МОРЮ НУЖНЫ НАДЕЖНЫЕ – 15 августа

Автор
Опубликовано: 1674 дня назад (29 июня 2015)
0
Голосов: 0

— В море я попал не случайно — отец моряк. Каждый день слушал его рассказы, понятно, когда он бывал дома. И об океанской волне — то ласковой, то коварной, и о сказочных коралловых островах, белоснежных лайнерах и всевозможных морских приключениях. Одним словом — романтика. О работе я узнал позже, когда сам стал моряком. О море рассказывал и старший брат — старшекурсник Калининградского технического института рыбного хозяйства. Это и определило мою дальнейшую судьбу.
Известно, большинство ребят после школы весьма туманно представляют свою будущую профессию. Но есть и такие, кто уже в юности многое сделал для того, чтобы мечта стала явью. Наш герой из таких.
— До института, — продолжает Александр, — год ходил в море на промысловых судах матросом. Затем учеба в том же Калининградском институте, где учился и мой брат. Пошел и я по той тропе. Уже в институте увлекся моей теперешней профессией. Конечно, я мог стать штурманом (в институте дают знания и по этой специальности); это вроде и звучит привлекательней, да и горизонты шире открываются, но меня всегда тянуло к «веревкам». Так я стал тралмастером.
От сессии до сессии, зачеты, экзамены, — незаметно на календаре 1975 год. В кармане диплом инженера-механика по промышленному рыболовству и направление на работу в объединение «Эстрыбпром».
Первый рейс. Матросом, конечно. Ставил трал — руки тряслись от волнения; все боялся что-нибудь не так сделать, ну, да «не боги горшки обжигают». Мне здорово повезло. Наставник мне попался отменный. Старший мастер добычи Юрий Васильевич Мазаев. Орденоносец. Он закончил тот же институт — одна школа. Многому меня научил. — Александр задумался... — Многому я у него научился.
После первого рейса заслужил повышение. В следующий назначили мастером добычи. Руководитель бригады, легко сказать... Бригада добытчиков — 6 человек. Все разные, а я начальник. Люди, дела, результаты — это и есть бригада. Совершенно особый нравственный микроклимат, А если в бригаде новичок? Вот тут-то и необходим надежный старший друг, наставник, чья крепкая рука, уверенность и мастерство помогут новичку пройти и победить эти трудности.
А главный вопрос: как это все — трудно? Да, трудно, ничего не скажешь. Даже по трапу научиться взлетать — трудно. А тут работа с тралом. А погода? Она ведь хуже капризного ребенка. Ветер, холод, качка, посиневшие руки.
Для полета в космос людей отбирают — экстремальные условия. Море отбирает людей само — естественная фильтрация. Слабым здесь не прижиться — на судне вполсилы нельзя. Вот первая черта Александра — стремление к наивысшему напряжению сил. В этом смысле выбор им морской рыбацкой профессии не случайность.
Шесть человек. Нужно работать, нужно здорово работать, но ведь экономический эффект тут не подсчитаешь... Есть выгода иная. Все, что отдаешь, станет элементом нравственного микроклимата бригады. Пожалуй, самое ценное, что у нее есть... Что отдашь, то — наше.

Пошла рыба... Вот когда пот льется градом, вот когда поединок нервов, мастерства, взаимодействия, мужской выносливости острее, чем в любом хоккейном матче.
— Я считаю, — продолжил Александр, — что мой последний рейс на супертраулере «В агула», — один из лучших. Работалось интереснее. Возможно, сказывается накопленный опыт. Руки уже не трясутся от волнения (смеюсь, конечно). Капитан у нас — заслуженный рыбак, штурманский состав — грамотный опытный. В нашей работе четкая взаимосвязь со штурманами — основа успеха. И поднять трал, и опустить — требуется умение, и если все это вовремя, с умом — уменьшается износ, не рвется трал. А если штурман «прозевал» — добра не жди. В прошлом рейсе досталось нам — все время починкой занимались. Для молодых матросов была прекрасная подготовка.
В этом рейсе мой наставник, Юрий Васильевич Мазаев (я с ним уже три рейса был в море), усовершенствовал старый трал. Мы все время возились с ним, переделывали— было интересно. Как у нас, рыбаков, говорят? Трал ценят по уловистости, лучше ловит — значит, хороший. Этот даже меньше рвался, и потом легче старого. А раз трал легче, то скорость больше; ведь сейчас такая рыба — брать ее можно только скоростью. Я думаю, что усовершенствованный трал себя оправдает.
...Александр рассказывал о своем траловом хозяйстве, о преимуществах одного трала перед другим, о творческих поисках. Разве все это легко? Но всегда найдутся люди, которые будут думать, спорить, переделывать, совершенствовать, «ворчать», если хотите, будут искать новое.
— В море мы уходим работать. Этому подчиняем всех себя. А душа? Это вещь тонкая... Когда идет рыба, со своими мыслями наедине не останешься — весь в деле. Полгода на промысле. Где-то в середине рейса все-таки оказывается, что ты обыкновенный человек, и если перефразировать известное выражение — ни что земное тебе не чуждо. Тянет домой. Честно признаться, выбивает из колеи... почта. Странно? Но на самом деле это так. Каждое письмо несет информацию о той жизни, которая осталась так далеко, что и на карту смотреть не хочется. В такие минуты трудно бывает тем, кто не может вовремя себя взять в руки.
Зато никто так, как мы, рыбаки, не радуется родной земле, когда судно, устало вздохнув, замирает у стенки.
В этом рейсе мне пришлось стать и художником. Накануне Дня рыбака коллективу судна за трудовые успехи было присуждено почетное звание комсомольско - молодежного экипажа. Нужно было огромными буквами вывести это на рубке. С таким заданием справились бы у нас многие — нанести текст по трафарету. Но рисовать комсомольский значок с силуэтом Ленина — это дело другое. И тут предложили мне. Я с детства люблю рисовать, особенно карандашом. Специалисты говорили — получается. Много рисовал в школе. Для такого случая даже остановили судно, и я отважился сделать надпись с дорогим силуэтом. Зато мы гордо входили в наш родной порт. Смотрите!
Вы знаете, какая главная черта должна быть у рыбака? Надежность. Когда человек в себе уверен — все проблемы разрешимы. Но тут важно не переступить грань — самоуверенность подводит. Я так понимаю...
Когда судно встречали в порту, экипажу был вручен переходящий вымпел ЦК ВЛКСМ «За коммунистическое отношение к труду». В этом и несомненная заслуга бригады добытчиков, которая в социалистическом соревновании заняла первое место, и которой руководил мастер добычи Александр Александрович Жарких. Вы с ним только что познакомились.

В. БОГДАНОВ.
На снимке: мастер добычи комсомолец Александр Жарких.
Фото В. Тракса.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!