходом в порт сумел сдать все имущество за одни сутки.
Все это позволило Хельмуту Арму, как старшему мастеру добычи, достигнуть при работе на промысле значительной экономии промвооружения.

Г. ПЕРЕВОЗЧИКОВ.
второй помощник капитана СРТ-4451.

На снимке: X. Арм

Фото Д. Пранца
Праздник радистов - 11 мая 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

7 мая 1895 года великий русский ученый Александр Степанович Попов с помощью созданного им первого в мире радиоприемника без проводов показал ученым Петербурга опыты передачи сигналов на расстояние. Эта историческая дата ежегодно отмечается в нашей стране как День радио.
Замечательное открытие русского ученого принесло миру неоценимые блага. Радио сегодня — это связь между отдаленными континентами, с самолетами и судами, с космонавтами и искусственными спутниками, передача изображений на огромные расстояния.
Радио давно прочно вошло и в быт советских людей. С помощью радио расстояние во многие тысячи миль, отделяющие берег от промыслов судов в районе западного побережья Африки или Ньюфаундленда, преодолеваются радиоволнами в короткие доли секунды.
В течение нескольких месяцев радиосвязь для моряков является почти единственным средством общения с берегом. Не меньшую роль играет радио и в промысловой работе. Оно помогает вести поиск рыбы и обеспечивает навигационную безопасность мореплавания.
Обслуживают электрорадионавигационную аппаратуру на судах наши радисты, среди которых немало настоящих мастеров своего дела. С большим уважением относятся, напри-мер промысловики к радиооператорам Александру Брикез, Виктору Чикину, Ивану Молоканову, к начальникам радиостанции Анатолию Лаптейко, Юрию Мамутову и к десяткам других наших замечательных специалистов.
Успешную работу электро-радионавигационной аппаратуры и средств связи обеспечивают наши электрорадионавигаторы экспедиций. В любое время суток, в туман и шторм Петр Волостных и Иван Анд-реев производят качественный ремонт техники, способствуя выполнению промысловыми судами плана добычи рыбы.
С удалением районов промысла условия работы радистов стали более затрудни-тельными. Несмотря на это, есть полная уверенность, что задачи по обеспечению бесперебойной связи и надежной работы аппаратуры, стоящие перед радистами, будут выполнены с честью.

В. ВОЙТАШЕВСКИИ,

начальник отдела связи.

На снимке: начальник
рации Ю. Мамутов за работой.
20 апреля 1963 года - УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР
О НАГРАЖДЕНИИ РЫБАКОВ И РАБОТНИКОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР

За успехи в развитии рыбной промышленности республики наградить Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР рыбаков и работников рыбной промышленности:

Антипова Михаила Ефимовича — рабочего Таллинского судомеханического завода

Бардовского Николая Ивановича — заместителя начальника цеха Таллинского судомеханического завода.

Баврина Валентина Георгиевича - второго механика рыболовного судна CPTP-9131.

Федорука Вадима Семеновича — старшего мастера рыболовного судна СРТ-4515.

Грибовского Эдуарда Александровича — старшего механика рыболовного судна СРТ-9108.

Хейнмаа Вальтера Леопольдовича — первого помощника капитана плавбазы "Иоханнес Варес».

Елисеева Валентина Александровича — второго помощника капитана рыболовного судна СРТР-9101.

Евсеева Анатолия Ефимовича — старшего помощника капитана рыболовного судна СРТР-9122.

Карташова Валерия Ивановича — матроса рыболовного судна СРТ-4545,

Кундукова Григория Тимофеевича — матроса рыболовного судна СРТ-4371.

Лаугиса Лео Юхановича — матроса рыболовного судна СРТР-9103

Летова Анатолия Семеновича -- радиооператора рыбоморозильного судна «Эвальд Таммлаан»

Лошакова Владимира Николаевича — мастера рыболовного судна СРТР-9131.

Нехаева Александра Иосифовича — старшего мастера рыболовного судна СРТР-9026.

Оха Альфреда Вольдемаровича — рабочего судоремонтных мастерских Эстонской рыбопромысловой экспедиционной базы.

Пемурова Александра Александровича — капитана спасательного судна «Ураган».

Пийбера Пеко Освальдовича - матроса плавбазы "Иоханнес Варес».

Плешко Петра Алексеевича — боцмана рыбоморозильного судна «Юхан Сютисте».

Рохтла Хенно Хансовича -рабочего Таллинского судоме-ханического завода.

Семикова Федора Ивановича — старшего мастера рыбо-ловного судна СРТ-4292.

Шевелева Александра Николаевича — рабочего Таллинского судомеханического завода.

Шутова Николая Дмитриевича — рабочего Таллинского судомеханического завода

Зонова Геннадия Васильевича — механика рыбоморозильного судна «Антон Таммсааре».

Такка Олева Мартовича - третьего механики плавбазы "Иоханнес Варес".

Трубкина Михаила – мастера рыболовного судна СРТ- 4291.

Володина Владимира Павловича - радиооператора рыбоморозильного судна "Юхан Сютисте".




Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. МЮРИСЕП

Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР Б. ТОЛБАСТ

Таллин, 16 апреля 1963 г.